Моральное стимулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:16, реферат

Краткое описание

В настоящее время в организациях происходит возрождение системы морального стимулирования. Возвращаясь к опыту прошлых лет стоит помнить о старых ошибках, исправлять недочеты. При соблюдении работодателем простых правил и внимании к потребностям подчиненных организация в короткий срок сможет добиться поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Моральное стимулирование.docx

— 24.75 Кб (Скачать)

В настоящее время  в организациях происходит возрождение системы  морального стимулирования. Возвращаясь к  опыту прошлых  лет стоит помнить о старых ошибках, исправлять недочеты. При соблюдении работодателем простых правил и внимании к потребностям подчиненных организация в короткий срок сможет добиться поставленных целей.

Ключевые  слова: стимулирование труда, меры поощрения, моральное поощрение, моральные стимулы, средства стимулирования.

          В СССР широко применялось моральное стимулирование, это была нормальная, принятая повсеместно практика. Но она была слишком формальна, все внимание обращалось лишь на внешнюю сторону процедуры, без понимания её внутреннего содержания. В расчет не брались чувства и эмоции сотрудников, однако именно им стоит уделить особое внимание, чтобы повысить эффективность используемых средств морального стимулирования. Данные мероприятия не должны проходить для галочки.

          В последнее время все  чаще говорится о необходимости  все это возродить. Продвинутые  западные компании рассматривают многие забытые формы морального стимулирования как удачные находки в области  мотивации персонала. Получается, что  все новое - это хорошо забытое  старое и система успешно действует спустя достаточное количество времени, вопреки изменению вкусов, менталитета и развитию науки. Очевидно, и нам стоит задуматься о возрождении забытого, обратиться к опыту прошлых лет. Сложностей возникнуть не должно, ведь отечественные предприятия все чаще прибегают к традиционным инструментам морального стимулирования: благодарности в приказе, почетные грамоты, отметки в трудовых книжках, выдвижение лучших сотрудников на доски почета, установление этих досок на рабочих местах и т.д. [1. С. 34-35].

          Главное, возвращаясь к  забытым приемам не повторить старых ошибок. Помните, что моральные стимулы должны быть престижны для ваших сотрудников и, в первую очередь, являться знаками общественного признания, повышающими эффективность управления человеческой активностью.

    Руководителям необходимо постоянно расширять  и совершенствовать формы морального поощрения персонала, для поддержания как заинтересованности работника, так и его трудовой активности, но делать это нужно продуманно.

          Например, работодатели могут  применять следующие  меры морального поощрения  работников:

1.публичное признание заслуг работника на проводимых собраниях, в том числе при подведении итогов годовой работы организации;

2.информирование всего персонала организации о достижениях работника;

3.направление работника на специальные конференции, семинары, выставки;

4.предоставление возможности обучения, повышения квалификации;

5.создание работнику более комфортных условий труда;

6.предоставление отгулов и дополнительных дней к отпуску;

7.опубликование статей о достижениях работника во внутренней прессе организации;

 8.поручение работнику выполнения специальных заданий, как выражение доверия руководства [2. С. 48].

          При выборе мер морального поощрения лучше ориентироваться  на те из них, которые являются наиболее значимыми для конкретного работника. В небольшом коллективе определить такие меры достаточно легко, поскольку в нем существуют тесные неформальные связи, как среди сотрудников, так и между руководителем и работниками. Поэтому нетрудно узнать какому виду поощрения отдает предпочтение тот или иной работник. В больших организациях это сделать сложнее, потому в случае затруднений можно воспользоваться помощью самих работников. Для этого можно провести опрос, в котором предложить сотрудникам определить формы морального поощрения, которые они считают для себя наиболее ценными.

          Разработанное на предприятии моральное  стимулирование работников должно отвечать следующим  требованиям:

    - поощрения должны быть предусмотрены за конкретные результаты деятельности, за результаты, к которым каждый сотрудник имеет непосредственное отношение и на которые может повлиять посредством решения задач, стоящих перед ним;

    - меры поощрения за трудовые  успехи должны быть установлены  таким образом, чтобы для каждого  более высокого достижения можно  было применить более значимое  поощрение;

    - сотрудники должны быть уверенны  в том, что при условии выполнения  ими повышенных обязательств  руководство поощрит их в соответствии  с результатами, которые будут  достигнуты;

    - необходимо постоянно поддерживать  заинтересованность работников  в постоянном улучшении их  производственных  показателей;

    - нельзя допустить обесценивание  моральных стимулов;

    - учитывайте нарастающее у сотрудников  профессионально- техническое мастерство.

    Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:

    - разработать положение, в котором  будет прописан статус наличие  положения о статусах морального  поощрения и знание их работниками;

    - шире использовать разнообразные  формы морального поощрения в  интересах развития творческой  инициативы и активности;

    - моральное поощрение подкреплять  мерами материального стимулирования, обеспечить правильное взаимодействие материальных и моральных стимулов, непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами, изменением в содержании, организации и условиях труда;

    - о каждом моральном поощрении  работника широко информировать  трудовой коллектив;

    - вручать награды и объявлять  благодарности в торжественной  обстановке;

    - поощрять работников своевременно  – сразу после достижения определенных  успехов в труде;

    - развивать новые формы поощрения  и устанавливать строгую моральную  ответственность каждого работника  за порученное дело;

    -   анализировать действенность стимулирования;

    - точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников [3, c. 21].

          Чтобы не допустить обесценения  моральных поощрений, необходимо относиться к их использованию с большой  осторожностью. Оно может произойти  в случае поощрения лиц, на взгляд работников, не достойных награды. Частое использование моральных поощрений как в целом, так и в отношении отдельных работников так же может привести к обесценению. Наиболее распространенные моральные поощрения общего действия лучше применять: благодарность в приказе - не более 10% в год, почетная грамота - не более 5%. На предприятиях численностью более 500 человек на доску почета рекомендуется помещать фотографии не более 1% работников, в книгу почета - не более 0,2% [1. С. 35-37].

          Помните, чем реже используется стимул, тем значительнее его статус! 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Прошкин, Б. Моральное стимулирование труда: попытка оптимизации / Б. Прошкин, Е. Баканов // Человек и труд. – 2008. - №1.

    2. Румянцева, Г. Прощаем и награждаем  персонал / Г. Румянцева // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2010. - №7.

    3. Омельянюк, А.М. Управление процессами мотивации труда / А.М. Омельянюк // Брест: БГТУ. - 2001.


Информация о работе Моральное стимулирование