Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть проблему совершенствования мотивации на малых предприятиях.
Задачи исследования:
Определить основные термины и понятия в исследовании данной темы.
Объяснить проблемы мотивации.
Изучить основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников.
Рассмотреть совершенствование системы мотивации на предприятиях малого бизнеса.
Введение………………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией ……………………………………………………………………....5
Сущность мотивации в системе управления ………………………………5
1.2 Теории мотивации ……………………………………………………………...6
1.3 Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников………………………………………………………………………...12
ГЛАВА2. Совершенствование системы мотивации на предприятиях малого бизнеса…………………………………………………………………….17
2.1 Формирование эффективной системы оплаты труда и мотивации персонала малых предприятий………………………………………………………………..17
2.2 Мотивация торгового персонала на малых предприятиях: проблемы и перспективы………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………….35
Проведем анализ системы мотивации персонала трех малых предприятий, являющихся отделами одного из крупнейших торговых центров города N.
1. Отдел
"Детский рай" – малое
предприятие, занимающееся
Проведенный
опрос выявил следующие особенности.
Персонал отделов "Детский рай"
явно недостаточно мотивирован. Применяемые
руководством методы стимулирования не
в полной мере отражают потребности
работников. Даже при высоком уровне
доходов предприятия заработная
плата остается довольно низкой. При
этом, и без того невысокая зарплата
становится еще меньшей при вычитании
за недостачи. Причем, по словам продавцов,
недостача вызвана плохой работой
службы охраны торгового центра, систематичными
случаями краж и невозможностью одному
продавцу уследить за всеми товарами
в отделе, обслуживая при этом покупателей.
Таким образом, неудовлетворенной
остается одна из самых основных потребностей,
а именно потребность в безопасности.
Кроме этого, потребностей, а именно
потребность в безопасности. Кроме
этого, как показало исследование, на
предприятии достаточно плохая психологическая
атмосфера (несправедливое отношение
руководителя к подчиненным). Персонал
предприятия заинтересован в
повышении уровня профессиональных
навыков, повышении уровня ответственности,
самостоятельности и сложности
выполняемых обязанностей. Однако эти
потребности не находят поддержки
у руководства торгового
Подобная ситуация в той или иной мере типична для многих малых предприятий сферы торговли, однако бывают и исключения.
2. Отдел
"Рембрандт" – малое торговое
предприятие, продает в
Персонал
предприятия состоит из трех девушек
продавцов-консультантов. На повышение
эффективности их работы направлено
воздействие следующих
Кроме этого,
как показывают данные проведенного
анкетирования, дополнительным стимулом
для персонала компании "Рембрандт"
является возможность общения с
клиентами, большинство из которых
люди достаточно интересные и обеспеченные.
Таким образом, существующая на данном
предприятии система
3. Отдел
"Автомир" – малое предприятие,
Как показал опрос, персонал данного предприятия обладает достаточно высоким уровнем мотивации трудовой деятельности. Применяемые методы стимулирования достаточно эффективны. Важным мотиватором служат хорошие отношения между руководителем компании и персоналом. Подчиненные отмечают честность в отношениях, например, каждый может сам подсчитать свою зарплату. К неудовлетворенным потребностям, выявленным в ходе анкетирования, относятся необходимость компьютера для создания базы данных по учету товаров и потребность в обучении навыкам продаж.
Именно обучение, по мнению персонала предприятия, поможет в работе со "сложными" покупателями.
Рассмотренные примеры показывают не только минусы существующих систем мотивации, но и реальную возможность сделать эти системы более эффективными. Для этого необходимо реализовать три этапа: провести диагностику мотивационной среды предприятия, на основе полученных данных разработать комплекс материальных и моральных средств стимулирования, регулярно проводить текущую диагностику и коррекцию мотивационной системы.
Первый этап. Диагностика мотивационной среды.
На данном этапе проводится именное анкетирование торгового персонала, опрос по ключевым вопросам, связанным с трудовой деятельностью.
Цель
данного мероприятия –
Параллельно
проводимое психологическое тестирование
позволит выявить основные психологические
характеристики торгового персонала,
знание которых необходимо для реализации
индивидуального подхода в
Второй этап. Разработка комплекса материальных и моральных средств стимулирования.
Комплекс
разрабатывается на основе данных,
полученных на предыдущем этапе. Одним
из важнейших элементов
Третий
этап. Проведение текущей диагностики
и коррекции мотивационной
На этом
этапе проводится анализ получаемых
результатов работы системы, контроль
за ее осуществлением, периодическое
анкетирование торгового
Если
рассматривать систему
Соответственно будет большим и спрос на торговые площади и цена на них.
Кроме этого, торговый центр обладает большими возможностями по созданию дополнительных средств стимулирования персонала малых предприятий. Одно из них – организация обучения торгового персонала навыкам профессиональных продаж.
В работе
нами была рассмотрена система мотивации
и эффективность трудовой деятельности
в организации. Можно сделать
вывод, что в основе мотивации
лежат потребности. Они выступают
внутренними источниками
Более заметную роль в мотивации играет интерес – глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей. Опираясь на эти ценности человек принимает решение, что делать и как. Также важное место в мотивации занимает цель – осознанно предсказуемый результат деятельности. Если цель выбрана правильно и понятна работнику, то она мобилизует его на достижение результата. Еще одним сильным мотивирующим элементом является ожидание – это то, в какой мере работник предвосхищает вознаграждение, а затем чувствует себя вознагражденным в связи с достижением цели. Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает.
Но по праву первое место в теории мотивации занимает понятие "мотив". Мотив имеет персональный характер и находится внутри человека, и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что необходимо сделать и как будет осуществлено это действие.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует предельной внимательности от каждого участника рыночных отношений. В условиях жёсткой конкуренции на первый план выходит повышение эффективности работы персонала, с целью достижения оптимального соотношения качества и количества выполняемых работ. Поэтому особую роль приобрёл процесс мотивации работников. Различают две основные формы мотивации: по результатам и по статусу. Мотивация по результатам применяется там, где можно сравнительно точно определить результат деятельности отдельного сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы. Переходный этап к рыночной экономике в России характеризуется кризисом трудовой мотивации и негативным представлением значительной части работников о трудовой деятельности.
Суть
трудовой мотивации стала практически
сводиться к желанию иметь
максимально гарантированную
Мотивы
существуют в системном взаимодействии
с другими психологическими явлениями,
образуя сложный механизм мотивации,
который включает в себя потребность,
притязания, стимулы, установки, оценки.
Путь к эффективному управлению лежит
через понимание мотивации
Хочется
отметить, что, несмотря на наличие
некоторых общих
Информация о работе Мотивация личности. Способы повышения уровня мотивации персонала в организации