Методы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

«Под методами руководства понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей»
Все методы руководства можно разбить на четыре группы:
- организационно-административные;
- экономические;
- социальные;
- психологические.

Файлы: 1 файл

готово!.docx

— 96.89 Кб (Скачать)

Собранные в  результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов – специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав "жюри экспертов" не включают.

 "Мозговой штурм", который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У.Гордоном. При "синектическом штурме" предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

   Еще один способ активации поиска – метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят "тигр", а фокальным "карандаш", то получаются сочетания типа "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

   Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

   Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например:

 "А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?" и т.д.

   Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

    Способы активизации мыслительной деятельности.

 Непосредственным  толчком к развитию  мыслительной  деятельности  служит возникновение задачи. Вместе с тем следует отметить, что  значительную  роль играет в этом  процессе сила мотива. Так, слабая мотивация  не  обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса,  и,  наоборот.  Существуют различные   способы   создания   оптимальной    мотивации,    активизирующей мыслительную деятельность. Среди них особенно выделяют:

. Мотивационный  вызов

. Правильная  постановка проблемного вопроса

. Преодоление  психических барьеров

 . Подсказка

  Иногда полезно бросить человеку вызов – побудить  его к преодолению

трудностей  и  решению  задач.  Ярким  примером   этого   способа   является

эксперимент Тихомирова. Он  предложил  двум  группам  решить геометрическую задачу,  допускающую  несколько  различных  решения.  Первую  группу  просто попросили решить эту задачу, а второй  дополнительно  сообщили,  что  задача является тестом на умственные способности (был брошен вызов).  В  результате первая группа быстро закончила работу, найдя первое подвернувшееся  решение,

а вторая долго  продолжала работать, находя все новые  варианты решения,  хотя инструкция этого специально не поощряла.

    Активизирует  мыслительные процессы умение  правильно, проблемно  ставить вопросы, т.к. они концентрируют  внимание,  ограничивая  перебор  гипотез  в памяти. Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных  вопросов  является решающей  в  направлении  мыслительного  процесса,   они   не   дают   мысли «растекаться».

    Важным  способом   активизации   мыслительной   деятельности   является

преодоление  психологических  барьеров,  сущность  которых   заключается   в тенденции  использовать  штампы  и  шаблоны.  Незаметно  для  себя   человек попадает на «традиционный» путь  мышления, начинает думать  в  общепринятом, обычном направлении и, естественно, ничего нового и оригинального  придумать не может. Для преодоления психологических  барьеров  полезно  уже  в  начале решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез. И только по  мере  того как анализ начнет продвигаться, он должен сосредотачиваться на  более  узкой сфере. Этот  уход  от  стереотипов  в  конечном  итоге  дает  мощный  толчок развитию творческой мысли.

    Одним  из действенных способов  активизации   мышления  многие  психологи считают подсказку. Однако надо иметь ввиду, что подсказка,  совпадающая по времени  с  формированием  собственного  решения,  может  резко  затормозить мыслительную  деятельность  и  вызвать  так  называемый  эффект   запирания.

Примером  его   может   служить   подсказка   преподавателя   на   экзамене,

предложенная в момент, когда экзаменующийся  почти достиг  результата.  Она может внести дисбаланс в систему ответа и нарушить схему решения.

    Все  вышеперечисленные способы активизации   мышления  весьма  эффективны при анализе теоретических проблем в повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

Литература

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
  2. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
  4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.

5. Белков И.Г. «Личность руководителя и стили руководства». - М.: МИПК,

    1992

   6. Омаров А. «Руководитель, размышление о стиле управления». - М. Политиздат, 1987

   7. Виханский О:С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс» 2-е издание: Учебник - М.: Фирма Гардерика, 1996. - 416 с.

Информация о работе Методы руководства