Менеджмент малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть систему управления в конкретной малой организации и изучить её особенности.
В связи с этим можно выделить задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия,
• выделить особенности, присущие менеджменту малого предприятия,
• рассмотреть систему менеджмента на конкретном предприятии,
• проанализировать её достоинства и недостатки и сделать выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1. КОНЦЕПЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МАЛОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность системы менеджмента в организации…………………4
1.2 Особенности управления в малой организации…………………12
1.3 Теоретические аспекты менеджмента малых предприятий…….17
2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И.П СОЛОСЁНКОВ
2.1 Общая характеристика деятельности организации……………..24
2.2 Оценка системы менеджмента организации……………………..28
2.3 Анализ проблем в системе менеджмента предприятия…………33
3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И. П СОЛОСЁНКОВ
3.1 Предложения по улучшению системы менеджмента……………35
3.2 Рационализация системы информации организации путём использования информационных технологий ……………………………….38
3.3 Прогноз эффективности предложений по совершенствованию системы менеджмента предприятия …………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ А: РАЗЛИЧИЯ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ….48

Файлы: 1 файл

курсовая-менеджмент.docx

— 119.21 Кб (Скачать)

     Жизнеспособными сегодня в России оказываются  те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех  деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в  области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой  конкуренцией выживает и успешно  развивается тот, кто «держит  руку на пульсе» развития спроса и  предложения и изменяет характер и направленность производства в  соответствии с их требованиями.

     Иными словами, главным требованием к  управлению  малым предприятием в условиях рынка является обеспечение  его адаптивности (приспособляемости  и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.

 

    2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИП СОЛОСЁНКОВ

     2.1 Общая характеристика деятельности  предприятия

     ИП  Солосёнков Игорь Геннадьевич приступил к созданию предприятия по производству мебели в апреле 2004 года. Перед ним стояла нелёгкая задача – организовать производство достаточно непростой в технологическом плане продукции, закупить оборудование, нанять квалифицированный персонал, найти свою рыночную нишу.  Проект предприятия был подготовлен в сотрудничестве с ФГУ «Орловский Центр Стандартизации и Метрологии». Отдел стандартизации провёл сертификацию соответствия плана предприятия всем основным требованиям, предъявляемым к малым предприятиям, и выдал сертификат соответствия. Затем предприятие прошло инспекцию со стороны основных контролирующих органов, оно удовлетворяет всем требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля.

     Продукция предприятия также прошла инспекционный  контроль.  Все изделия предприятия  имеют сертификат, подтверждающий их качество и безопасность. В связи  с вышеописанными действиями предприятия  фактически начало выпуск продукции  лишь в июле 2004 года, после получения  всех соответствующих сертификатов. С тех пор в истории предприятия  не было каких-то значительных событий, все силы были направлены на улучшение  материально-технической базы предприятия, повышение качества продукции, подбор и при необходимости обучение персонала.

     На  сегодняшний день это успешный цех  по производству мебели, находящийся  в первых рядах среди подобных предприятий Орловской области. Даже во время пика мирового финансового  кризиса предприятие не сокращало  выпуск продукции. Хотя стабильно невысокий  спрос на мебельную продукцию  не позволяет говорить о каких-то грандиозных перспективах роста, предприятие старается расширяться и наращивать объёмы выпуска.

     Предприятие занимается изготовлением корпусной  мебели и готово предоставить клиентам следующие основные виды продукции:

  • Кухонные гарнитуры
  • Прихожие
  • Шкафы и стеллажи
  • Столы: компьютерные, обеденные, офисные
  • Комоды и тумбочки

     Внешняя среда предприятия достаточно «комфортна». Данное свойство заключается в постоянстве  и надёжности поставщиков и покупателей, в предсказуемости конкурентов. В стремлении к снижению издержек ИП Солосёнков выбирает только надёжных и выгодных поставщиков. При больших объёмах продукции каждая копейка, сэкономленная на покупке комплектующих, в итоге вырастает в приличные суммы экономии. Что касается конкурентов, то на рынке корпусной мебели города Орла их предостаточно. Но об оживлённой конкуренции говорить не приходится, рынок чётко разделён, почти каждое относительно крупное предприятие этой сферы имеет свою рыночную нишу.

     Кадровая  и маркетинговая политика предприятия  проводится единолично менеджером. В  плане кадров данное предприятие  не выдвигает каких-то особых требований, работник может быть обучен на рабочем  месте. Однако высококвалифицированные  работники всегда ценятся, и именно им отдаётся приоритет.

     Для лучшего понимания деятельности организации стоит принять во внимание показатели её деятельности. Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 3. 
 

Таблица 2 – Основные финансово-экономические показатели деятельности ИП Солосёнков И.Г.

 
Показатель
     Годы
     2007      2008      2009
Выручка (тыс.руб.)      14400      15055      11975
Затраты на производство и реализацию продукции  
     11952
 
     12476
 
     9980
Затраты на 1 рубль реализованной продукции (руб.)  
     0,83
 
     0,82
 
     0,83
Структура основных фондов  
     9200
 
     9734
 
     9433
Численность рабочих (чел.)      16      17      16
Фонд  ЗП (тыс.руб.)      1939.2      2078,4      1843,2
Средняя ЗП 1 работника (руб.)  
     10100
 
     10188
 
     9600
Производительность  труда      900      855,6      748,4
Фондоотдача      1,57      1,55      1,3
Прибыль от реализации продукции      2448      2583      1995

 

     Рисунок 1 – Динамика изменения основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

 

     

     Данный  график наглядно показывает нам, что  в период с 2007 по 2008 год предприятие  было в стадии подъёма. Все основные финансово-экономические показатели росли, увеличилась выручка, прибыль.

     Однако 2009 год выдался кризисным, как  для предприятия, так и для  экономики в целом. На графике  видно стремительное уменьшение выручки, которое в некоторой  степени было компенсировано уменьшением  затрат на производство. Это говорит  о том, что в условиях кризиса  предприятие смогло правильно сориентироваться и безболезненно уменьшить выпуск продукции. Но негативных последствий  избежать не удалось. Уменьшилась средняя  заработная плата, уменьшилось количество работников, упала прибыль. Но, тем не менее, показатели выглядят не так плохо, что свидетельствует о разумном менеджменте и успешных стараниях по преодолению кризиса.

     2.2 Оценка системы менеджмента организации

     Для комплексного исследования системы  менеджмента любого предприятия  необходимо оценить её по следующим  показателям:

  • Анализ организационной структуры
  • Оценка системы целей организации
  • Оценка стратегии организации
  • Анализ эффективности работы аппарата управления
  • Оценка системы информации в организации
  • Оценка организационной культуры
  • Анализ процесса управления вцелом

     Организационная структура:

     В первую очередь необходимо провести анализ организационной структуры  предприятия. Данной организации характерна простая иерархическая структура, в которой менеджер сочетает в  себе все функции аппарата управления и является «единоличным правителем».

     

     Рисунок 2 – Организационная структура  ИП Солосёнков ИГ

     Система целей:

     Система целей данной организации также  довольно проста. Предприятия имеет 2 чёткие ориентировки – оно социально  ориентировано и ориентировано  на достижение результата. Таким образом можно выделить 2 конкретные цели:

  • Дать людям рабочие места со стабильным заработком
  • Выйти на первое место среди аналогичных предприятий области

     Стратегия:

     Стратегия организации, ввиду её размера также  не является глобальной. В общем  смысле это:

  • Наращивание объёмов производства
  • Поиск новых рынков сбыта
  • Расширение производства

     За  счёт наращивания объёмов производства предполагается получение дополнительной выручки, которую можно направить  на:

  • расширение производства
  • внедрение инноваций
  • повышение квалификации персонала
  • закупку нового оборудования

     Эффективность работы аппарата управления:

     Эффективность работы на мой взгляд высокая. Всю систему менеджмента данного малого предприятия представляет один человек – менеджер. И здесь возникает очень интересная дилемма, с одной стороны полнейшая централизация власти, благодаря которой не может быть никаких проволочек, несогласий, задержек. Сосредоточение всей власти в руках одного человека позволяет ему изучить деятельность предприятия со всех сторон и в своих решениях опираться на всестороннее знание ситуации. Это безусловно плюс данной системы менеджмента. Но с другой стороны тут есть и недостатки. Во-первых, управление предприятием очень многогранный и сложный процесс, который порою не под силу одному человеку. Особенность малого предприятия здесь в том, что менеджер представляет все уровни процесса управления и сочетает в себе многие функции, которые на крупных предприятиях выполняют целые отделы. В целом такой аппарат управления хорош для такого небольшого предприятия.

     Система информации в организации:

     Что касается системы информации, то на опять же представлена одним человеком – менеджером. Здесь стоит отметить стремление ИП Солосёнкова к изучению всех новых тенденций рынка. 2 раза в год он посещает выставки в Москве. Проходящие в ВВЦ и МВЦ выставки, например Крокус-экспо, это хорошее место для изучения новых тенденций и веяний на рынке мебельной продукции. Также там можно найти как поставщиков материалов, так и покупателей готовой продукции. Всё это позволяет предприятию быть в курсе дел. Безусловно такой подход не идеален. Но размер предприятия не позволяет выделять систему информации в какое-то отдельное подразделение.

     Организационная культура:

     Организационная культура данного предприятия предпринимательская. Такой вывод можно сделать основываясь на изучении системы контроля и внутренних процессов, происходящих в организации.  Предприятие постоянно находится в движении, применяется ситуационный подход к управлению, вся деятельность ориентирована на достижение результата.

     Анализ  процесса управления:

     Для анализа процесса управления в целом  необходимо оценить менеджмент по следующим  параметрам:

  • Эффективность планирования
  • Эффективность организации
  • Качество системы мотивации
  • Контроль в организации

     Планирование  на данном предприятии представляет собой простой и надёжный процесс  – план производства продукции и  все сопутствующие производству процессы составляются исходя из количества заказов. Здесь также стоит упомянуть  о том, что предприятие всегда должно быть готово к выполнению заказа, поэтому тут присутствует некий  элемент прогнозирования, так как  у предприятия всегда должен быть запас материалов для производства продукции.

     Однако  тут не всё так гладко. Система  согласования заказов на мой взгляд не продумана в достаточной степени и предполагает возможные сбои, длительные задержки и прочие негативные эффекты, которые можно отнести к проблемам системы менеджмента.

     Организационная структура крайне проста, что позволяет  говорить о её эффективности. При  такой организации предприятие  сконцентрировано на достижении результата. Нет ничего, что было бы лишним или  мешало. Для предприятия с малым  количеством работников такая структура  подходит как нельзя лучше. Это одна из сильных сторон данной организации.

     Система мотивации малых предприятий  крайне интересна. Размер коллектива позволяет  устанавливать в нём тесные дружеские  взаимоотношения, что безусловно положительно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе. Кроме традиционных методов мотивации, таких, как например премия, на таких предприятиях часто прибегают и к другим методам. Сюда можно отнести предоставление отгулов, возможность уйти с работы пораньше, совместное времяпрепровождение, например, на рыбалке. Это безусловно основано на дружеских отношениях, но некий элемент мотивации тут тоже присутствует.

Информация о работе Менеджмент малых предприятий