Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:05, научная работа
Цель: обозначить применение мотивации персонала в контексте деятельности Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «мотивация».
2. Рассмотреть элементы нематериальной мотивационной деятельности (моральная мотивация).
3. Изучить функции мотивационной деятельности.
4. Выявить наиболее приемлемый вид мотивации для музейных работников (на примере музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля).
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты понятия мотивации персонала……………………………………………………………………………
1.1.Понятие мотивации персонала………………………………………………...
1.2.Элементы нематериальной мотивационной деятельности (моральная мотивация)…………………………………………………………………………..
1.3. Функции мотивационной деятельности……………………………………...
Глава 2. Применение мотивации персонала в музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.……………………………………………………….
2.1. Общая характеристика музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля……………………………………………………………………………...2.2. Выявление наиболее приемлемого вида мотивации для музейных работников (на примере музея им. М. А. Врубеля)…………………………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Список источников…………………………………………………………………
Оценка труда также представляет собой важное свойство мотивации работников. Сообщив результаты оценки труда, фирма имеет возможность должным образом вознаградить работников зарплатой, повышением в должности, благодарностью и другими формами вознаграждения. Кроме того, следует отметить, что систематическое положительное подкрепление поведения ассоциируется с высокой производительностью в будущем.
1.3. Функции мотивационной деятельности.
Основными функциями мотивации являются:
• побуждение к действию,
• направление деятельности,
• контроль и поддержание поведения.
Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег. Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.
Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата: Шаг 1 - Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям. Шаг 2 - Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей. Шаг 3 - Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации. Шаг 4 - воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника. Шаг 5 - Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.
Глава 2. Применение мотивации персонала в музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
2.1. Общая характеристика музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Государственное учреждение культуры
- музей изобразительных искусств имени
Михаила Александровича Врубеля – гордость
нашего города! В его великолепных залах
представлено огромное количество музейных
сокровищ, представляющих все виды и жанры
изобразительного искусства.
Высококвалифицированные музейные специалисты
готовы предоставить Вам различные музейные
услуги, имеющие, как познавательный, так
и образовательный характер: экскурсии
и лекции, выездные беседы и многочисленные
конкурсы, видео-лектории и красочные
спектакли с использованием музейных
предметов, которые рассчитаны на все
возрастные категории.
Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды.
Коллекция Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля экспонируется в двух зданиях:
В Врубелевском корпусе (Ленина, 3) в постоянной экспозиции представлены – коллекции русской живописи XVIII – начала XX вв., иконы XVI-XXI вв., западноевропейской живописи XVI-XIX вв.
В Генерал-губернаторском
корпусе в постоянной
В 2009 г. музей отмечает 85 лет со дня основания. В связи с этим на специальное обсуждение выносится тема «О роли музеев в сохранении культурного наследия». Культурное наследие – совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Утраты в этой области невосполнимы и необратимы. Любые потери неизбежно отразятся во всех сферах жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. В ходе конференции предлагается обсудить вопросы, связанные с проблемами изучения и сохранения объектов материального и нематериального (неосязаемого) культурного наследия, а также выявить роль музеев в этом процессе.
Адреса музея:
ул. Ленина, 3 – Врубелевский корпус (проезд
до остановки “Драматический театр”);
ул. Ленина, 23 – Генерал-губернаторский
корпус (проезд до остановки «Магазин
“Яблонька”»).
2.2. Выявление наиболее приемлемого вида мотивации для музейных работников (на примере музея им. М. А. Врубеля).
Как уже говорилось в данной работе, учреждения склонны использовать как материальную, так и моральную мотивацию персонала. Моя цель- учреждение культуры. На примере музея имени М.А. Врубеля можно проследить наличие процесса мотивации персонала, выявить преобладающий, а также наиболее приемлемый вид мотивации. Данный тип учреждения культуры применяет как материальную, так и моральную мотивацию труда, но преимущественно речь идет о моральной мотивации, что объясняется творческим составом работников (экскурсоводы, работники в области культуры и искусств, а также знатоки изобразительного искусства, деятельность которых ориентирована не только на производственную функцию, но и на социокультурную, просветительскую).
Одним из элементов моральной мотивации в музейном учреждении является переподготовка и повышение квалификации работников. Это, в свою очередь, способствует карьерному росту и повышению социального статуса. В коллективе работников музея применяется повышение квалификации, т. к. ведется культуротворческая, научная и просветительская деятельность, направленная на разновозрастную аудиторию.
Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема информации и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда (в данном контексте – просветительского характера). Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.
Основные требования, обеспечивающие эффективность освоения программ обучения, сводится к следующему:- для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели обучения; - для работающих руководители учреждения должны создать условия, благоприятные для обучения; - если навыки, приобретаемые в процессе обучения, сложны, то этот процесс нужно разбить на последовательные этапы.
Организация и управление нововведением составляют предмет специальной дисциплины – инноватики. Поэтому рассмотреть в полном объеме технологию управления нововведением в рамках данной работы не представляется возможным, да и необходимым тоже. Однако в содержании инновационного управления существует проблема, принципиально важная, если не центральная в контексте работы с персоналом – управление сопротивлением. Под сопротивлением понимается нежелание работников процесса переквалификации по причине неосознанности важности данного процесса. Руководители музея избрали правильный метод борьбы с сопротивлением посредством того, что повышение квалификации и переподготовка кадров играют важную роль в становлении личности работника, его статуса, достижение максимального уровня профессионализации (сродни карьерному росту).
Следующий элемент, который должен быть присущ учреждению для успешного пути развития - это организационная культура (приложение 5).
В современном управлении все более отчетливо на первый план выходят культурологические проблемы. Непосредственному управлению все более явно предшествует выработка видения, образа учреждения, представлений о его социальной миссии, принятых ценностях, идеалах, нормах. Фактически речь идет об ответе на вопросы «Кто мы такие?», «Чего мы хотим?», «Что для нас свято?» и т. п. – т.е., о культурном самосознании и самоидентификации. Только на этой основе могут разрабатываться долговременная стратегия и приниматься конкретные решения. Замечательное свойство культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не задумываются вовсе, и специально не работают над ее формированием. Везде, где есть человек, где он что-то делает с другими людьми, складываются определенные способы действий, поведения, общения, их писанные и неписанные правила, т. е. культура. Организационная (корпоративная) культура и фирменный стиль являются как бы наиболее полным и интегральным выражением культуры управления и работы, личной культуры персонала.
Что касается музея им. М.А. Врубеля, то он «построен» на очень крепком фундаменте организационной культуры. Культурный уровень персонала отличается своей высокой степенью.
Внутренняя организационная культура музея включает в себя информационный дизайн, который включает в себя выработку знаков, в идеале – полноценную знаковую систему графических, изобразительных, словесных, звуковых и т. д. символов учреждения. Прежде всего, это название, а тем самым, позиционирование музея. Государственное учреждение культуры музей изобразительного искусства имени М.А. Врубеля -это название, которое дает представление о деятельности учреждения, географическом положении, говорит о статусе в звене музеев, учреждений культуры вцелом. Также существует своя атрибутика, специальный сайт и т. д. Из всех вышеперечисленных элементов складывается закрепленный имидж учреждения. Он, в свою очередь, формирует имидж персонала данного учреждения. Перечисленные - основные элементы информационного дизайна важны тем, что они создают систему знаков, информирующих о учреждении, о его существовании, о его присутствии «здесь и сейчас». Мотивация очень зависит от организационной культуры, так как формирует некое сплочение коллектива, ощущение целостности, уверенности в коллегах и самом учреждении, что позволяет руководству активно координировать действия персонала. Название учреждения и его юридический адрес используется в бланках – «шапка» документов (писем, приказов, инструкций и т. д.) на конвертах, визитках, сувенирах, значках.
Внешний облик сотрудников, включая одежду, прическу и макияж, может иметь различную степень нормативности – от униформы, спецодежды до просто мелких деталей одежды, использующих фирменный стиль (галстук, нагрудный знак, цветок и т. д.). То же касается и прически. В музее принята система простейших запретов («как не принято») на внешний вид коллектива, из соображений того, что главная деятельность осуществляется в учреждении культуры.
Эти вопросы тесным образом связаны с проблемами психологии управления, культуры руководства и т. д. Личная культура – наиболее полное и в то же время трудноуловимое выражение организационной культуры и фирменного стиля. Если руководитель не занимается сознательным выстраиванием собственного имиджа, то особенности его личности, а нередко и патологии, переходят на организацию в целом. Можно лишь отметить, что внутренняя организационная культура музея Врубеля отличается стройностью, логичностью и отличными предпосылками для развития эффективных управленческих решений, в том числе мотивационного характера. Здесь речь уже доходит до требований к образованию, особенностям личности сотрудников и руководителей, их нравственной культуре – к тому, с чего начинается и чем кончается любое управление и подчинение и любое человеческое дело – человеческой личности. Образ (имидж) учреждения, подобно двуликому Янусу, обращен и адресуется в две стороны; к внутренней жизни учреждения и вовне.
Все, что перечислено выше, формирует внутреннюю сторону жизни, а внешней стороной для музея является осуществление выставочной, культуроохранной, научно-просветительской деятельности, позиционирование себя, как неотъемлемую часть единого культурного пространства Омского региона.
Проведение конференций на актуальные для нашего региона темы в области культуры, семинаров, издание научной литературы, сотрудничество с учеными-искусствоведами в г. Омске повышает престиж и имидж учреждения , расширяет спектр предоставляемых культурных услуг.
Заключение
В своей работе я, посредством анкетирования и тестирования выявила, что для работников музейных учреждений характерен способ использования моральной мотивации. Предпосылкой может служить то, что работники в сфере культуры отличаются творческим потенциалом и способностью вкладывать свои силы в деятельность, нуждаясь преимущественно в моральной мотивации (психологический климат в коллективе, карьерный рост и сами результаты деятельности). Учет человеческих физиологических потребностей работниками культуры приводит к тому, что на них легко можно оказать психологическое давление, ссылаясь на поддержание высокого морального уровня.