Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 11:50, курсовая работа
Цель работы заключается в ознакомлении с различными методами оценки персонала, которые позволили бы получить наиболее адекватные результаты и сделать более правильные выводы при подборе персонала на различные должности.
В качестве задач обозначим следующие:
Изучить сущность, цели требования, субъекты и объекты деловой оценки персонала.
Исследовать этапы, виды и методы оценки.
Изучить критерии деловой оценки персонала.
Рассмотреть современные технологии оценки.
Введение……………………………………………………………………………...3
Основные понятия деловой оценки персонала……………………………..5
Сущность, цели, требования, субъекты и объекты деловой оценки персонала……………………………………………………………….5
Этапы, виды и методы деловой оценки персонала в организации…9
Показатели и критерии деловой оценки персонала………………...11
Современные технологии деловой оценки персонала в организации…...13
Метод «Оценка по компетенциям»………………………………….13
Метод «360 градусов»………………………………………………..18
Assessment center……………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемых источников и литературы………
Прогностические интервью проводятся с ключевыми руководителями высшего уровня организации. С их помощью исследуют связи между целями, ценностями и культурой организации, а также с моделями поведения менеджеров в организации. Интервью позволяет также узнать о будущих изменениях в деятельности организации и о воздействии этих изменений на персонал, обсудить их и принять во внимание при разработке модели компетенций. Метод может использоваться для формирования определений компетенций, необходимых для того, чтобы обеспечить развитие организации в нужном направлении.
Анализ документов. Большое количество полезной информации можно найти в документах компании. Должностные инструкции, сведения о происшествиях и несчастных случаях, корреспонденция, которую составляет работник, описание полученных результатов труда – все это документы, которые могут понадобиться изучающему работу на конкретной позиции.
Метод наблюдения на рабочем месте. Многое можно узнать о работе, просто наблюдая и фиксируя, что делает работник. Естественным наблюдением считается такое наблюдение, когда присутствие наблюдателя совсем или почти не влияет на поведение работника. Этого можно добиться, если проводить наблюдение в течение достаточно длительного периода времени, чтобы работник уже не обращал внимания на присутствие наблюдателя. Наблюдатель может наблюдать за работой и более активно, задавая вопросы о том или ином поведении по мере его возникновения.
При сопоставлении информации и составлении компетенций существуют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы в итоге использование компетенций в компании было максимально эффективным:
1. Четкость и ясность определений (простые и ясные формулировки, определения должны быть проверены на однозначность толкования, так как если субъекты оценки по-разному интерпретируют содержание компетенций, то это неизбежно скажется на результатах оценки).
2. Дискретность, то есть независимость друг от друга (с одной стороны – не пересекаться с определениями других компетенций, входящих в данную модель, с другой – определенный поведенческий индикатор должен относиться только к одной компетенции).
3. Полнота (модель компетенций должна охватывать все ключевые рабочие навыки, необходимые для выполнения работы).
4. Наблюдаемость, измеримость, возможность регистрации. Важно, чтобы каждое поведение, которое описывает компетенция, было наблюдаемо в процессе оценки. Качества, которые не могут быть наблюдаемы, не должны оцениваться как компетенции, например честность, справедливость или зрелость.
5. Нацеленность на будущее (модель компетенций всегда создается как бы «на вырост», с ориентацией на лидера).
Соблюдение этих требований позволит создать в итоге четкую и понятную для всех модель, которую можно использовать как при оценке кандидатов на руководящие должности, так и при определении зон развития у сотрудников, уже их занимающих.
Впервые метод 360 градусов был предложен Питером Уордом в 1987 году7.
Первое определение, которое он дал этому методу: оценка 360 градусов это - систематический сбор информации о работе индивидуума (или группы), получаемой от некоторого числа лиц, заинтересованных в его работе, и обратная связь по ней.
В настоящее время метод 360 градусов – это инструмент оценки эффективности сотрудника, а также его личных и профессиональных качеств на основе анализа мнения людей, с которыми сотрудник непосредственно взаимодействует в ходе работы. Обычно в качестве таких людей выступают коллеги, подчиненные, руководители, а в ряде случаев также внешние клиенты оцениваемого сотрудника.
Специфика метода: метод 360 градусов основан на комплексном анализе субъективных оценок окружающих сотрудника людей. Именно в этом состоит главное достоинство метода, поскольку он позволяет сотруднику понять, как другие люди внутри организации (и за ее пределами) воспринимают его личные и профессиональные особенности, стиль поведения и взаимодействия.
Оценка по методу 360 градусов позволяет получить структурированный коллективный отзыв о компетентности сотрудника в тех областях, которые являются ключевыми для успешной работы. Результаты оценки позволяют сотруднику увидеть свои сильные и слабые стороны, а также спланировать конкретные способы развития профессиональных/менеджерских навыков с целью повышения эффективности работы. Наиболее эффективно применение оценки «360 градусов» в следующих случаях:
Технология проведения оценки методом «360 градусов» предполагает несколько этапов.
Этап 1. Подготовка к оценке:
Этап 2. Проведение оценки «360 градусов».
Этап 3. Анализ и интерпретация полученных данных.
Этап 4. Предоставление обратной связи оцениваемым сотрудникам.
Основными условиями, необходимыми для успешного проведения оценки 360 градусов, являются:
Assessment center (далее - Центр Оценки) - технология оценки и развития персонала, разработка концепции которой приписывается управлению кадров вооруженных сил Великобритании8.
Центр Оценки - стандартизированная многоаспектная оценка персонала, основанная на моделировании ключевых моментов деятельности отдельных сотрудников для выявления имеющихся у них личностно-деловых профессионально значимых качеств и определения соответствия компетенций кадрового состава организации ее целям, стратегии, корпоративной культуре, структуре, технологиям с применением специализированных оценочных процедур.
Основные этапы проведения Центра Оценки:
1. Проектирование Центра Оценки
1.1. Уточнение целей и задач проведения оценки.
1.2. Анализ деятельности: цели, задачи, основные действия, формы взаимодействия с другими должностями, риски, уровни ответственности. Также на данном этапе изучается организационная культура. Создается формализованное описание деятельности: функции (задачи) в соответствующих условиях.
1.3. Выделение профессионально
значимых личностно-деловых
1.4. Формулирование их в виде психологических диагностируемых критериев.
1.5. Разработка процедур оценки: подбор методов и адаптация их к задачам и особенностям организации-заказчика.
1.6. Разработка программы Центра оценки.
2. Проведение диагностических процедур
2.1. Проведение процедур Центра Оценки персонала в соответствии с разработанной программой.
Тесты: психодиагностические - представление о поведении личности и его особенностях, профессиональные - определение уровня знаний и умений, психофизиологические - определение объективных возможностей. Их применение требует длительной подготовки и основательных знаний психологии. Популярность метода начинает возрастать с середины ХХ века, после подтверждения эффективности отбора военнослужащих США для военных действий. Отбор позволил увеличить срок эксплуатации дорогостоящей техники и сократить расходы государства, что напрямую зависело от человеческого фактора.
Особенно популярны варианты групповых тестов (например, социометрия) для деятельности, связанной с риском и ответственностью за жизнь многих людей. Подобные методики помогают выяснить индивидуальную совместимость сотрудников, морально-психологический климат в компании, уровень конфликтности, неформальные межличностные отношения внутри коллектива, выделить лидеров в команде.
3. Обработка результатов
3.1. Анализ полученной информации экспертами.
3.2. Согласование оценок между экспертами и формулирование психологического заключения и рекомендаций.
3.3. Написание и оформление индивидуальных заключений и общего отчета о проведенной работе.
4. Предоставление результатов заказчику
4.1. Предоставление результатов заказчику в заранее установленной форме и в согласованные сроки.
5. Проведение обратной связи
5.1. Все участники оценки (при внутрифирменной оценке) знакомятся с индивидуальными результатами. Эксперты предоставляют необходимые комментарии. Совместно с сотрудником формулируются направления профессионального и личностного совершенствования.
Можно констатировать, что Центр Оценки позволяет максимально объективно и прогностично оценить базовые компетенции персонала организации, а также определить возможные направления их развития. Базовые принципы этой технологии позволяют сформировать конкурсные процедуры для приема на вакантные управленческие должности, а также сформировать управленческий кадровый резерв организации. На основе результатов оценки персонала по технологии Центра Оценки можно разработать программу обучения персонала и тем самым увеличить и качественно развить кадровый потенциал организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было проведено исследование процедур деловой оценки персонала в различных организациях.
Сущность деловой оценки заключается в анализе соответствия профессиональных и личных характеристик (компетенций) индивида требованиям должности, которую он занимает или на которую он претендует, при помощи определенных критериев.
В настоящее время всё чаще используются следующие методики оценки персонала: метод оценки по компетенциям, метод 360 градусов, а также «центр оценки».
Метод оценки по компетенциям заключается в комплексной системе оценки персонала по компетенциям. Компетенции – это навыки, знания, ценности, подходы и личностные качества, которые проявляются в поведении человека и способствуют достижению успешных результатов деятельности. Компетенция является четкой демонстрацией квалификации. Компетенция предусматривает сосредоточение внимания на том, «как» работа выполняется, как сотрудник действует.
Метод 360 градусов – это инструмент оценки эффективности сотрудника, а также его личных и профессиональных качеств на основе анализа мнения людей, с которыми сотрудник непосредственно взаимодействует в ходе работы. Обычно в качестве таких людей выступают коллеги, подчиненные, руководители, а в ряде случаев также внешние клиенты оцениваемого сотрудника.