Методы управления и их значение в функционировании организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:45, реферат

Краткое описание

Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей. Выделяют следующие методы управления:
- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Административные методы управления организацией…………………….4
2. Экономические и экономико-математические методы ………………..…...8
3. Социально-психологические методы управления организацией………….12
4. Другие методы управления организацией…………………………….…….17
Заключение…………………………………………………………..….………..19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат по теории управления (1).doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      В эту же группу можно отнести экономико-математические и статистические методы.

        Экономико-математические  методы – это совокупность  приемов,  правил исследования социально–экономических явлений посредством сбора информации,  ее  обработки,  характеристики  обобщающих  показателей  и  их  анализа  на  основе  использования  экономических законов и категорий.  Важнейшими  особенностями  таких   методов менеджмента являются: 

•  конкретность; 

•  примат качественного  анализа – выяснение прежде всего сущности явления с учетом места и времени его развития;

 •  выделение  однородных совокупностей, прежде всего социальных и экономических типов изучаемого явления; 

 •  динамизм  приемов исследования в связи  с изменением сущности и форм изучаемых явлений и процессов, происходящих в организации;

 •  применение  системы показателей, позволяющих дать всестороннюю  характеристику  изучаемых  явлений  и  процессов,  закономерностей изменения их размеров и количественных соотношений.8

Теоретические основы экономико-математических методов как нового научного направления были заложены российскими учеными В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и В.В. Новожиловым, которые не только разработали методологию экономико-математического моделирования и методы количественного подхода к социально-экономическим процессам, но и способствовали распространению их применения в практике. Начиная с 1960 годов, экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса и т.д.9

      Экономико-математические методы основаны на аналогичном поиске показанных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы (модели «вход—выход» или «эффект—затраты»). Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.10

      Экономические методы управления имеют первостепенное место. Это определено тем, что отношения управления обусловливаются в основном экономическими связями и находящимися в их основе объективными надобностями и заинтересованностями людей.

Чтобы экономические  методы были действенными, надо усилить «отзывчивость» предприятия на экономические рычаги. Без этого теряет значение увеличение прав структурных единиц самофинансирование предприятия. Так же увеличение независимости ведет к увеличению такого показателя, как свобода коллективов в процессе хозяйственного производства, а так же к увеличению экономических методов, которые применяет руководство. Коллектив распоряжается денежными фондами, полученной прибылью, зарплатой и исполяет свои экономические интересы.

Экономические методы способствуют выявлению новых  возможностей, резервов.11  
 
 
 
 
 

3.Социально-психологические методы управления организацией 

      Социально-психологические  методы — это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

 Социальные процессы идут на четырех уровнях:

    • на уровне всего  общества (государства);

    • на уровне коллектива (организации);

    • на уровне рабочей  группы;

    • на уровне индивида (личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся:

    • демографические  факторы;

    • возраст;

    • пол;

    • этническая принадлежность;

    • уровень  образования и квалификация;

    • размер рабочей  группы;

    • психологический  климат.

Для менеджера  очень важно:

    • правильно  оценить индивидуальные качества работника;

    • правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах;

    • создать  условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.12

      Определено, что итоги труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью точно влиять на некоторых работников сориентирует руководителя создать команду с едиными целями и задачами. Социологические изучения свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит знаний, приобретенных благодаря профессиональным навыкам, то на 85% от умения работать с людьми.

      Зная  специфику поведения, характера каждого отдельного работника, можно предсказать его поведение в необходимой для коллектива ориентированности.

Это связано с тем, что в каждой организации свой собственный психологический климат. Благодаря этому важным обстоятельством образования и развития трудовых коллективов является соблюдение позиций психологической совместимости.

      Социологи из Японии утверждают, что от настроения и желания работать, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может в 1,5 раза увеличиваться или в несколько раз уменьшаться.

      Основное  средство воздействия на коллектив  – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально точно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.13

Существуют следующие  социально – психологические  методы управления:

1) наблюдение; 2) анализ документов; 3) опрос; 4) личностные  тесты; 5)социометрия; 6) системно-ситуационный  анализ; 7)психоанализ.

      Существует  много  и  других  социально–психологических  методов менеджмента, например:

1.  Анкетирование  – это  сбор  сведений  посредством   опросных  листов,  инструмента   получения  первичной  информации,  способа  пространственной  организации   текста,  при  котором  постоянная  информация  дана в виде  перечня  вопросов к  тому,  кто  заполняет  опросные листы.

2.  Беседа  – обмен мнениями. 

3.  Гомеостатические  модели – модели  человека,  имитирующие  его  способность   поддерживать  определенные  характеристики,  например, давление,  температуру, содержание  сахара  в крови  в физиологически допустимых пределах, то есть способность приспосабливаться к условиям окружающей среды.

4.  Психологические  игры – создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них оптимальных психологических решений. 

5.  Деловые  игры – моделирование производственной  ситуации в  целях выработки  наиболее эффективных решений. 

6.  Ролевые  игры – действия в определенной роли с целью решения конкретных  задач.

  7.  Пространственная социометрия – совокупность приемов,  направленных на получение и анализ количественной информации  о  структуре,  территориальном  расположении  и  функционировании небольших формальных и неформальных групп  организации.

 8.  Ретроспективный анализ – комплекс методов обработки многомерной  системы  данных  наблюдений  прошлого,  характеризующийся многими признаками; помогает в формировании решений о  наличии тех или иных закономерностей в изучаемой системе. Анализ наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании  различных аспектов менеджмента.

 9.  Социально–психологические  эксперименты.

 10.  Опрос – один из способов получения информации в процессе беседы. При опросе сведения о каждом человеке записываются  со  слов  опрашиваемого. 

11. Тест – задания стандартной формы,  по  которым проводятся  испытания для определения способностей, волевых качеств и других  психологических характеристик человека;  вопросник,  распространяемый как материал, используемый для конкретных социологических  исследований. 

12.  Эмпирические методы исследования проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмов психологического  заряжения и внушения – посредством анализа исторических документов  и  статистических  данных.  например.

13.  Психоанализ – признание значения в жизни человека бессознательного, т.е. того, что находится за пределами рационального мышления и воли человека – разработанный австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.14

      Способы  психологического  воздействия  относят  к  числу  важнейших  элементов  социально–психологических  методов  управления.  Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы  воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой  деятельности. К психологическому воздействию относится много способов. Например, внушение, подражание, вовлечение, побуждение,  принуждение,  осуждение,  требование,  запрещение, «плацебо»,  порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент,  похвала,  просьба,  совет.

 Рассмотрим  некоторые из них.

  Внушение представляет собой психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и  мотивам побуждения к труду.

      Подражание  является  способом воздействия на  отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, поведение которого являются примером для других.   Вовлечение  является психологическим  приемом,  при  помощи  которого  работники  становятся  соучастниками  трудового  или  общественного процесса, например выборов руководителя, принятия  согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

        Побуждение – позитивная  форма   морального  воздействия  на  человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении  порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость  сотрудника на предприятии.

      Принуждение – крайняя форма морального воздействия, когда  другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. 

      Осуждение – прием психологического воздействия на человека,  который  допускает  большие  отклонения  от  моральных  норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого  крайне  неудовлетворительны. 

      Требование  имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель  обладает большой властью или пользуется непререкаемым  авторитетом.

      Запрещение  предполагает тормозящее воздействие  на личность.  К  нему мы относим  запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а  также запрещение недозволенного поведения.

        Метод «плацебо» стоит на грани двух главных методов воздействия — принуждения и убеждения.

   Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из  нас».   Командование  применяется  тогда,  когда  требуется  быстрое  и  точное исполнение без каких бы то ни было критических реакций.  При выполнении  команд  не рассуждают. 15 
 

4.Другие  методы управления организацией 

      Автоматизированные  методы управления представляют собой методы, где применяются электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети ЭВМ для осуществления коммуникаций в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента: анализа, прогнозирования, планирования, оптимизации и принятия решений, учета, контроля, мониторинга.

Построение  автоматизированной системы управления организацией (АСУО) включает в себя разработку следующих восьми компонент:

    • разработку модели организации, сетевого обеспечения АСУО;

    • информационного  обеспечения АСУО;

    • математического  обеспечения АСУО;

    • лингвистического обеспечения АСУО;

    • программного обеспечения АСУО;

    • технического обеспечения АСУО;

Информация о работе Методы управления и их значение в функционировании организации