Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель данной работы изучить методы управления конфликтами и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
– рассмотреть сущность конфликта и его вида;
– рассмотреть уровни конфликта в организации;
– рассмотреть причины и последствия конфликтов;
– охарактеризовать метод ухода от конфликта и приспособления;
– охарактеризовать метод скрытых действий, быстрого решения и компромисса;
– охарактеризовать метод сотрудничества и силы;
– рассмотреть общую характеристику деятельности ООО ЧОП «Алмаз»;
– рассмотреть причины возникновения конфликтов в трудовом коллективе и пути их решения в ООО ЧОП «Алмаз»;
– рассмотреть рекомендации по совершенствованию методов управления конфликтами в ООО ЧОП «Алмаз»;
Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические аспекты понятия «конфликт»
1.1 Сущность конфликта и его виды…………………………………..
1.2 Уровни конфликта в организации………………………………….
1.3 Причины и последствия конфликтов……………………………..
2. Характеристика основных методов управления конфликтами
2.1 Внутриличностные методы управлениями конфликтами ………………….
2.2 Структурные методы управления конфликтами……………………..…
2.3 Межличностные методы управления конфликтами……………………
3. Проблемы управления конфликтами в ООО ЧОП «Алмаз» и пути их решения
3.1 Общая характеристика деятельности ООО ЧОП «Алмаз»………
3.2 Причины возникновения конфликтов в трудовом коллективе и пути их решения в ООО ЧОП «Алмаз»………………………………………….
3.3 Рекомендации по совершенствованию методов управления конфликтами в ООО ЧОП «Алмаз»…………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
К мелким конфликтам, когда можно учиться говорить о наболевшем, относится, например, такая ситуация: придя утром на работу, сотрудник обнаружил, что кто-то передвинул все на его столе в надежде найти необходимый документ. Раздраженный этим поступком, он заявляет: "Если бумаги на моем столе передвигают без моего ведома, я начинаю злиться и могу сорваться. Мне хотелось бы в будущем находить все предметы там, где я их оставил перед уходом". Компоновка заявления от "я" состоит из события, реакции человека, предпочитаемого для него исхода. высказывание полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен, раздражен, хочет свое недовольство выразить, но в цивилизованной форме.
Существуют и более инновационные методы управления конфликтом. Они позволяют сотрудникам не только выражать свое недовольство, но и говорить о том, где, по их мнению, слабое звено в организации, концентрироваться не на поиске виновных, а на самостоятельном формировании путей выхода из сложной ситуации. Крупными мазками работу с конфликтами в рамках этих методов можно отобразить так: во-первых, проблема переформулируется в задачу, которую нужно решить. Далее определяются выгоды, получаемые каждым сотрудником и организацией в целом от решения данной задачи. Так формируется мотивация, обеспечивающая участие людей в поиске этих решений. Для создания зоны взаимопонимания, спорящие стороны меняют местами и просят рассмотреть ситуацию глазами оппонента. Следующий шаг - фиксирование общих (а не различных) ценностей персонала и компании, как базиса, на котором будут построены решения. Сами же решения сотрудники предлагают из позиции сторонних, но очень компетентных наблюдателей (со стороны, как известно, виднее). Они знают о проблеме все, но не участвуют в ней. И действительно, зачем им в ней участвовать? У них совсем другое личностное своеобразие - они играют роль третейских судей. Поэтому у них есть только одно право - разработать 2-3 мудрых, взаимовыгодных для всех решения. И конфликт действительно решается. Причем решается так, что сами же сотрудники предлагают схемы коррекции имеющихся в организации недостатков, переводя тем самым компанию на более высокую ступень развития.
Неумение разрешить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Естественно, следует помнить – конфликт нужно понимать и уметь им управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому из нас нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял наши убеждения. Конфликт – это сигнал того, что что-то произошло неладное в коммуникациях между людьми, либо появились какие-то существенные разногласия.
У многих людей нет специальных способностей управления конфликтом, но так как мы сталкиваемся с ними в той или иной степени каждый день, у нас у всех есть кое-какие навыки. Люди способны управлять конфликтами хорошо, но им нужны руководство и практика, они должны развивать, совершенствовать навыки поведения в конфликтной ситуации и управления конфликтом.
Основные рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации следующие.
1) Умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Практически ничто кроме интуиции не может вам помочь. Но если регулярно анализировать ситуацию, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что, действительно является «вопросом жизни и смерти», а что просто вашими амбициями, и научиться отбрасывать несущественное, вы сможете следовать следующему совету: «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки». Умение отличить главное от второстепенного должно помочь вам найти правильную линию поведения в конфликтах.
2) Внутреннее спокойствие – это такой принцип отношения к жизни, который не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие – это своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций. Именно внутреннее спокойствие позволяет человеку сохранить подобающую форму поведения.
3) Эмоциональная зрелость и устойчивость – это, по сути, возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях.
4) Знание меры воздействия на события – это способность остановить себя и не «давить» или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы владеть ситуацией и уметь адекватно реагировать на нее.
5) Умение подходить к проблеме с различных точек зрения. Вполне понятно, что одно и то же событие можно оценить по-разному в зависимости от позиции. Например, если рассматривать конфликт с позиции своего «я» — будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту же ситуацию с позиции своего «противника», возможно, все покажется иным. Поэтому важно уметь оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции.
6) Готовность к любым неожиданностям, а также отсутствие (или сдерживание) предвзятых линий позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации.
7) Восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней логики и смысла.
8) Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все «неразрешимые» ситуации неразрешимы только в каких-то изначально заданных рамках обстоятельств. Если осознать их лишь как частицу глобальных, мировых проблем, то это помогает найти выход из экстремальной ситуации. Безвыходных ситуаций не бывает.
9) Наблюдательность — важное качество, необходимое не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если мы научимся беспристрастно наблюдать за собой. Если человек умеет объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, ему гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях.
10) Дальновидность — это способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание того, «что к чему приведет» оберегает от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации.
11) Стремление понять других. Понять помыслы и поступки другого в одних случаях означает примирение с ними, в других — правильное определение своей линии поведения. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других; способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.
12) Умение извлекать опыт из всего происходящего, то есть «учиться на ошибках», причем не только на своих, умение учитывать причины прошлых ошибок и неудач помогают не совершать новых.
В процессе деятельности, ООО ЧОП «Алмаз» ежедневно возникают разногласия, которые перерастают в конфликты. Конфликты проявляются, как столкновения между:
– клиентами и генеральным директором;
– генеральным директором и охранниками;
– между сотрудниками предприятия.
Генеральный директор стремится решить возникающие конфликты при помощи компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют недомолвки между директором и подчиненными по поводу методов руководства. Коллектив предприятия считает, что директор не знает истинного положения дел в коллективе, а, следовательно, принимает неверные решения в плане распределения фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает отличившихся. Руководство ограничивается общением с исполнительным директором, и через него отдает все приказы и распоряжения. Директор ООО ЧОП «Алмаз» чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым, приглашая психолога который проводит специальные тренинги по устранению конфликтных ситуаций. Таким образом, анализ показал, что генеральный директор отлично справляется с периодически возникающими конфликтами предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы исследование организационных конфликтов можно утверждать, что существование организации без конфликта невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организации, отклоняющимся поведением индивидов и групп, вероятнее всего организационный конфликт– норма производственных отношений,
Таким образом, можно утверждать, что организационный конфликт – явление многоплановое, представляющее собой процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различий. Тогда управление конфликтом есть отдельная деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. При таком понимании конфликт становится естественным условием существование людей и превращается в инструмент развития организации.
Проблема организационного конфликта представлено в работе с разных ракурсов. Выделены основные стратегии управления конфликтом, дана их характеристика, раскрыты особенности и причины конфликтных ситуаций в организации. Основываясь на исследованиях в области конфликтологии, представлена классификация конфликта, включающая в себя деления конфликтов по длительности, объему, целям, по уровням взаимодействиям и источникам возникновения.
Итак, поскольку конфликты в жизни организации неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, на усвоении теоретических и практических знаний по этой проблематике. Кроме того, необходимо научиться предупреждать конфликты, совершенствуя организационную структуру и межличностные отношения в ней. Тогда возникающие конфликты будут не негативным явлением, а стимулом для движения и развития организации вперед.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Учебник для вузов [Текст] / Анцупов А.Я, Шипилов А.И. - М.: ЮНИТИ, 1999 – 492 с.
2. Бородкин Ф.М. «Внимание: конфликт!» [Текст] / Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. - Новосибирск: Наука, 1993 – 531 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник [Текст] / Виханский О.С, Наумов А.И.-М.: Экономист, 2004 – 326 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Гришина Н.В – СПб.: Питер, 2008 – 405 с.
5. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии. Психологический журнал [ Текст] // Донцов А.И, Полозова Т.А.-1980 - №6 – С. 119
6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций [Текст] / Громова О.Н-М.:Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. “ЭКСМО”,2001. –320 с.
7. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации [ Текст] / Емельянов С. М – СПб.: «Авалон», «Азбука - классика», 2006. – 256 с.
8. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций [Текст] / Зеркин Д.П -Ростов-на Дону:Феникс,1998 – 375 с.
9. Иосифович Н. «Ты – босс!: Как стать толковым руководителем» [Текст] / Иосифович Н. – М.: Вече, 1995. – 197 с.
10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Практическое пособие по конфликтологии для предпринимателей [Текст] / Корнелиус Х., Фэйр Ш. -М.:Стрингер,1992. – 162 с.
11. Кеннет Клок, Джоан Голдсмит. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. – М.: Претекст, 2007. – 244 с.
Информация о работе Методы управления конфликтами в организации