Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормирования, управленческого труда и методы их применения. Нормирование труда на примере работников торговли.
Задачами данной работы являются:
изучение теоретических основ нормирования управленческого труда;
определение понятия, сущности, классификации норм и методов нормирования управленческого труда;
усовершенствование оплаты управленческого труда на предприятии;
рассмотрение нормирования на примере работников торговли.
1. Теоретические основы нормирования, мотивации и оплаты управленческого труда
1.1. Понятие, сущность, классификация норм
1.2. Методы нормирования управленческого труда
1.3. Методы определения потребности в кадрах управления
2. Нормирование труда на примере работников торговли.
2.1. Рабочее время торговых работников
2.2. Условия труда
2.3. Расчеты на примере работников торговли
3. Заключение
Список используемой литературы
Министерство культуры Российской Федерации
ФГOУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия
Культуры и искусств»
Институт информационных технологий, экономики и управления
Кафедра маркетинга и менеджмента СКС
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема: Методы и границы применения
управленческого труда
Выполнила: студент(ка)
группы
Проверил(а): __________
______________________
Допущена к защите
«___»_______200__г.
Защищена с оценкой
2012г.
Содержание
1. Теоретические основы нормирования, мотивации и оплаты управленческого труда
1.1. Понятие, сущность, классификация норм
1.2. Методы нормирования управленческого труда
1.3. Методы определения потребности в кадрах управления
2. Нормирование труда на примере работников торговли.
2.1. Рабочее время торговых работников
2.2. Условия труда
2.3. Расчеты на примере работников торговли
3. Заключение
Список используемой литературы
Введение
Руководители и специалисты, составляющие по существу аппарат управления предприятием, объединены в своей деятельности основной, общей для всех, функцией – создание условий, необходимых для эффективной работы подчиненного им персонала. От их профессиональных навыков и знаний в области технологии производства, менеджмента, маркетинга, законодательных и правовых норм, системы учета и налогообложения в значительной степени зависит успешное развитие предприятия в новых условиях хозяйствования.
Отношение человека к труду, его поведение в процессе труда, производства и реализации продукции во многом зависят от того, как организовано материальное стимулирование.
Проблема оплаты труда – одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.
Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.
При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.
Актуальны проблемы задолженности по оплате труда и нормирования труда работников, которые остаются одними из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.
Целью данной работы является изучение нормирования, управленческого труда и методы их применения. Нормирование труда на примере работников торговли.
Задачами данной работы являются:
1. Теоретические основы нормирования, мотивации и оплаты управленческого труда
1.1 Понятие, сущность, классификация норм
Среди мер, направленных
на повышение эффективности
Переход к рынку резко обострил проблемы нормирования вследствие усиления процессов разделения и специализации труда в сфере управления. Появление новых профессий и видов управленческой деятельности, связанных с маркетингом, менеджментом, финансированием, сбытом и переработкой сельскохозяйственной продукции, усложнение структуры функциональных обязанностей управленческих кадров, в том числе из-за сокращения аппарата управления, резкое увеличение объема принимаемых управленческих решений повлекли за собой рост трудоемкости выполнения функций управления. Возникла объективная потребность в пересмотре норм управленческого труда и их научном обосновании.
Применительно к управленческому
персоналу нормы труда
С учетом специфики труда руководителей и специалистов выделяют следующие нормы.
Нормы времени — это время, необходимое для выполнения определенной управленческой функции в конкретных условиях производства. Нормы времени измеряются в человеко-часах. На их основе устанавливаются дневные, месячные и годовые нормированные задания — объем работ, который должен выполнить специалист (группа специалистов) за определенный период времени с соблюдением установленных требований к качеству труда. Нормы времени, и нормированные задания позволяют определять численность групп специалистов и отдельных работников и рационально распределять объем работ между ними в соответствии с квалификацией и занимаемой должностью. Итоги выполнения нормированных заданий дают возможность объективно оценить результаты труда и применить системы материального стимулирования при выполнении большего объема работ и достижении определенных качественных показателей. Однако эти виды норм в сельскохозяйственных организациях применимы к ограниченному кругу работников аппарата управления, которые выполняют периодически повторяющиеся, четко регламентированные работы (делопроизводство, счетные, стенографические и др.). В случае, когда нормы не могут быть установлены из-за нестабильности круга обязанностей и содержания функций управления, а также отсутствия строгого регламента и технологии выполнения, следует использовать нормы обслуживания, управления и численности.
Нормы обслуживания определяют максимальное количество земли, скота, техники, которое способен обслужить работник управления в установленное время. Нормы обслуживания применимы к специалистам сельскохозяйственной организации (агрономам, зоотехникам, ветврачам, инженерам и т. д.). На их основе устанавливают штат работников аппарата управления и численность специалистов.
Действующие нормативы требуют систематического уточнения и обоснования.
Нормы численности —
это число работников определенного профессионально-
Нормы управляемости — число работников,
непосредственно подчиненных одному руководителю,
позволяющие наиболее эффективно выполнять
управленческие функции в соответствующих
организационно-технических условиях
и при нормальной интенсивности труда.
Нормы управляемости
определяются на основе изучения возможностей
восприятия и переработки информации, физических возможностей человека, сложности
управленческих работ. Норма управляемости
для руководителя организации варьирует
в зависимости от числа ступеней в структуре
управления, характера взаимосвязей общехозяйственных
и нижестоящих звеньев управления. В двух-
и трехступенчатой структурах управления
норма управляемости для руководителя
слагается из численности главных специалистов,
руководителей, подчиненных ему вторичных
производственных подразделений, вспомогательных
и обслуживающих производств; в четырехступенчатой
— из численности заместителей по производственным,
коммерческим, хозяйственным и другим
вопросам, главных специалистов отраслей
основного производства. Принято считать
нормальным закрепление за одним руководителем
5 – 7 главных специалистов; за главным
специалистом — 4 – 8 специалистов и бригадиров;
за бригадиром — 25 – 45 непосредственных
исполнителей.
Расчет норм затрат и результатов труда
производится на основе глубокого анализа
производственного и трудового процессов,
проектирования рациональных технологий
и организации труда. Исходя из этого рассмотренные
нормы труда не исчерпывают всех нормативных
характеристик трудового процесса. В состав
норм труда следует включить также нормы
сложности выполняемых работ, определяющие
необходимую квалификацию специалистов,
и нормы условий труда, прямо влияющие
на его производительность.
Условия труда могут
рассматриваться в различных
аспектах:
организационно-техническом (специализация
рабочего места, его оснащение техническими
средствами связи, компьютерами и др.); санитарно-гигиеническом
(температура, шум, освещенность, вентиляция
и т. д.); эргономико-эстетическом (планировка
и цветовое оформление помещения и др.);
социально-психологическом (содержательность
труда, наличие в нем творческих элементов,
характер взаимоотношений в трудовом
коллективе) и правовом (нормы трудового
права, обеспечение дисциплины труда,
правила внутреннего трудового распорядка,
виды юридической ответственности и др.)
(рис. 1).
Определение сложности
управленческого труда необходи
Типовые нормы применяются для нормирования одинаковых наиболее распространенных видов работ, выполняемых по типовой технологии в организациях одной или нескольких отраслей народного хозяйства.
Рис. 1. Классификация норм труда
Единые нормы устанавливаются на технологически однородные работы условия выполнения, которых в основном одинаковы. Исходным элементом для расчета норм являются нормативы.
Нормативы — это базовые величины, которые выражают нормативные зависимости для установления элементов норм времени (например, доля затрат времени на выполнение отдельных управленческих функций в общих затратах рабочего времени) или норм численности (например, норматив численности работников управления в общей численности персонала).
Основные различия между нормативами и едиными (типовыми) нормами времени заключаются в степени дифференциации элементов производственного процесса. Поэтому иногда единые (типовые) нормы рассматриваются как вид нормативов. Другие различия между нормами и нормативами проявляются в следующем:
норме соответствуют строго определенные значения факторов, формирующих ее величину в условиях конкретного производственного процесса;
нормативы устанавливают на работы данного вида, норму — только для конкретной работы;
нормативы более устойчивы, действуют длительное время, нормы пересматриваются при изменении условий, на которые они были установлены.
2.1. Методы нормирования управленческого труда
Под методом нормирования
понимают совокупность приемов установления
норм, включающих анализ трудового
процесса, проектирование рациональной
организации труда и расчет норм
труда. Выбор метода нормирования определяется
характером нормируемых работ и условиями их выполнения.
В практике нормирования управленческого
труда применяются три метода: аналитический,
статистический и экспертный.
Особенность аналитического, или поэлементного,
нормирования заключается в том, что управленческий
труд разделяется на функции — на отдельные
работы и операции, операции — на элементы,
которые для большинства сельскохозяйственных
организаций однотипны. Далее изучают
содержание трудовых операций и элементов
их составляющих, анализируют факторы,
влияющие на продолжительность каждого
элемента, проектируют новый состав операции,
определяют нормы труда на каждый ее элемент
и на операцию в целом. Расчет норм на трудовые
операции выполняют двумя способами: аналитически-расчетным
и аналитически-
Информация о работе Методы и границы применения управленческого труда