Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов.
Введение………………………………………………….….3
1. Факторы, влияющие на потребность в кадрах………...5
2. Источники привлечения кандидатов…………………..6
2.1 Внутренние источники……………………….……..7
2.2 Внешние источники……………………………..…..8
2.3 Преимущества и недостатки каждого
источника…………………………………………....12
3. Подбор персонала. Этапы, методы, проблемы…….….14
3.1 Подбор производственного персонала…………….18
3.2 Подбор специалистов……………………………….19
3.3 Проблема безопасности при подборе персонала….24
4. Заключение……………………………………………....29
Список литературы…
2. «Невод и наживка» или поиск
персонала по внешним
Под «Закидыванием невода»
Преимущества способа «Невод
и наживка» представлены
К недостаткам данного метода
относится значительная трата
временных ресурсов и
Особенности проведения
3. «Охота за головами» или
Применение этого метода
Основа «Охоты за головами»
- переманивание высококлассных
специалистов из других
4. Поиск через кадровые
Большинство кадровых агентств
оказывают два рода услуг:
Хотя вероятность грубых ошибок в работе агентств мала, но надо помнить, что даже самое авторитетное из них не дает стопроцентной гарантии того, что данный кандидат окажется именно тем человеком, который нужен, что он грамотно вольется в коллектив. Еще одним серьезным недостатком метода поиска персонала через кадровые агентства является достаточно высокая стоимость услуг этих организаций.
Применение каждого метода
3.1
Подбор производственного
персонала.
Производственный и обслуживающий персонал участвует непосредственно в производственном процессе, и выполняют работы, необходимые для нормального функционирования производства.
Для подбора такого рода кадров можно использовать все методы кроме «Охоты за головами». Однако необходимо учесть, что «Сарафанное радио» требует времени, метод «Невод и наживка» - специальной работы по отбору кандидатов, а обращение в кадровые агентства является самым затратным из перечисленных методов.
Используя метод «Невод и наживка» необходимо учесть некоторые особенности его применения.
Подавая объявление в газету необходимо:
- точно формулировать требования к кандидату;
- четко указать способ связи;
- подавать объявление регулярно;
Удобнее сразу оформить многократную публикацию, при этом выгоднее воспользоваться услугами рекламного агентства, если объявление будет выходить в 2-3 изданиях - на этом можно сэкономить. Публикация в нескольких источниках особенно выгодна при наборе большого количества сотрудников (если планируется разместить в рекламном модуле логотип фирмы, то верстку макета объявления лучше сделать самостоятельно). Если необходимо найти узкопрофильного, работника, объявление стоит также подать в специализированные издания, которые, наверняка, просматриваются такими специалистами. Редакция примет объявление на правах общей рекламы.
Если выбранное издание выходит несколько раз в неделю, то результативнее размещать объявления в номерах, выходящих в начале недели.
Учитывая среднестатистическое количество заявок на простую вакансию можно делать выводы об эффективности публикации. Когда количество отзывов меньше, то работа с данным печатным источником неэффективна или ваше предложение неконкурентоспособно.
При работе с Интернетом в качестве носителя, объявления о вакансии существуют свои особенности. Но данный источник приемлем скорее для подбора квалифицированных специалистов или управленцев, так как специалисты низкого уровня, а также рабочие не пользуются Интернетом для поиска работы. Необходимо использовать сайты местной разработки, и направленных на аудиторию города. Четко структурировать объявление по разделам, выделив:
- название и профиль компании;
- название вакансий;
- требования к кандидату;
- условия оплаты;
- контактную информацию (факс, телефон, e-mail).
При работе с Интернетом, необходимо остерегаться
«спама» - рассылки всякого рода информации
на ваш почтовый адрес без вашего согласия.
Для этого необходимо создать отдельный
адрес для поступающих резюме. Необходимо
также использовать антивирусные программы
при работе с приходящими документами,
а резюме просить присылать в «теле» письма,
а не во вложенных файлах.
3.2
Подбор специалистов.
Подбор специалистов и управляющих кадров - самая сложная и ответственная операция. Ошибка при выборе человека на должность среднего звена, производственного работника или обслуживающего персонала может обернуться потерей клиента, браком и т.п., в то время как поспешность при отборе кандидата на руководящие должности или специалистов высокого уровня может привести к краху предприятия.
При выборе специалистов такого уровня обычно используют кадровые агентства или метод «невод и наживка», а в исключительных случаях даже «Охоту за головами». Метод определяется исходя из экономических возможностей фирмы, ее целей и задач, сроков набора сотрудников и т.д.
Если, например, фирма только развивается, можно предположить, что для вакантных должностей подойдут специалисты среднего уровня, так как на этапе становления производства основное внимание уделяется развитию производства и налаживанию каналов сбыта. Кроме того, молодое предприятие, скорее всего, испытывает дефицит финансовых средств и не может себе позволить значительные расходы на оплату труда, которых требуют специалисты высшей категории.
Прежде всего, необходимо решить по каким группам критериев будет производиться подбор претендентов:
1. По формальным признакам (пол, возраст, образование, опыт, внешность, то есть по таким, которые можно определить сразу или которые могут быть подтверждены соответствующими документами и т.п.). Основной источник информации о кандидатах в этом случае - резюме или анкеты.
2. По формальным признакам и по личностным характеристикам.
Необходимо решить, насколько глубоко во втором случае будет проводиться анализ личностных качеств претендентов. Достаточно ли для этого развернутой беседы, или желательно использовать для этого методы психологической диагностики.
Проблема подбора кадров облегчится, если постепенно будет составляться, так называемый «психологический портрет» должности, т.е. описание должностей с точки зрения того, какие качества личности требуются для успешного выполнения их обязанностей. Для этого с помощью специальных методов психологического анализа профессиональной деятельности устанавливается, какие свойства личности являются:
1) нежелательными;
2) безразличными;
3) желательными;
4) необходимыми
для успешного выполнения данной работы. В число профессионально важных качеств, кроме знаний и навыков, могут входить практически любые характеристики человека: свойства восприятия и внимания, памяти, мышления и речи, эмоций и воли, навыки общения, отношение к себе и другим и т.д.
Процесс отбора проводится в два или три этапа:
- изучение резюме и/или анкеты претендента;
- собеседование с претендентом;
- если требуется - специальная диагностика личностных качеств.
При анализе резюме необходимо обратить внимание на грамотность, стиль изложения, аккуратность оформления документа. По нему, конечно, нельзя ничего узнать о характере кандидата, а об умении работать с бумагами и грамотно излагать свои мысли - можно.
Не стоит слишком полагаться на письменные рекомендации, приносимые кандидатами. Во всяком случае, на первом этапе они не понадобятся, поскольку их надежность проблематична, а обилие бумаг только затруднит работу по предварительному отбору. Но во время собеседования нелишне спросить, кто из окружения кандидата мог бы дать аргументированную оценку его деловых качеств, обратить внимание на то, кто эти люди (начальник, коллеги, друзья, члены семьи), записать их телефоны, а затем позвонить.
Далее, с теми, кто прошел по формальным признакам, проводится собеседование. Его основные цели:
- оценить внешний облик кандидата и особенности его поведения;
- дать предварительную оценку некоторым качествам претендента;
- познакомить
в общих чертах с характером
деятельности организации и
Собеседование обычно строится следующим образом. После краткого знакомства и установления психологического контакта между собеседниками (обычно 5-7 минут) переходят к основной части. Она включает в себя две группы вопросов: фактические, в которых уточняются некоторые моменты биографии, занятия и обязанности на предыдущем месте работы. И вопросы, затрагивающие установки, отношения, предпочтения, ответы на которые раскрывают внутренний облик человека.
В беседе предпочтительнее использовать, так называемые открытые вопросы, которые не содержат в себе возможных вариантов ответов, как это бывает в некоторых анкетах. Открытые вопросы хороши тем, что они дают довольно обширную информацию об интеллектуальных способностях кандидата и его умении общаться. Сразу ли он понимает вопрос, как ведет себя в том случае, если вопрос не ясен. Дает ли развернутые ответы или ограничивается односложным ответом. Насколько грамотна и богата его речь, понятно ли излагает свои мысли. Как ведет себя в общении - пытается ли подчинить себе собеседника, доминировать над ним, занимает ли позицию подчинения или ведет себя как равный партнер.
Среди вопросов, задаваемых в ходе собеседования, едва ли не самыми важными являются вопросы на мотивацию. Они призваны прояснить, насколько человек стремится работать (и почему именно в данной организации) и что его, в основном, к этому побуждает: интерес, материальное вознаграждение, имидж фирмы, стремление к самореализации, желание быть среди людей или что-то еще. Сильное расхождение между ожиданиями и реальностью окончится тем, что человек будет плохо работать или вскоре покинет фирму.
Претендент чувствует себя в ситуации испытания, и вопросы «в лоб» вызовут социально желательные ответы, то есть те, которых, по мнению отвечающего, от него ждут, которые являются «правильными». Один из способов уменьшить вероятность таких ответов - задавать вопросы о событиях прошлого и о планах на будущее, которые кажутся менее опасными, но не менее информативными.