Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и изучить менеджмент как вид деятельности и систему управления. Задачи: изучение основных понятий менеджмента, его видов, целей, задач, требований, которыми должен обладать каждый менеджер, вне зависимости от его уровня. А так же исследовать систему управления, рассмотреть методы управления, принципы и функции управления.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретическая часть:
Глава 1. Менеджмент как вид деятельности………………………………. 5
1.1Что такое менеджмент…………………………………………………… 5
1.2Цели и задачи менеджмента……………………………………………...6
1.3Виды менеджмента………………………………………………………..8
Глава 2.Система управления…………………………………….………….11
2.1 Методы управления…………………………………………………......11
2.2 Функции управления……………………………………………………13
2.3 Научные принципы управления……………………………………......16
Практическая часть:
1. Общая характеристика предприятия…………………………………….20
2. Основные экономические показатели деятельности предприятия……23
3. Организационная структура предприятия……………………………....25
4. Характеристика методов управления предприятием………………….. 30
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………. 37
Коммерческий директор— это один из вышестоящих руководителей предприятия, фирмы, ведающий продажей и сбытом продукции, торговлей, закупкой товаров. Он планирует коммерческую деятельность фирмы, участвует в разработке маркетинговых действий с учетом стратегии компании.
Кадровый отдел— занимается планированием, учетом и аттестацией кадров.
Ведет расчет потребности в персонале, планирование подготовки кадров, планирование численности персонала. В основе деятельности отдела лежат штатное расписание, нормы трудозатрат и другие трудовые нормативы.
Отдел службы безопасности — обеспечивает охрану здания, продукции, оборудования и технических средств обеспечения деятельности. Обеспечивает информационную, экономическую безопасность. Организует и поддерживает пропускной и внутри объектный режим. Организует, разрабатывает и контролирует системы безопасности в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т.п.).
Административно-хозяйственный отдел — организует, координирует и контролирует хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами. Занимается уборкой и выполнением противопожарных мероприятий и содержанием в исправном состоянии пожарного инвентаря. Обеспечивает подразделения мебелью, хозяйственным инвентарем. Обеспечивает сохранность и своевременный ремонт имущества организации. Участвует в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов, оформляет необходимые документы для заключения договоров на оказание услуг. Организует проведение ремонта помещений, осуществляет контроль за качеством выполненных работ.
Отдел по работе в торговом зале—занимается непосредственно работой в зале магазина. В торговом зале работают кассиры, контролеры торгового зала (охранники), администратор, продавцы, уборщики, грузчики, мерчендайзеры. Отдел занимается вопросами постановки задач, контроля и координации работы персонала, находящегося в торговом зале.
Отдел логистики —занимается непосредственно исполнением заказов , подбора оптимального авто, подбор груза, определение маршрутов, общение с клиентами и перевозчиками.
Транспортный отдел— занимается организацией бесперебойного транспортного обслуживания подразделений предприятия и предприятия в целом для обеспечения ритмичной работы по выполнению планов поставки при наименьших затратах. Транспортный парк предприятия постоянно обновляется и исключает возможность простоев в транспортном обслуживании, способствует более эффективному функционированию сбытовой сети предприятия.
Финансовый отдел — управляет финансовыми операциями предприятия, разрабатывает планы его доходов и расходов, контролирует поступление на расчетный счет денежных средств и порядок их расходования, обеспечивает получение кредитов и выплату налогов в бюджет. Также финансовый отдел осуществляет функцию контроля за подготовкой управленческой и финансовой отчетности подразделений (филиалов, офисов продаж, региональных подразделений).
Бухгалтерия — учитывает поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов на предприятии, готовит отчеты о деятельности предприятия и предоставляет их руководителям предприятий, а также государственным и местным хозяйственным органам. Организует учет основных фондов, сырья, материалов, топлива, продукции, денежных средств и других ценностей предприятия, издержек производства и обращения. Организует расчеты по заработной плате с работниками предприятия. Общее руководство отделом осуществляется главным бухгалтером.
Отдел (служба) закупок— подразделение фирмы, который занимается обеспечением наличия товара на складе. Занимается поиском и выбором поставщиков, делает текущие заказы поставщикам, определяет способ доставки и ожидаемую дату прихода на склад, проверяет поступающую продукцию и подтверждает качество.
Отдел продаж (сбыта) — структурное подразделением предприятия, которое имеет такие задачи и функции: (1.Организация сбыта продукции; 2.Формирование сбытовой сети; 3. Подготовка и заключение договоров на реализацию продукции; 4.Планирование поставок продукции в соответствии с заключенными договорами; 5.Выполнение планов поставок в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами;6.Учет отгруженной продукции.)
Отдел маркетинга—занимается оценкой конъюнктуры рынка, постоянным анализом результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих. Разрабатывает прогнозы продаж и рыночной доли предприятия, проводит ситуационного рыночного анализа. Разрабатывает для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочные и текущие планы маркетинга и координирует в данной области деятельности подразделения предприятия. Проводит оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений.
Организационная структура магазина «Дикси» представляет собой упорядоченную определенным образом совокупность, отражающую состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, способствующих достижению целей.
Таким образом, организационную структуру магазина «Дикси» можно считать оптимальной, так как она соответствует целям и задачам предприятия, имеет небольшое число уровней руководства, имеет небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом. Магазин имеет низкие затраты, высокую производительность и быстро реагирует на изменения.
4.Характеристика методов управления предприятием
В своей управленческой деятельности магазин «Дискси» применяет такие группы методов управления:
- экономические методы
- организационные;
- социально-психологические методы управления
Т.Г. Озерникова в книге «Мотивационное значение заработной платы / Служба кадров» рассматривает экономические методы управления: [20, c. 22-23]
Экономические методы управления - способы осуществления управленческих воздействий на персонал компании на основе использования экономических законов и категорий рыночной экономики: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, фазы воспроизводства товара и другие. При использовании экономических методов предприятие может усовершенствовать процесс управления за счет системы стимулирования, использования новых форм оплаты труда, участия работников в прибыли организации и в управлении. Основной смысл сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности. Трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе экономическим стимулированием. Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования.
Материальное стимулирование труда работников:
- премиальные по результатам труда;
- использование
для отдельных категорий
Таким образом,
установленный на предприятии стабильный
размер вознаграждения персонала предотвращает
увеличение текучести кадров и снижает
затраты на поиск новых трудовых ресурсов. На
основании экономических методов управления
должны развиваться и укрепляться организационно-
А.Я. Кибанов в книге «Основы управления персоналом» пишет об организационных методах управления: [21, c.49]
Организационные методы основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала компании. К ним относятся - устав предприятия, корпоративная книга, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, об оплате труда, должностные инструкции работников. Эти документы обязательны для исполнения сотрудниками и несоблюдение их влечет за собой применение дисциплинарных взысканий. Распорядительное воздействие включает в себя приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Регулирование взаимоотношений сотрудников происходит посредствам положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Используется властная мотивация (издание приказов, отдача распоряжений, указаний), при управлении текущей деятельностью предприятия.
Материальная
ответственность и взыскания
Социально- психологические методы управления рассматривает Е.П. Гусева в книге «Менеджмент» [22, c.170-172]
Такие методы осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный климат в коллективе и чувство принадлежности к организации. Среди методов социально-психологического управления, используемых на предприятии следует так же назвать оптимизацию организации рабочего места, создание комнат отдыха, организация общепроизводственных праздников и др. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартного обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании.
Социологические методы
Анкетирование
позволяет собирать необходимую информацию
путем массового опроса людей с помощью
специальных анкет.
Интервью – беседа
с руководителем, для получения необходимой
информации.
Социометрический
метод незаменим при анализе деловых и
дружеских взаимосвязей в коллективе,
когда на основе анкетирования сотрудников
строится матрица предпочтительных контактов
между людьми, которая также показывает
и неформальных лидеров в коллективе.
Метод наблюдения
позволяет выявить качества сотрудников,
которые обнаруживаются лишь в неформальной
обстановке или крайних жизненных ситуациях
(авария, драка, стихийное бедствие).
Собеседование
является распространенным методом при
деловых переговорах, приеме на работу,
воспитательных мероприятиях, когда в
неформальной беседе решаются небольшие
кадровые задачи.
С помощью
социологических методов
Психологические методы: просьба, внушение, убеждение, принуждение, подражание, похвала и т.п. В основе этих методов - общая психология, психология личности, психология труда и т.д. Их главной особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам, с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Итак, были рассмотрены основные методы управления и их реализация в магазине «Дикси» . При использовании таких методов управления персоналом, эффективность производства повышается, так как растет заинтересованность персонала в работе.
Заключение
Менеджмент как вид управленческой деятельности является неотъемлемой частью эффективной системы хозяйствования, призванной способствовать рациональному распределению ресурсов предприятия и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью. Это также человек, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы.
Менеджер - профессионально подготовленный руководитель. Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя. Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы. Менеджер должен стремиться к тому, чтобы обладать как можно большим набором качеств, которые помогали бы ему в работе.
В теоретической части своей курсовой работы я изучила основные понятия менеджмента, его виды, цели, задачи, а так же требования, которыми должен обладать каждый менеджер. А так же исследовала систему управления, рассмотрела основные методы управления, принципы и функции управления.
В практической части своей курсовой работы я провела анализ деятельности предприятий розничной торговли на примере магазина «Дикси».
Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления рыночного соглашения товарного предложения и покупательского спроса.
Я дала общую характеристику предприятия, которое является одним из ведущих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. Компания специализируется на развитии универсальных розничных магазинов формата "магазин у дома". Был проведен анализ основных экономических показателей магазина, я выяснила, что предприятие работает эффективно и извлекает максимальную прибыль. Так же изучила организационную структуру магазина, определила ее тип и рассмотрела методы управления, которые применяются в магазине «Дикси». При использовании таких методов управления повышается эффективность производства, так как растет заинтересованность персонала в работе.
Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления