Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение миграционных потоков с момента краха Советского Союза и до сегодняшнего дня, так как развал СССР стал основным фактором миграционных изменений на территории не только бывшего Советского государства, но и определил миграционные тенденции в мировом масштабе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства………………………………………………………………………5
2. Направление и динамика межреспубликанских миграционных потоков в "позднем" СССР…………………………………………………………….…….7
3. От советских республик к национальным государствам……………….….10
4. Перспективы дальнейшей концентрации народов в рамках "своих" государственных территорий на постсоветском пространстве……….….…..16
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………….………..31

Файлы: 1 файл

Миграция.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Заполняя  в странах-реципиентах самые низкие трудовые ниши, таджикские рабочие имеют и сравнительно невысокие заработки. Их денежные переводы на родину оцениваются нами в 15-17% ВВП республики. По абсолютному объему трудовые трансферты существенно превышают объемы официальной помощи развитию и тем более приток прямых иностранных инвестиций. После экспорта денежные переводы рабочих - главный канал поступления в экономику РТ конвертируемой валюты9.

     Кыргызстан: по нашим данным, в трудовую миграцию республики вовлечены до 500 тыс. чел. По оценкам кыргызских экономистов, денежные переводы гастарбайтеров составляют от 10 до 25% ВВП страны (200-500 млн. долл.), а мигранты достигают 18% экономически активного населения. Главная причина, побуждающая выезжать из страны, - глубокая бедность подавляющей массы населения. Главными донорами труда выступают южные области: Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская. Перенаселение Ферганской долины и ее удушающее малоземелье вынуждают значительные контингенты рабочей силы мигрировать за рубеж.

     Число гастарбайтеров из Кыргызстана в России определяется нами в 350-400 тыс. чел. Традиционные центры их притяжения: Урал, Сибирь и Поволжье. В 2002 году в Екатеринбурге было открыто Генеральное консульство КР, которое специально занимается проблемами трудовых мигрантов в Уральском, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Кроме того, с 2004 года резкое увеличение числа нелегальных рабочих из Кыргызстана отмечается в Москве и Московской области.

     Наряду  с РФ значительные контингенты кыргызских трудовых мигрантов направляются в  Казахстан, где уже в 2002-2003 годах их количество превысило 50 тыс. чел. В сельскохозяйственный сезон до 50-70 тыс. жителей республики направляются на заработки на казахстанские табачные плантации. Заработки кыргызских рабочих в России, по-видимому, несколько выше, чем у таджиков. Нелегал строитель-чернорабочий получает 180-200 долл. в месяц, специалисты (маляры, электрики и т.п.) – 300-400 долл. Челноки, торгующие китайскими товарами, зарабатывают 700-1 000 долл. По данным платежного баланса, в 2006 году трудовые трансферты составили 14% ВВП Кыргызстана, что примерно совпадает с нашими оценками. При этом денежные переводы составляют около половины экспорта и в три раза превосходят прямые иностранные инвестиции.

     Молдова: рабочая миграция из страны оценивается  в 400-450 тыс. чел., свыше 40% домохозяйств получает трудовые трансферты из-за рубежа. Согласно оценкам Всемирного банка за 2004 год, по отношению денежных переводов трудовых мигрантов к ВВП Молдова занимала третье место в мире - после крошечного государства Тонга, а также Гаити. На европейском континенте Молдова занимает первое место по экономической значимости трудовых трансфертов.

     На  начальном этапе независимого развития (1990-1994 гг.) для республики был характерен восточный вектор трудовой миграции. Впоследствии Молдова начала встраиваться в европейский рынок труда, поэтому восточный вектор был дополнен западным. Некоторые эксперты полагают, что с конца 1990-х годов начинают доминировать западное и юго-западное европейские направления, а значение восточного вектора - главным образом России - постепенно уменьшается. Переориентация на Европу обусловлена двумя факторами. Во-первых, оплата труда в развитых европейских странах существенно выше, чем в РФ (800-1 000 евро и 250-300 евро). Во-вторых, криминальные и милицейские поборы, коррупция и бюрократия намного сильнее проявляются именно в России. Тем не менее, мы полагаем, что вплоть до настоящего времени на РФ ориентируются примерно две трети всех трудовых мигрантов из Молдовы. Если судить по данным платежных балансов, которые отражают переводы только по банковским каналам, в 2006 году трансферты мигрантов приблизились к 18% ВВП, что превышает 50% национального экспорта и в два с половиной раза - прямые иностранные инвестиции.

     Грузия: по этой республике достоверных оценок трудовой миграции нет. По некоторым  данным, число "отходников" достигает 1 млн. чел. Нам эти оценки представляются существенно завышенными. Мы определяем их в 350-400 тыс., из которых 85-90% ориентированы на Россию. При том, что на заработки выезжают высококвалифицированные рабочие и специалисты (64,9% обследованных мигрантов имеют профессию, а 46,3% из них - высшее образование), в странах-реципиентах они заняты преимущественно малоквалифицированным трудом и лишь 15% работают по специальности. По расчетам грузинских экспертов, трудовые трансферты на родину составляют от 720 млн. долл.38 до, минимум, 4 млрд. Нам обе эти оценки представляются существенно завышенными; по нашим расчетам, денежные переводы грузинских рабочих равны 400-500 млн. долл., то есть 6-7% ВВП страны.

     Армения: согласно недавнему обследованию домохозяйств, в 2002-2005 годах трудовая миграция из республики оценивалась в 95-122 тыс. чел., что равно 4-5% официальной численности населения страны. "Отходники" составили 7%-9% трудоспособного населения и 11%-14% трудоспособных мужчин. Основная масса гастарбайтеров по-прежнему нацелена на Россию. Из 90,1% рабочих мигрантов, выехавших за указанный период на заработки в государства СНГ, 87,6% направились в Россию, 2,2% - в Украину и 0,3% - в Казахстан (при этом 95% работают в городах). Только 9,9% мигрантов отправились на рынки вне СНГ10.

     Большинство армянских трудовых мигрантов (43,1%) предпочитают работать в Москве, популярны у них и Санкт-Петербург, Тюмень, Челябинск, Ростов. 51,9% армянских гастарбайтеров, выехавших в 2002-2005 годах в РФ, работали в российских европейских регионах, 21% - на Урале, 8,2% - на Северном Кавказе, 5,5% - в Сибири. Из них лишь 40,3% имели профессию, 23,1% трудились на простейших работах низкой квалификации, 35,3% вообще не имели специальности. Армянские мигранты заняты главным образом в сфере услуг и в торговле, а в странах дальнего зарубежья - в основном в строительстве. Денежные переводы этнической диаспоры на родину (в данном случае выделить трудовые переводы в чистом виде не представляется возможным) превышают 15% ВВП. Трансферты, 70% которых поступает из России, по меньшей мере, в три раза превосходят прямые иностранные инвестиции и достигают примерно двух третей национального экспорта.

     Страны-реципиенты трудовых мигрантов. Крупнейшим импортером труда на постсоветском пространстве является Россия. Согласно данным Федеральной  миграционной службы, привлечение иностранных  работников на законных основаниях в экономику РФ возросло со 129 тыс. чел. в 1994 году до 1 500 тыс. в 2006-м. Нерегулируемый поток трудовых мигрантов намного масштабнее.

     Как правило, специалисты по изучению миграции избегают давать абсолютные оценки численности гастарбайтеров в России, предпочитая оперировать относительными показателями. Так, в одном из последних исследований отмечается, что если, по официальным данным, доля иностранной рабочей силы составляет примерно 0,5% от всех занятых в российской экономике, то реально она доходит до 5-7%, что соответствует уровню таких государств, как Бельгия, Франция и Швеция. При том, что в 2005 году официальная оценка занятости в РФ составляла 68,285 млн. чел.45, в абсолютных показателях мы выходим на 3,4-4,8 млн. Напомним, что, по нашей оценке (весьма приблизительной), численность трудовых мигрантов в российской экономике достигает 5-6 млн. чел.

     Наряду  с Россией к странам-реципиентам  гастарбайтеров на постсоветском пространстве относится Казахстан. Повышение  производства и экспорта нефти, а также металлов низкой степени переработки вывело РК в лидеры постсоветского и даже мирового экономического роста. Сравнительно высокий уровень жизни и заработной платы привлекают рабочих мигрантов из бывших субъектов СССР, особенно из других государств Центральной Азии. Не обладающие запасами природного сырья экспортного значения Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан переживают глубочайшую социально-экономическую катастрофу. Подавляющая часть населения этих республик прозябает в бедности и нищете. Потенциал экономического роста, значит, и возможности трудоустройства здесь, несмотря на успокаивающую официальную статистику, невелики. Разрыв в уровнях оплаты труда в Казахстане, с одной стороны, и в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане - с другой, постоянно растет. В 2006 году средняя зарплата в сфере экономики Казахстана в целом в 4-5 раз превосходила кыргызский и узбекский уровни, в 9-10 раз - таджикский.

     Как отмечалось выше, вплоть до 2004 года в  Казахстане наблюдался отрицательный  баланс миграции населения. За последние два-три десятилетия из республики выехали несколько миллионов квалифицированных специалистов. Примерно 45% убывших в 1990-х годах - люди с высшим и средним специальным образованием. В результате дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов в РК много острее, чем в РФ, которая в последние десятилетия не теряла, а аккумулировала квалифицированных работников, прибывавших из-за рубежа.

     Важным  дополнительным стимулятором трудовой миграции в Казахстан из Узбекистана  и Таджикистана служит традиционное присутствие там многочисленной узбекской общины. Согласно переписи 1989 года, в КазССР проживало 352 тыс. узбеков, причем 285 тыс. из них (или 80%) были компактно расселены в южной Чимкентской области, то есть в приграничье с Узбекистаном. Трансграничные этнические сети заметно облегчают мигрантам поиск работы, обеспечивают их быструю адаптацию к новым условиям жизни.

     Об  общем числе гастарбайтеров в  Казахстане данных нет. Согласно официальным  источникам, в 2005 году в республику прибыли 53,7 тыс. трудовых мигрантов, среди которых преобладали граждане государств СНГ, преимущественно Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Реальное число иностранных рабочих в Казахстане в разы превосходит официальные показатели. На 2002 год экспертные оценки колебались в пределах 200-500 тыс. чел. По некоторым данным, число гастарбайтеров в РК (включая временных) приближается к 1 млн. чел. Численность только таджикских работников (включая сезонников) оценивается в 400 тыс.

     Еще меньше достоверной информации об отраслевой структуре занятости иностранных рабочих. Считается, что примерно 60% таджиков, работающих в Казахстане, торгуют на рынке, 20% заняты в строительстве, 10% - в промышленности, еще 10% - в сфере услуг. Гастарбайтеры концентрируются в Астане и в граничащих с Узбекистаном южных областях. Очевидно, что как на спрос, так и предложение продолжают действовать мощные факторы, стимулирующие массовую трудовую миграцию. Ведомый нефтедолларами рост экономики в Казахстане и России все больше привлекает в эти страны низко- и среднеквалифицированных рабочих из трудоизбыточных государств Центральной Азии и с Кавказа. К тому же Казахстан расположен рядом с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном11.

     Ближе к 2012 году РФ вступит в острую фазу депопуляции. Соответственно, возрастет потребность российской экономики в импорте рабочей силы. А высокие темпы демографического роста в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане создают постоянное давление на рынок труда и нацеливают на миграцию все новые и новые контингенты рабочей силы. Трудовую миграцию стимулирует и тяжелое материальное положение подавляющей части населения республик Кавказа, Центральной Азии, а также Молдовы и Украины.

     Страны, принимающие гастарбайтеров, стремятся  поставить стихийное перемещение трудовых ресурсов под контроль. С этой целью они ужесточают миграционное и трудовое законодательство, увеличивают административные штрафы, которые работодатели обязаны выплачивать за использование нелегальных рабочих. Однако эти меры имеют ограниченный эффект. Тотальная коррупция, но главное - огромные масштабы миграции затрудняют попытки поставить перетоки трудовых ресурсов под контроль. К тому же дивергенция постсоветских республик по уровню экономического развития и доходам продолжается, что объективно стимулирует трудовую миграцию из беднейших в относительно успешные страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Проведенный анализ показал, что межстрановые миграционные обмены на постсоветском пространстве стимулируются двумя мощными  процессами. С одной стороны, распадом единого государства и становлением новых суверенных стран, что подталкивает концентрацию этносов в пределах "своих" государственных территорий; с другой - нарастающей мобильностью труда в условиях глобализации. К настоящему времени "великое переселение народов" на свою историческую родину в основном завершилось. Как результат, заканчивается и трансграничная миграция, порожденная этим процессом.

     Перспективы трудовых трансграничных миграций на постсоветском пространстве определяются тремя факторами. Во-первых, разнонаправленными экономическими и демографическими процессами в разных субъектах СНГ. Во-вторых, опережающим старением населения в республиках-реципиентах иностранной рабочей силы. В-третьих, ожидаемым старением населения в большинстве европейских стран. Рассмотрим эти факторы более детально в указанном порядке.

     Главный двигатель трудовой миграции между  новыми независимыми государствами  - резкие и растущие разрывы в уровнях материального благополучия и возможностях трудоустройства. Большая их часть "скатилась" на дно мирового развития, а богатые природными ресурсами Казахстан и Россия закрепились в его среднем эшелоне. Вместе с тем именно сравнительно успешные экспортеры сырья, особенно РФ, вступили в длительную полосу демографической катастрофы, а наиболее слаборазвитые постсоветские республики, напротив, отличаются высокими темпами демографического роста. На относительно небольшой период разнонаправленность тенденций экономического и демографического развития создает объективную взаимозависимость между постсоветскими экономиками по линии фактора труда.

     Действительно, согласно прогнозам, к 2015 году население  Украины сократится по сравнению  с 2005-м на 10%, Грузии - на 7%, Беларуси - на 6%, России - на 5%. В ближайшие 20 лет Украина возглавит список стран, отличающихся наиболее быстрыми темпами сокращения численности населения. Согласно среднему варианту прогноза ООН, в 2010-2015 годах количество ее жителей уменьшится на 10%, в 2015-2025-х - еще на 11%. Уже в 2020 году население страны составит чуть менее 40 млн. чел. (в 2000-м было 49 млн.). Практически этот показатель вернется к уровню начала 1950-х годов. А численность 15-64-летних будет падать еще быстрее. К 2020 году количество жителей трудоспособного возраста снизится здесь по сравнению с уровнем 2005-го на 16%, к 2025-му - на 23%. В абсолютном выражении численность экономически активного населения в 2010-2015-х - почти на 1,8 млн., в 2015-2025 годах - на 4,5 млн. чел. Это означает, что уже в ближайшее время экономика Украины столкнется с серьезным дефицитом трудовых ресурсов. Вариант, при котором этот растущий дефицит компенсируется взрывным ростом производительности труда, представляется невероятным. В 2010-2015 годах со снижением численности населения трудоспособного возраста столкнутся Беларусь и Молдова (с некоторым запозданием). От пятилетия к пятилетию это сокращение будет увеличиваться.

Информация о работе Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства