Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:45, курсовая работа
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и виды прибыли……………………… ……………….….5
1.1. Понятие прибыли…………………………………………………………...5
1.2. Виды прибыли и их классификация……………………………………….7
Глава 2. Роль прибыли в деятельности предприятия…………………………11
2.1. Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия...11
2.2. Распределение прибыли предприятия…………………………………….13
Глава 3. Методы планирования прибыли предприятия………………………18
3.1. Метод прямого счета……………………………………………………….18
3.2. Аналитический метод………………………………………………………22
3.3. Метод совмещенного расчета……………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………
Срн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем
реализуемой продукции
Прп = По1 + Птп – По2 ;
где Прп – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
По1 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
Птп – прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
По2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета – метод по–ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по– ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года.
Пример расчета прибыли методом прямого счета приведен в табл. 1.
Таблица 1. Данные к расчету прибыли, тыс. руб.
Показатель |
Сумма |
Плановый объем продаж: А) по отпускным ценам предприятия Б) по полной себестоимости |
313 516 197 764 |
Операционные доходы: – от прочей реализации – арендные платежи |
500 800 |
Операционные расходы: – по прочей реализации – амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду |
89 200 |
Внереализационные доходы: – поступление в возмещение причиненных предприятию убытков – курсовые разницы – доходы по ценным бумагам –доходы от долевого участия в деятельности других предприятий |
2000 610 510 |
Внереализационные расходы: – курсовые разницы – налог на имущество – налог на рекламу |
1700 500 100 |
1–й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции.
Прибыль = Выручка − Себестоимость = 313 516 – 197 764 – 115 752 тыс.руб.
2–Й шаг. Подсчитаем прибыль (убыток) планируемого года:
Прибыль (убыток) = Прибыль от продажи + Операционные доходы −
− Операционные расходы + Внереализационные доходы −
– Внереализационные расходы =
= 115 752 + (500 + 800) – (89+200) + (2 000 + 2 500 + 610 + 510) –
– (1 700 + 500 + 100) = 120 083 тыс. руб.
3.2. Аналитический метод.
Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес–плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия.
Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:
− определение базовой рентабельности
(Рб) как частного от деления ожидаемой
прибыли за отчетный период (год) (П0) на
полную себестоимость сравнимой товарной
продукции за тот же период (С0), т. е. Рб
= П0 / С0;
− исчисление объема товарной продукции
в плановом периоде по себестоимости отчетного
года (Сп) и определение прибыли на товарную
продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности,
т. е. Пр = Сп × Рб;
− учет влияния на плановую прибыль по
сравнимой товарной продукции различных
факторов: объема производства, себестоимости
сравнимой товарной продукции, ее ассортимента
и качества, цен на сырье, материалы, энергию,
готовую продукцию (работы, услуги) и т.
п.;
− расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат − прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).
План по прибыли на следующий
год разрабатывается, как правило,
в конце отчетного периода. Поэтому
для определения базовой
На основе показателя базовой
рентабельности исчисляется прибыль
на планируемый период (год) только
по сравнимой товарной продукции. Прибыль
по несравнимой продукции
К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.
В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:
Пв = Т × (100 – 3) / 100,
где Пв − прибыль от выпуска товарной продукции;
Т − выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году);
З − затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.
Пример. Выпуск товарной продукции на предприятии в отпускных ценах предусмотрен на планируемый год в объеме 12 500 тыс. руб. Затраты на рубль товарной продукции за отчетный год сложились в размере 93,75 коп. Определите плановую величину прибыли товарного выпуска продукции на основе показателя затрат на рубль товарной продукции.
Решение.
Сумма прибыли от выпуска товарной продукции составит:
Пв = 12 500 000 × (100 – 93,75) : 100 = 781 250 руб.
3.3. Метод совмещенного расчета.
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли "взвесить" на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Рентабельность − это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице 2.
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.
Таблица 2. Основные группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности |
Формулы расчета |
Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства |
Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100%
Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%
Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100% |
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены |
Рентабельность реализации (продаж) |
Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%
Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100% |
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
Рентабельность активов (капитала)
Рентабельность текущих активов
Рентабельность чистых активов |
Прибыль / Совокупные активы × 100%
Прибыль / Текущие активы × 100%
Прибыль / Чистые активы × 100% |
Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов. Отражает эффективность
вложенных в предприятие |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль / Собственный капитал × 100% |
Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств |
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.
В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
– стоимость активов по балансу;
– стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
– действующие активы;
– оборотный капитал плюс внеоборотные активы.
Заключение.
Прибыль это денежное выражение
основной части денежных накоплений,
создаваемых предприятиями
Важнейшая роль прибыли в
деятельности организации определяет
необходимость правильного ее исчисления.
От того, насколько достоверно будет
определена плановая прибыль, зависит
успешная финансово-хозяйственная
деятельность организации. Расчет плановой
прибыли должен быть экономически обоснованным,
что позволит осуществлять своевременное
и полное финансирование инвестиций,
прирост собственных оборотных
средств, соответствующие выплаты
рабочим и служащим, а также
своевременные расчеты с
Следовательно, правильное планирование прибыли имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.
Прибыль планируется отдельно по разделам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества, от внереализационных доходов и расходов.
Список литературы.
1. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 250 с.
2. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. - Мн.: Выш. шк., 2003. - 285 с.