Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение миграционных потоков с момента краха Советского Союза и до сегодняшнего дня, так как развал СССР стал основным фактором миграционных изменений на территории не только бывшего Советского государства, но и определил миграционные тенденции в мировом масштабе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства………………………………………………………………………5
2. Направление и динамика межреспубликанских миграционных потоков в "позднем" СССР…………………………………………………………….…….7
3. От советских республик к национальным государствам……………….….10
4. Перспективы дальнейшей концентрации народов в рамках "своих" государственных территорий на постсоветском пространстве……….….…..16
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………….………..31

Файлы: 1 файл

Миграция.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства………………………………………………………………………5

2. Направление  и динамика межреспубликанских  миграционных потоков в "позднем"  СССР…………………………………………………………….…….7

3. От  советских республик к национальным  государствам……………….….10

4. Перспективы  дальнейшей концентрации народов  в рамках "своих" государственных  территорий на постсоветском  пространстве……….….…..16

Заключение…………………………………………………………………….…27

Список  использованной литературы………………………………….………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Сегодня миграционные процессы являются неотъемлемой частью мирового развития, а постсоветское  пространство занимает на миграционной карте мира особое место. В начале 1990-х в связи с распадом Советского Союза наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков. Поэтому к концу XX века, феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. Это потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных актеров, участвующих в регулировании миграционных процессов на постсоветском пространстве.

     Проблемы  регулирования миграции населения  в 90-х годах XX века вышли за рамки  демографической политики и потребовали новых комплексных подходов, соединения усилий различных государственных ведомств и общественных организаций. Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем миграции на постсоветском пространстве.

     Общественные  перемены в последнее время кардинально  изменили политическую и социальную ситуацию в бывших советских республиках, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего. В настоящий момент перед российским правительством стоят следующие проблемы: каким образом строить внешнюю политику по отношению к странам, в которых есть русскоязычное население, что делать с иммигрантами, беженцами и перемещенными лицами на территории России, как реагировать на продолжающуюся “утечку мозгов” из Российской Федерации, что делать, чтобы привлечь высококвалифицированные кадры и каким образом регулировать трудовую миграцию?

     Цель  курсовой работы: изучение миграционных потоков с момента краха Советского Союза и до сегодняшнего дня, так как развал СССР стал основным фактором миграционных изменений на территории не только бывшего Советского государства, но и определил миграционные тенденции в мировом масштабе.

     В связи с поставленной целью, в  курсовой работе рассматриваются следующие  задачи:

      - рассмотреть миграцию, как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства;

     - рассмотреть направление и динамику межреспубликанских миграционных потоков в "позднем" СССР;

     - рассмотреть перспективы дальнейшей концентрации народов в рамках "своих" государственных территорий на постсоветском пространстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства 

     Миграционная  ситуация в СНГ не может рассматриваться  вне контекста больших изменений  в политической, экономической и  социальной сферах новых независимых  государств. Экономический спад, трудное становление государственности, нарушение прав некоренных национальностей, межэтнические конфликты, «прозрачность» государственных границ, отсутствие миграционной политики стали в 1990-е гг. причинами больших миграционных перемещений.

     Миграционная ситуация на постсоветском пространстве формируется под влиянием целого комплекса разноплановых факторов, прежде всего таких, как демографический и социально-экономический дисбаланс между странами, дифференциация уровня жизни, расширение экологически неблагоприятных ареалов, нарастание политической нестабильности, локальные воины и межэтнические конфликты1.

     В настоящее время миграционная ситуация в пределах странах СНГ оценивается  как тревожная. Миграция населения  носит крайне неравномерный, ассиметричный характер. Так иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно – политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Наблюдается не взаимообмен, а односторонний поток из стран СНГ в Россию (в 1989г. на долю России пришлось 42% иммигрантов из СНГ, а в 2003г. – уже 73%).

     Трудовая  миграция в постсоветском обществе выполняет исключительно важную роль социального стабилизатора. Трудовая миграция стала "стратегией выживания" общества и сыграла стабилизирующую роль для всех стран СНГ.  В значительной мере благодаря ее развитию удалось предотвратить массовый голод и нищету во многих странах СНГ, в том числе и среди беженцев. Кроме того, трудовая миграция является гибким инструментом включения СНГ в международную систему миграций и международный рынок труда, одновременно выполняя роль едва ли не самого эффективного интегратора СНГ.

     Таким образом, миграция выполняет роль стихийного фактора региональной интеграции. Способствуя  экономическому развитию стран Содружества, сглаживая остроту социальных проблем, разрешая демографические вопросы миграции, являются своеобразными весами уравновешивая диспропорции развития стран Содружества.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Направление и динамика межреспубликанских миграционных потоков в "позднем" СССР 

     В советской системе межреспубликанская мобильность населения была сравнительно высокой, причем зачастую она вызывалась административными и/или насильственными  методами. Некоторые народы подверглись  фактически поголовной депортации из традиционных мест своего проживания. При этом на протяжении длительных периодов времени, уходящих в досоветскую эпоху, некоторые республики выступали в качестве, как доноров, так и реципиентов граждан. Примерно до 1960-х годов основные людские и трудовые потоки формировались в направлении от России, Украины, Белоруссии (в меньшей степени) в другие республики3. Движение в обратном порядке было намного слабее.

     На  определенных исторических отрезках времени  эта миграция значительно влияла на демографическую динамику и этнонациональную структуру населения некоторых республик. Как отмечают казахстанские авторы, на протяжении целого столетия - с 1870-1880-х годов и по 1960-е годы - центральная часть империи "сбрасывала" сюда потоки крестьян4. В отдельных случаях массовая миграция принципиально изменила национальный состав жителей республик, принимавших трудовые и иные людские контингенты. Так, в конце 1950-х годов удельный вес численности нетитульных национальностей достиг в совокупном населении Казахстана 70%, Кыргызстана - 60%. Для сравнения: в 1926 году - перед началом интенсивного советского освоения Средней Азии - соответствующие показатели составляли 39% и 34%2.

     Значительно, хотя и в меньшей степени, увеличилась  численность пришлого населения в Таджикистане. Потоки переселенцев в Грузию и Туркменистан были сравнительно малочисленными, однако и эти республики приняли относительно большое число мигрантов. Среди неевропейских субъектов бывшего СССР только два - Азербайджан и Армения (особенно) - оказались почти выключенными из процессов межреспубликанской миграции.

     Направленность  и интенсивность миграций между  советскими республиками в 1961-1989 годах отражают быстрый рост центробежных тенденций в СССР задолго до его формального распада. Самым чутким "барометром" в этом плане оказались субъекты Кавказа. Уже в 1960-х годах в Азербайджане и Грузии наблюдается отток преимущественно нетитульного контингента.

     В 1970-1980-х годах отмечается не только интенсификация межреспубликанской миграции, но принципиальное изменение ее направления. Реципиентом нарастающих миграционных потоков становится Россия, которая только за пять лет (1976-1980 гг.) приняла 725 тыс. чел. После длительного периода демографического донорства она становится центром притяжения населения.

     Таким образом, примерно с начала 1970-х годов  национальные миграционные потоки в  СССР становятся центростремительными - за редкими исключениями наблюдается ускоренная концентрация этносов на "своих" республиканских территориях.

     В 1980-х годах (особенно со второй половины десятилетия) миграция из советских республик в Россию и в Украину (в меньшей степени) приняла обвальный характер. В 1979-1988 годах нетто-миграция из Казахстана достигла 5,3% от его населения на 1979 год. Для Азербайджана и Кыргызстана аналогичный показатель составил 4,4%, Узбекистана - 3,25%, Туркменистана - 3%, Таджикистана - 2,6%. Отток русских из этих республик был даже интенсивнее, особенно активно они покидали Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

     По  официальным данным, за тот же период из Армении убыло свыше 10% жителей. Столь высокий показатель, характерный главным образом для ее коренного населения был вызван (помимо растущего социально-экономического неблагополучия) сокрушительным землетрясением в Спитаке, разразившимся в декабре 1988 года. В 1988-1989 годах республику покинуло около 200 тыс. чел3.

     Таблица 1 - Динамика межреспубликанской и межстрановой миграции в СССР и на постсоветском пространстве (тыс. чел.)

 
 
 
 

3. От советских республик к национальным государствам 

     В конце 1980-х, а особенно в первой половине 1990-х годов, "великое переселение  народов" достигает своего апогея. Центрами притяжения мигрантов остаются Россия и политически спокойная  Беларусь. За 1989-1995 годы чистая миграция в РФ превысила 2,5 млн. чел.

     За  указанный период из Казахстана выехало 1,2 млн. чел. (7,7% его населения по состоянию на 1989г.), из Узбекистана 626 тыс. (3,1%), Грузии - 601 (11,1%, Кыргызстана и Таджикистана по 360 тыс. чел. (т.е. 8,4% и 7% населения).

     Во  второй половине 1990-х годов эмиграция в Россию из других бывших союзных республик заметно сокращается. Однако из Казахстана, Грузии и Узбекистана интенсивный отъезд жителей продолжается.

     Особо следует сказать об Армении. Данные по этой республике, вошедшие в таблице 1, построены на основе официальной статистики, которая полностью несостоятельна: ее экспертные оценки намного точнее отражают реальный процесс. Так, согласно данным Главного управления гражданской авиации, только за 1992-2000 годы численность убывших превзошла количество прибывших на 644 тыс. чел. По другим, еще более драматичным оценкам, в 1991-2000 годах из-за официального и нелегального выезда количество населения Армении уменьшилось почти на 1 млн. 270 тыс. чел. Если опираться на эти данные экспертов, то в 1990-х годах чистая миграция из республики составила от 21% до 38% от ее жителей по состоянию на 1989 год4.

     Одно  из важнейших последствий "великого переселения народов" - усиление моноэтничности новых независимых государств, которая выражается в опережающем росте или более медленном сокращении численности титульных наций в сравнении с нетитульными. Во всех постсоветских государствах, исключая Россию, повышается доля титульного этноса в совокупном населении. Наряду с миграцией этому процессу способствуют ассимиляция, а также различия в уровнях естественного воспроизводства разных народов. Однако в настоящей работе мы абстрагируемся от этих двух факторов - тем более что в большинстве бывших советских республик численность русских (и другого нетитульного населения) сокращается или стабилизируется минимум два-три последних десятилетия.

     Кавказ. Жители региона, особенно Армении, были традиционно менее интенсивно втянуты  в межреспубликанские миграционные обмены. Накануне Второй мировой войны  доля русских в совокупном ее населении составляла всего 4%, в Азербайджане - 16,5%, в Грузии - 8,7%. При этом для других нетитульных этносов равнялась соответственно 13,2%, 25,1% и 29,9%.

     Одна  из причин такой "изолированности" заключалась в резистентности семейно-бытовой сферы. Подтверждение тому - сравнительно низкий индекс распространения в этих трех республиках этнически смешанных семей. В 1989 году в Азербайджане, Армении и Грузии этот показатель был самым низким среди всех 15 союзных республик. Конечно, в значительной мере это обусловливалось высокой этнической однородностью их населения. И все же в 1959-1989 годах Армения была единственной республикой, где данный индекс снижался. В Азербайджане он изменился в пределах статистической ошибки. К настоящему времени Армения фактически превратилась в моноэтническую страну, где удельный вес численности титульного этноса в совокупном населении приближается к 100%5.  
 

Информация о работе Миграции как фактор стихийной интеграции постсоветского пространства