Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и изучить менеджмент как вид деятельности и систему управления. Задачи: изучение основных понятий менеджмента, его видов, целей, задач, требований, которыми должен обладать каждый менеджер, вне зависимости от его уровня. А так же исследовать систему управления, рассмотреть методы управления, принципы и функции управления.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретическая часть:
Глава 1. Менеджмент как вид деятельности………………………………. 5
1.1Что такое менеджмент…………………………………………………… 5
1.2Цели и задачи менеджмента……………………………………………...6
1.3Виды менеджмента………………………………………………………..8
Глава 2.Система управления…………………………………….………….11
2.1 Методы управления…………………………………………………......11
2.2 Функции управления……………………………………………………13
2.3 Научные принципы управления……………………………………......16
Практическая часть:
1. Общая характеристика предприятия…………………………………….20
2. Основные экономические показатели деятельности предприятия……23
3. Организационная структура предприятия……………………………....25
4. Характеристика методов управления предприятием………………….. 30
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………. 37
Семенов А.К. и Набоков В.И. в книге «Основы менеджмента» дополняет данную классификацию еще несколькими видами:
1. Инновационный менеджмент-это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно- техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.
2. Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду. [8,c.68-70]
Итак, дополнение Семенова А.К. и Набокова В.И. является важным, так как виды менеджмента- это специальные области управленческой деятельности, которые связанны с решением определенных задач. И чем больше видов менеджмента будет иметь организация, тем лучше она будет функционировать во внутренней и внешней среде.
Глава 2. Система управления
2.1Методы управления
Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. [9, c.90]
В книге «Менеджмент» Е.П. Гусева выделяет классификацию методов, получивших наиболее широкое распространение: [10, c.159-172]
1)экономические;
2)организационно-
3)социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления- это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Организационно-
К организационным методам относят: организационное проектирование; регламентирование; нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Организационное проектирование – это процесс выработки проектных решений и мероприятий по организации и совершенствованию функционирования системы управления проектом.
Сущность
организационного регламентирования
состоит в установлении правил, обязательных
для выполнения и определяющих содержание
и порядок организационной
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации.
Социально-психологические
Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К социально-психологическим методам управления относится: социальное планирование, социологические методы исследования (анкетирование, интервью, социометрия, наблюдение, собеседование), убеждение, внушение, личный пример, подражание, похвала, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.
Итак, все методы очень важны для руководителя, они помогают ему правильно управлять персоналом, ведь от этого зависит работа организации в целом, так как метод или совокупность методов- это способ достижения цели, путь решения определенной задачи.
2.2 Функции управления
Абчук В.А. в книге «Менеджмент» функцией называет особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию.[11,c.159-161]
Кабушкин Н.И. в книге «Основы менеджмента» рассматривает функции, которые выделил А. Файоль. Это основные и самые главные функции управления: планирование, организация, мотивация , контроль и координация. Они реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Основные функции: [12,c.65-87]
1) Планирование - функция, с помощью которой определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важный элемент этой функции- прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды.
2) Организация - функция управления, которая формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и другое). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
3) Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста. При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
4) Контроль - эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
5) Координация - функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.
Кроме основных функций в современном менеджменте в учебном пособии «Основы менеджмента» Полукаров В.Л. выделяет еще несколько функций: [13,c.90-107]
1) Распорядительство- менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, которые доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими.
2) Прогнозирование – это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Прогнозирование тесно связано с планированием.
3) Учет - управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с заданного (начального) до данного (конкретного) моментов времени, то есть это учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов и так далее, а также анализ деятельности организаций.
4) Целеполагание- ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение — постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.
5) Стратегополагание- как функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.
6) Стимулирование - функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.
Таким образом, функции- это этапы, которые выбирает руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Все- таки основными функциями и сейчас считаются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Но время не стоит на месте и в современной практике управления, функции частично совпадают и переплетаются, образуя дополнительные функции. Такое дополнение дает руководителю еще большие возможности в управленческой деятельности.
2.3 Научные принципы управления
Научные принципы управления- определяют общие закономерности, с помощью которых реализуются связи между различными элементами системы управления.
В книге «Основы менеджмента» Кабушкин Н.И. рассматривает 14 принципов управления, сформулированных в 1920 года Анри Файолем.
Рассмотрим эти принципы: [14,c.87-91]
1) Разделение труда- повышает квалификацию и уровень выполнения работы. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2) Полномочия и ответственность- право отдавать команды и нести ответственность за результаты. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность.
3) Дисциплина- четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, основывается на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками. Установление этих соглашений должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4) Единоначалие- распоряжение только от одного руководителя и подчиненность только одному руководителю.
5) Единство направления- один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6) Подчиненность личных интересов общим -интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации.
7) Вознаграждение персонала- оплата должна отражать состояние организации и стимулировать людей на работу с отдачей. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8) Централизация -уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации - в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.
9) Скалярная цепь (иерархия)- четкое построение цепей следования команд от руководителя к подчиненным. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена.
10) Порядок - все должны знать своё место в организации.
11) Справедливость - к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму. Это сочетание доброты и правосудия.
12) Стабильность рабочего места для персонала - кадры должны находиться в стабильной ситуации. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Руководитель, который держится за место, предпочтительней, чем выдающийся менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13) Инициатива - менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14) Корпоративный дух - следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы. Союз – это сила. Она является результатом гармонии персонала.
В современных условиях, в число основных принципов управления Герчикова И.Н. в книге «Менеджмент» включает [15,c.148-154]:
1)Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении- характеризует вопрос распределения полномочий на принятие конкретных решений на каждом уровне управления. Централизованно принимать решения по разработке политики, целей, стратегии организации в целом. Децентрализовано принимается решение текущего и оперативного управления, то есть направленное на достижение целей отдельных подразделений организации;
Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления