Менеджмент как вид деятельности и система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и изучить менеджмент как вид деятельности и систему управления. Задачи: изучение основных понятий менеджмента, его видов, целей, задач, требований, которыми должен обладать каждый менеджер, вне зависимости от его уровня. А так же исследовать систему управления, рассмотреть методы управления, принципы и функции управления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Теоретическая часть:
Глава 1. Менеджмент как вид деятельности………………………………. 5
1.1Что такое менеджмент…………………………………………………… 5
1.2Цели и задачи менеджмента……………………………………………...6
1.3Виды менеджмента………………………………………………………..8
Глава 2.Система управления…………………………………….………….11
2.1 Методы управления…………………………………………………......11
2.2 Функции управления……………………………………………………13
2.3 Научные принципы управления……………………………………......16
Практическая часть:
1. Общая характеристика предприятия…………………………………….20
2. Основные экономические показатели деятельности предприятия……23
3. Организационная структура предприятия……………………………....25
4. Характеристика методов управления предприятием………………….. 30
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Линникова Олеся курсовая работа.docx

— 85.06 Кб (Скачать)

Коммерческий директор— это один из вышестоящих руководителей предприятия, фирмы, ведающий продажей и сбытом продукции, торговлей, закупкой товаров.  Он планирует коммерческую деятельность фирмы, участвует  в разработке маркетинговых действий с учетом стратегии компании.

Кадровый отдел— занимается планированием, учетом и аттестацией кадров.

Ведет расчет потребности в персонале, планирование подготовки кадров, планирование численности персонала. В основе деятельности отдела лежат штатное расписание, нормы трудозатрат и другие трудовые нормативы.

Отдел службы безопасности — обеспечивает охрану здания, продукции, оборудования и технических средств обеспечения деятельности. Обеспечивает информационную, экономическую безопасность. Организует и поддерживает пропускной и внутри объектный режим. Организует, разрабатывает и контролирует системы безопасности в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т.п.).

Административно-хозяйственный отдел — организует, координирует и контролирует хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами. Занимается уборкой и выполнением противопожарных мероприятий и содержанием в исправном состоянии пожарного инвентаря. Обеспечивает подразделения мебелью, хозяйственным инвентарем. Обеспечивает сохранность и своевременный ремонт имущества организации. Участвует в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов, оформляет необходимые документы для заключения договоров на оказание услуг. Организует проведение ремонта помещений, осуществляет контроль за качеством выполненных работ.

Отдел по работе в торговом зале—занимается непосредственно работой в зале магазина. В торговом зале работают кассиры, контролеры торгового зала (охранники), администратор, продавцы, уборщики, грузчики, мерчендайзеры. Отдел занимается вопросами постановки задач, контроля и координации работы персонала, находящегося в торговом зале.

Отдел логистики —занимается непосредственно исполнением заказов , подбора оптимального авто, подбор груза, определение маршрутов, общение с клиентами и перевозчиками.

Транспортный отдел— занимается организацией бесперебойного транспортного обслуживания подразделений предприятия и предприятия в целом для обеспечения ритмичной работы по выполнению планов поставки при наименьших затратах. Транспортный парк предприятия постоянно обновляется и исключает возможность простоев в транспортном обслуживании, способствует более эффективному функционированию сбытовой сети предприятия.

Финансовый отдел — управляет финансовыми операциями предприятия, разрабатывает планы его доходов и расходов, контролирует поступление на расчетный счет денежных средств и порядок их расходования, обеспечивает получение кредитов и выплату налогов в бюджет. Также финансовый отдел осуществляет функцию контроля за подготовкой управленческой и финансовой отчетности подразделений (филиалов, офисов продаж, региональных подразделений).

Бухгалтерия — учитывает поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов на предприятии, готовит отчеты о деятельности предприятия и предоставляет их руководителям предприятий, а также государственным и местным хозяйственным органам. Организует учет основных фондов, сырья, материалов, топлива, продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек производства и обращения. Организует расчеты по заработной плате с работниками предприятия. Общее руководство отделом осуществляется главным бухгалтером.

Отдел (служба) закупок— подразделение фирмы, который занимается обеспечением наличия товара на складе. Занимается поиском и выбором поставщиков, делает текущие заказы поставщикам, определяет способ доставки и ожидаемую дату прихода на склад, проверяет поступающую продукцию и подтверждает качество.

Отдел продаж (сбыта) — структурное подразделением предприятия, которое имеет  такие задачи и функции: (1.Организация сбыта продукции; 2.Формирование сбытовой сети; 3. Подготовка и заключение договоров на реализацию продукции; 4.Планирование поставок продукции в соответствии с заключенными договорами; 5.Выполнение планов поставок в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами;6.Учет отгруженной продукции.)

Отдел маркетинга—занимается оценкой конъюнктуры рынка, постоянным анализом результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих. Разрабатывает прогнозы продаж и рыночной доли предприятия, проводит ситуационного рыночного анализа. Разрабатывает для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочные и текущие планы маркетинга и координирует в данной области деятельности подразделения предприятия. Проводит оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений.

Организационная структура магазина «Дикси» представляет собой упорядоченную определенным образом совокупность, отражающую состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, способствующих достижению целей.

Таким образом, организационную структуру магазина «Дикси» можно считать оптимальной, так как она соответствует целям и задачам предприятия, имеет небольшое число уровней руководства, имеет небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом. Магазин имеет низкие затраты, высокую производительность и быстро реагирует на изменения.

4.Характеристика методов управления предприятием

В своей управленческой деятельности магазин «Дискси» применяет такие группы методов управления:

- экономические методы управления;

- организационные; 
- социально-психологические методы управления

Т.Г. Озерникова в книге «Мотивационное значение заработной платы / Служба кадров» рассматривает экономические методы управления: [20, c. 22-23]

Экономические методы управления - способы осуществления управленческих воздействий на персонал компании на основе использования экономических законов и категорий рыночной экономики: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, фазы воспроизводства товара и другие. При использовании экономических методов предприятие может усовершенствовать процесс управления за счет системы стимулирования, использования новых форм оплаты труда, участия работников в прибыли организации и в управлении. Основной смысл сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности. Трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе экономическим стимулированием. Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования.

Материальное  стимулирование труда работников:

- премиальные  по результатам труда;

- использование  для отдельных категорий работников  сдельной формы оплаты труда. 

Таким образом, установленный на предприятии стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

А.Я. Кибанов в книге «Основы управления персоналом» пишет об организационных методах управления: [21, c.49]

Организационные методы основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала компании. К ним относятся - устав предприятия, корпоративная книга, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, об оплате труда, должностные инструкции работников. Эти документы обязательны для исполнения сотрудниками  и  несоблюдение их  влечет за собой  применение дисциплинарных взысканий. Распорядительное воздействие  включает в себя приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Регулирование взаимоотношений сотрудников происходит посредствам положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Используется властная мотивация (издание приказов, отдача распоряжений, указаний), при управлении текущей деятельностью предприятия.

Материальная  ответственность и взыскания включают добровольное возмещение ущерба организации, удержания из зарплаты, полная материальная ответственность, коллективная материальная ответственность, ответственность за задержку трудовой книжки и т.д. Дисциплинарная ответственность осуществляется в форме замечания, выговора, понижения в должности, увольнения, а административная ответственность в форме предупреждения, штрафов, изъятия предметов, оборудования, административных арестов, исправительных работ.

Социально- психологические методы управления рассматривает Е.П. Гусева в книге «Менеджмент» [22, c.170-172]

Такие методы осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный климат в коллективе и чувство  принадлежности к организации. Среди методов социально-психологического управления, используемых на предприятии следует так же назвать оптимизацию организации рабочего места, создание комнат отдыха, организация общепроизводственных праздников и др. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартного обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании.

Социологические методы управления: социальное планирование, социологические методы исследования (анкетирование, интервью, социометрия, наблюдение, собеседование) - позволяют установить назначение и место сотрудника в магазине «Дикси», выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. 
Интервью – беседа с руководителем, для получения необходимой информации. 
Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.  
Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие).  
Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

С помощью  социологических методов производится регуляция и воздействие на: личностные качества, мораль, партнерство,  соревнование, общение, переговоры, конфликты.

Психологические методы:  просьба,  внушение, убеждение, принуждение, подражание, похвала и т.п.  В основе этих методов -  общая психология, психология личности, психология труда и т.д. Их главной особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам,  с целью  направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Итак, были рассмотрены основные методы управления и их реализация в магазине «Дикси» . При использовании таких методов управления персоналом, эффективность производства повышается, так как растет заинтересованность персонала в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

Менеджмент  как вид управленческой деятельности является неотъемлемой частью эффективной  системы хозяйствования, призванной способствовать рациональному распределению  ресурсов предприятия и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью. Это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы.

Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя. Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы. Менеджер должен стремиться к тому, чтобы обладать как можно большим набором качеств, которые помогали бы ему в работе.

В теоретической  части своей курсовой работы я изучила основные понятия менеджмента, его виды, цели, задачи, а так же требования, которыми должен обладать каждый менеджер. А так же исследовала систему управления, рассмотрела основные методы управления, принципы и функции управления.

В практической части своей курсовой работы я провела анализ деятельности предприятий розничной торговли на примере магазина «Дикси».

Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления рыночного соглашения товарного предложения и покупательского спроса.

Я дала общую характеристику предприятия, которое является одним из ведущих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. Компания специализируется на развитии универсальных розничных магазинов формата "магазин у дома". Был проведен анализ основных экономических показателей магазина, я выяснила, что предприятие работает эффективно и извлекает максимальную прибыль. Так же изучила организационную структуру магазина, определила ее тип и рассмотрела методы управления, которые применяются в магазине «Дикси». При использовании таких методов управления повышается эффективность производства, так как растет заинтересованность персонала в работе.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления