Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа
В настоящее время управление персоналом представляет сложную систему теорий, правил и закономерностей. Изучение этих аспектов имеет огромное значение при выборе тактики и стратегии управления организацией. Персонал в любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие из этого - что-то производить, добиваться своей цели в деятельности. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение неких целей.
Цель курсовой работы - рассмотреть мотивацию труда, выявить подходы к ее изучению, а также описать способы улучшения мотивации труда.
4. Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе, но он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Мотивационная
сфера личности представляет собой
совокупность взаимосвязанных и
структурированных мотивов
Система мотивации играет важную роль в управлении любым, без исключения предприятием или организацией. Не всякая организация применяет у себя данную систему осознанно, т.е. понимая, что в данном конкретном случае это означает. Обычно руководители делают упор именно на материальное стимулирование труда сотрудников, не утруждая себя осознанием того факта, что в трудовом коллективе многое решает не только уровень заработной платы. Мотивация - сложный процесс в системе управления. Одним из первых ученых, взявший на себя изучение проблемы мотивации был Абрахам Маслоу. Он первым систематизировал и проанализировал основные жизненные мотивы человека. До него считалось, что материального стимулирования достаточно для того, чтобы сотрудники усердно трудились. Позднее пришло понимание, что только за деньги сотрудники работают не очень хорошо.
Система мотивации существовала всегда и на любом предприятии, но не всегда руководители об этом имели достаточно точное представление. В присно памятные советские времена часто можно было услышать, что некто устроился на работу с небольшой заработной платой, но зато на работе можно было сделать нечто такое, что недоступно в другом месте. Это тоже была система мотивации работника, только в искаженном и неверном виде. Люди приходили не только работать за деньги, но и заодно утащить чего-нибудь с предприятия. Это явление было широко распространено во времена не такие уж и далекие.
В условиях рыночной экономики подобные подходы и методы мотивирования работников уже не действуют. Необходимо планирование набора средств и методов различного характера. Многие руководители просто не понимают, что сотрудник приходит на работу не только трудиться. В процессе работы он еще и общается с коллегами, сотрудниками других организаций и т.д. Все эти контакты отражаются на мотивированности сотрудника. Система мотивации может быть построена и на исключительно материальных стимулах, но такая система не будет устойчивой. Наиболее наглядно это можно пронаблюдать в фирмах, которые практикуют у себя так называемые активные продажи. Обычно в таких организациях имеется постоянный дефицит сотрудников. Это неудивительно, поскольку в условиях активных продаж немаловажное значение имеет стрессоустойчивость. Не все ею могут обладать, а компенсировать издержки, кроме как деньгами, больше нечем. Отсюда и высокая текучка персонала.
Можно смело утверждать, что организации, где система мотивации эффективна, отличаются относительно невысоким (и управляемым) уровнем текучести персонала, высокими рыночными и экономическими показателями, ярко выраженной клиентской ориентацией, устойчивым качеством продукции и/или услуг, благоприятной внутренней атмосферой. Например, находясь в офисе подобной компании, можно заметить благожелательное отношение сотрудников друг к другу и к посетителям. Сотрудники такой организации положительно отзываются о работе в ней в разговорах с друзьями и знакомыми. Организация имеет положительный имидж как на рынке, так и в обществе.
Организации с неэффективной системой мотивации нередко, особенно на растущем российском рынке с низкой конкуренцией и высокой нормой прибыли, добиваются временных рыночных успехов. Однако в долгосрочном плане на конкурентном рынке они проигрывают за счёт неустойчивости состава ключевого персонала, слабой связи между интересами организации и интересами её сотрудников, напряжённых отношений внутри организации, переносимых и на клиентов. Сотрудники такой организации, продолжающие в ней работать из-за высокой оплаты труда, собственной узкой специализации или по иным личным причинам, крайне редко отзываются о ней благожелательно в ходе общения с другими людьми. Не являются редкостью враждебные действия по отношению к такой организации со стороны обиженных бывших сотрудников.
Обобщая сказанное,
можно заключить, что с точки
зрения эффективности системы
ЦЕЛИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Менеджер, выполняя свои функции в организации, должен осознавать, что в широком смысле система мотивации сотрудников должна способствовать достижению трёх серьёзных целей:
1. удержание сотрудников в организации,
2. повышение
результативности и
3. обеспечение преданности (приверженности) сотрудников.
Удержание работника в организации
Говоря о трудовой мотивации, чаще всего имеют в виду лишь одну из её целей, которая рассматривается в рамках цикла менеджмента, а именно, выполнение подчинёнными поставленных руководителем целей. Однако не следует забывать, что в условиях современного рынка труда работодателю стоит серьёзно позаботиться об удержании сотрудников в организации. Этот фактор, на который впервые обратил внимание автор одной из содержательных теорий мотивации – Герцберг, видимо, и можно считать одним из критических моментов, отличающих современные подходы к мотивации на работе от метода кнута и пряника.
В современной России обстановка на рынке труда, особенно в крупных городах, постепенно меняется в пользу работника.
Однако далеко
не все российские компании
уделяют внимание удержанию
Помогают таким
компаниям выжить и некоторые
особенности российского
Однако, вслед за развитием экономики меняется и человеческий менталитет, хотя и значительно медленнее. Люди начинают понимать, что не только фирмы подбирают себе сотрудников, но и человек на рынке труда может выбирать себе компанию. Одним из признаков этого явился, например, впервые опубликованный в 2002 году рейтинг привлекательности работодателей (журнал "Карьера" № 1 за 2002 год), содержавший перечень из 154 крупных компаний.
Итак,
состояние рынка труда в
Очевидно, что дефицит какого-либо (или нескольких) факторов можно частично компенсировать за счёт других. Например, на неинтересную или неприятную работу людей обычно привлекают повышенной оплатой или возможностями быстрого продвижения.
Набрав и
удерживая на работе
Говоря о результативности сотрудников, кроме контроля повседневного исполнения закреплённых обязанностей, необходимо рассматривать вклад работника в достижение целей организации. Увязать цели организации и задачи, которые ставятся перед сотрудником, возможно с помощью системы управления по целям.
С точки зрения эффективности поощрять следует, в первую очередь, правильные действия сотрудника, направленные на достижения целей организации и отвечающие требованиям качества. Правильные действия, которых ожидает от сотрудника организация, должны быть известны ему в форме закреплённых за ним должностных обязанностей.
В любом случае, результативная и эффективная работа сотрудников должна подкрепляться реакцией со стороны организации, направленной на удовлетворение тех или иных мотивов сотрудников. Работа, не отвечающая этим требованиям, не должна поощряться, а в некоторых случаях должна наказываться.
Обеспечение преданности (приверженности) сотрудников
Данная
цель мотивации в последние
годы выходит на первый план
в западном менеджменте. В
а)
должны быть сверхлояльны по
отношению к организации ("
б) скорее всего, воруют (берут "откат" и т. п.) или как минимум, стараются ничего не делать, а зарплату получать.
Очевидно,
что, вообще говоря, оба эти
утверждения могут быть как
верны, так и неверны, в
Преданность
организации чаще всего
1. сильное
желание оставаться членом
2. желание
прилагать максимальные усилия
в интересах данной
3. твердая убежденность в корпоративных ценностях и приятие целей данной организации.
Факторы, формирующие преданность, можно разделить на три основные группы:
1. Аффективная преданность
2. Преданность, обусловленная
3. Нормативная преданность
Для создания системы мотивации в организации и достижения с её помощью трёх перечисленных выше целей организации используют целый ряд инструментов, которые принято разбивать на две крупные группы: материальные и нематериальные средства мотивации.
Материальные мотиваторы, среди которых иногда выделяют ещё денежные и неденежные, сводятся, так или иначе, к выплате сотрудникам денег или передаче им иных материальных благ.
Нематериальные
мотиваторы, как правило, выглядят
как некоторые
Как материальные
так и нематериальные мотиваторы
могут по-разному воздействоват
С другой стороны, сотрудник, не подвергающийся воздействию других инструментов мотивации, кроме регулярного повышения оклада, со временем может начать испытывать понижение уровня мотивации по всем трём направлениям, если сочтёт, что повышение оклада недостаточно по сравнению с инфляцией, повышением окладов коллег, работников других аналогичных организаций и т. п. Попросту говоря, такой сотрудник может начать искать работу с большими возможностями обучения и развития или просто более интересную, причём не обязательно с большим окладом.
Информация о работе Мотивация и ее роль в управлении персоналом