Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:55, дипломная работа
Цель курсовой работы: изучение миграционных потоков с момента краха Советского Союза и до сегодняшнего дня, так как развал СССР стал основным фактором миграционных изменений на территории не только бывшего Советского государства, но и определил миграционные тенденции в мировом масштабе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства………………………………………………………………………5
2. Направление и динамика межреспубликанских миграционных потоков в "позднем" СССР…………………………………………………………….…….7
3. От советских республик к национальным государствам……………….….10
4. Перспективы дальнейшей концентрации народов в рамках "своих" государственных территорий на постсоветском пространстве……….….…..16
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………….………..31
Таблица
2 - Динамика этнонациональной структуры
населения республик Южного Кавказа
Центральная Азия. С начала 1970-х годов до 2003-го Казахстан характеризовался отрицательной нетто-миграцией. В 1989-2000 годах из республики выехали 3,3 млн. чел., а прибыли в нее 1,2 млн. С 2004 года РК имеет небольшое положительное сальдо миграции. Всего за 1989-2006 годы республику покинули 3,8 млн. чел., а въехали 1,6 млн.
За 1989-2006 годы валовая миграция (сумма эмиграции и иммиграции) достигает примерно трети, а чистая миграция (эмиграция минус иммиграция) - 14% от численности населения республики на 1989 год, то есть не менее 10% жителей РК не проживали в республике на момент обретения ею независимости. Естественно, в стратах экономически и политически активного населения эта пропорция заметно выше.
Главным
следствием столь массовой миграции
стало изменение
Насколько естественен этот процесс в еще недавно самой русской из всех бывших советских республик, кроме России? Ответ на этот вопрос во многом зависит от выбора начальной точки отсчета. Первая перепись населения России, проведенная в 1897 году, зафиксировала, что удельный вес численности казахов на территории, которая впоследствии составила Казахскую ССР, достигала 85%, а русские составляли менее 10% совокупного населения. Переселенческая политика первой половины XX века (особенно советский эксперимент) кардинально изменили сложившийся этнодемографический баланс. Пропорционально численности людские потери кочевого и полукочевого казахского этноса оказались самыми масштабными среди всех крупных народов, вошедших в СССР. В 1959 году абсолютная численность казахов была ниже уровня 1897-го. Однако постепенное возвращение к норме ведет к восстановлению исходного этнодемографического баланса. Следовательно, с исторической точки зрения эволюция этнического состава Казахстана в последние десятилетия представляется вполне естественной. Другое дело, что и этот процесс наполнен драматизмом, только иного рода6.
В четырех других республиках региона - Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане - разворачиваются процессы, сходные по направленности с казахстанскими. В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане доля титульных этносов в совокупном населении приближается к 80%. Доля русского населения колеблется от 1,1% (в Таджикистане) до 5% (в Узбекистане) и 6,8% (в Туркменистане).
В совокупном населении Кыргызстана доля кыргызов достигает почти 65%. При этом на начало ХХ века в республике еще оставалось более 600 тыс. русских (не исключено, что это число завышено), то есть 12,5% жителей страны. Провал государственности и продолжающаяся в республике социально-экономическая катастрофа способствовали тому, что эмиграция из КР - после некоторого затишья во второй половине 1990-х годов - в 2001-2005 годах возобновилась с новой силой. Наряду с Кыргызстаном миграция реанимируется и в Узбекистане, который также все глубже увязает в повальной нищете.
Наблюдаемое
возобновление миграции позволяет
предполагать, что к концу нынешнего
десятилетия численность
Беларусь,
Россия, Украина. Постсоветская Россия
все 1990-е годы и первую половину текущего
десятилетия активно как
Как и Россия, Беларусь периода независимого развития была реципиентом мигрантов, хотя и в более скромных масштабах. Украина же, напротив, является миграционным донором. Судя по данным последних переписей, в Беларуси и Украине наблюдается повышение доли титульных этносов в совокупном населении. Параллельно в обеих республиках наблюдается снижение совокупной доли трех славянских народов. Воспроизводственные демографические характеристики белорусов, русских и украинцев достаточно близки. Это наводит на мысль о том, что повышение доли белорусов и украинцев в совокупном населении их стран может являться статистическим артефактом. Не исключено, что при последней переписи многие представители славянских народов указанных республик изменили свою этническую принадлежность, идентифицировав себя с титульной нацией.
Россия - единственное государство на постсоветском пространстве, где наблюдается не только сокращение абсолютной численности титульного этноса, но и снижение его доли в совокупном населении. Причем это происходит, несмотря на солидный миграционный приток контингента из бывших советских республик, значительная (если не подавляющая) часть которого представлена русскими. Советский эксперимент подорвал (а может, и разрушил) механизм демографического воспроизводства русского народа.
Страны
Балтии. Этнодемографическая структура
населения в республиках Балтии
за годы независимости меняется в
пользу титульных этносов. В начале
2000-х годов доля литовцев в совокупном
населении Литвы достигла 83,4%, в Эстонии
доля эстонцев - 67,9%, в Латвии латышей -
57,7%. И хотя абсолютная численность титульных
наций во всех этих странах сокращается,
их моноэтничность растет в результате
более быстрого сокращения численности
нетитульных этносов, особенно русских.
4. Перспективы
дальнейшей концентрации народов в рамках
"своих" государственных территорий
на постсоветском пространстве
В 2000-2001 годах численность русских в бывших советских республиках, исключая Россию, снизилась до 18 млн. чел. по сравнению с 25 млн. в 1989-м. Вне трех славянских стран оставались 16,7 млн. русских. На наш взгляд, официальная статистика Казахстана, Кыргызстана и Молдовы завышает количество ныне проживающих в этих республиках русских. Тем не менее, даже при этом, казалось бы, "великое переселение народов" может продолжаться еще 10-15 лет. Однако в силу того, что средний возраст русских, оставшихся в бывших республиках СССР, равен приблизительно 45 годам (возможно, и выше), ожидать их массового возвращения в Россию не приходится. Значительное (если не подавляющее) их большинство не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для переезда и обустройства на новом месте. К тому же с начала 2000-х годов РФ последовательно ужесточает миграционную политику в отношении бывших соотечественников. Предполагается, что реальный потенциал миграции из бывших советских республик в Россию до 2025 года составит от 4 млн. до 7 млн. чел. Но даже эти оценки представляются нам завышенными. По-видимому, если в прежних республиках СССР не будет социально-политических катастроф, то фактическая миграция в РФ не превысит 2-3 млн. чел7.
Масштабная
трудовая миграция превратилась в важнейший
фактор глобального развития. На рубеже
XX и XXI веков численность
Трудовая миграция приобрела заметные масштабы и на постсоветском пространстве. По наиболее часто встречающимся консервативным данным, в этот процесс могут быть вовлечены до 7-8,5 млн. чел. Напомним, что попытки обеспечить даже временную трудовую миграцию из трудоизбыточных в трудодефицитные республики СССР с помощью административных рычагов полностью провалились. То, что не удалось командно-административной системе, сделал рынок.
Разрывы в уровнях развития и материального благополучия постсоветских экономик огромны и после 1999 года лишь увеличиваются. Глубокие перепады в уровнях развития - главный двигатель трудовой миграции между постсоветскими государствами.
Страны-доноры. Государствами-донорами трудовых ресурсов выступают Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Украина и Беларусь (в некоторой степени). Ряд моментов заслуживает особого внимания. Во-первых, в странах-донорах в миграции (по расчетам автора) участвуют значительные контингенты: в Кыргызстане, Молдове и Таджикистане в этот процесс вовлечено до трети экономически активного населения, в Азербайджане и Грузии - до 20-40%.
Во-вторых, на постсоветском пространстве (исключая республики Балтии) примерно 70% всех гастарбайтеров нацелены на Россию. В основном это мигранты из республик Центральной Азии и Кавказа. Кроме того, центральноазиатские и кавказские (в меньшей степени) гастарбайтеры ориентируются на Казахстан. Мигранты из Украины примерно поровну распределяются между Россией и Западом. На европейские государства в значительной степени ориентируются и международные "отходники" из Молдовы.
В-третьих, для стран-экспортеров рабочей силы трансферты мигрантов стали важным фактором экономического развития. В Таджикистане и Кыргызстане денежные переводы гастарбайтеров из России достигают 11-14%, в Азербайджане - 8%, в Молдове и Грузии – 5-6% валового внутреннего продукта. Рассмотрим ситуацию в отдельных государствах - донорах трудовых мигрантов более подробно8.
Украина:
среди постсоветских стран
Азербайджан: здесь формируется второй крупнейший на постсоветском пространстве поток гастарбайтеров. Относительно массовая трудовая миграция из Азербайджанской ССР в Россию наблюдалась еще в 1980-х годах. На "излете" существования СССР азербайджанцы временно оседали в Москве и в других крупных российских городах, но продолжали официально числиться занятыми у себя на родине. Большинство приезжали на 3-5 месяцев для торговли фруктами, овощами, цветами. К концу 1980-х азербайджанцы практически монополизировали российский рынок цветов. В 1989 году из республики цветов вывезли почти на 4 млрд. рублей, что составило более половины от ее валового общественного продукта.
Мы
оцениваем численность рабочих-
Узбекистан: трудовая миграция отсюда остается terra incognita. По некоторым данным, в России работают примерно 500 тыс. узбеков, но эта оценка считается завышенной. Мы же полагаем, что на 2006 год это число скорее занижено, чем завышено. Количество "отходников" из Узбекистана можно весьма приблизительно оценить в 700-800 тыс., из которых около четырех пятых трудятся в РФ. Кроме того, они ориентируются на Казахстан и на Кыргызстан. Последний является центром притяжения нескольких тысяч узбекских рабочих из приграничных районов. Трансферты трудовых мигрантов на родину оцениваются нами не менее чем в 4% ВВП Узбекистана, но, скорее всего, это весьма заниженная оценка. По абсолютному объему они существенно превосходят прямые иностранные инвестиции в страну.
Таджикистан: численность гастарбайтеров из республики равна 600-650 тыс. чел. Около 80-85% из них нацелены на Россию, они в основном трудятся в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, однако не менее 25% - в Москве. Другими странами притяжения гастарбайтеров из Таджикистана являются Казахстан, а также - до некоторой степени - Узбекистан и Кыргызстан.
В некоторых регионах Таджикистана, особенно пострадавших от гражданской войны и тотального хаоса 1990-х годов, на заработках за рубежом находится большая часть трудоспособных мужчин. Согласно опросам экспертов Всемирного банка, в 1996 году 70% мужчин трудоспособного возраста из городов Курган-Тюбе и Гарм работали в России и Иране. К тому же, по данным опросов, около 60% таджикских трудовых мигрантов не владеют никакой специальностью, 12% - имеют ее в сфере сервиса, 7% - считают себя фермерами. Поэтому неудивительно, что 51% таджикских гастарбайтеров заняты неквалифицированным трудом в строительстве, 34% - в сфере услуг и лишь 6% - в сельском хозяйстве.
Информация о работе Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства