Методы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

«Под методами руководства понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей»
Все методы руководства можно разбить на четыре группы:
- организационно-административные;
- экономические;
- социальные;
- психологические.

Файлы: 1 файл

готово!.docx

— 96.89 Кб (Скачать)

                                  Методы руководства

    «Под методами руководства понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей»

     Все методы руководства можно разбить  на четыре группы:

  • организационно-административные;
  • экономические;
  • социальные;
  • психологические.

     К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов.

     На  практике административные методы реализуются  в виде конкретных безвариантных  заданий исполнителям, обладающим минимальной  самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание).

     Административные  методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов руководства, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.

     В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они в отличие от административных предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

     На  сегодняшний день в России в использовании  экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограниченные и распределение премий часто происходит согласно окладу. В настоящее время отсутствует научная и апробированная методика определения стимулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставление стимулов работников различных категорий. Денежные штрафные санкции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые перемещения.

     Экономические методы управления адекватны рыночной экономике, однако и они не носят универсального характера. Особенно это отчетливо проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостояния населения.

     Рассмотрим  подробнее социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализовываться, а производительность их труда резко повысится, если создан производительный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производительной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т.д.

     Наиболее  сложны по своему содержанию психологические методы руководства. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников и коллективов.

     Важнейшие из психологических методов – это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом.

     В работе руководителя важным является не только эффективное использование  того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование  всех групп методов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Мышление. Способы активизации мыслительной   деятельности. 

    Способы активизации мышления.  

  В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

   Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация — важнейшие факторы продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

  Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

♦ косность, стереотипность мышления;

♦ излишняя приверженность к использованию привычных методов  решения, что затрудняет возможность  взглянуть на задачу по-новому;

♦ страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим  решениям;

♦ психическая  и мышечная напряженность и т. д.

   Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

  Основные правила проведения «мозгового штурма»:

1. Группа состоит  из 7-10 человек, желательно, чтобы  они обладали разными профессиями  (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать,  критиковать, можно лишь похвалить,  развить чужую идею или предложить  свою.

3. Участники  должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной  расслабленности, комфорта. Кресла  должны быть расположены по  кругу.

4. Все высказываемые  идеи фиксируются (на магнитофоне,  в стенографических записях) без  указания авторства.

5. Собранные  в результате «мозгового штурма»  идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой,  чтобы отобрать наиболее ценные  идеи. Как правило, их оказывается  примерно 10%. Участников в состав  «жюри» экспертов не включают.

   Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

   При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

♦ прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);

♦ личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);

♦ символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);

♦ фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

   Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

   Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

   Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

   Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

   Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

   Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека. Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей. Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты». Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения. 

 Рис.1. Процессы мышления 

 Рис. 2. Схема решения мыслительных и творческих задач

   Для усиления творческих мыслительных возможностей прибегают и к «экзотическим» приемам: введению человека в особое суггестивное состояние (активация бессознательного), гипнотическому внушению воплотиться в другую личность, в известного ученого, например Леонардо да Винчи, что резко повышает креативность обыкновенного человека.

              Виды мышления

   Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

   Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

   Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

   Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

   Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

   Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Информация о работе Методы руководства