Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и изучить менеджмент как вид деятельности и систему управления. Задачи: изучение основных понятий менеджмента, его видов, целей, задач, требований, которыми должен обладать каждый менеджер, вне зависимости от его уровня. А так же исследовать систему управления, рассмотреть методы управления, принципы и функции управления.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретическая часть:
Глава 1. Менеджмент как вид деятельности………………………………. 5
1.1Что такое менеджмент…………………………………………………… 5
1.2Цели и задачи менеджмента……………………………………………...6
1.3Виды менеджмента………………………………………………………..8
Глава 2.Система управления…………………………………….………….11
2.1 Методы управления…………………………………………………......11
2.2 Функции управления……………………………………………………13
2.3 Научные принципы управления……………………………………......16
Практическая часть:
1. Общая характеристика предприятия…………………………………….20
2. Основные экономические показатели деятельности предприятия……23
3. Организационная структура предприятия……………………………....25
4. Характеристика методов управления предприятием………………….. 30
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………. 37
2)Принцип коллегиальности и коллективности в принятии решений. Коллегиальность определяет возможность принятия коллективного решения на основе мнения руководителей разного уровня. Коллективность принятия решений- является разновидностью коллегиальности, решения принимаются большинством голосов;
3)Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности- основан на иерархии системы управления и формирование системы должностных обязанностей;
4)Принцип демократизации управления- применяется в условиях создания коллективных коммерческих организаций (общества, товарищества);
5)Принцип личной материальной и моральной заинтересованности в результатах труда работников организации;
6)Принцип учета и контроля результатов деятельности отдельных сотрудников и подразделений организации
Итак, основными и актуальными сегодня остаются 14 принципов, сформулированных Анри Файолем. Они считаются универсальными. Современные принципы тоже относятся к числу важнейших категорий управления. Они разрабатываются на основе опыта управления и законов (принципов), которые уже существуют. Применение их на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.
Практическая часть
1.Общая характеристика предприятия
Группа Компаний «Дикси»- одна из ведущих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. Компания специализируется на развитии универсальных розничных магазинов формата "магазин у дома" в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Российской Федерации.
Контрольным пакетом акций ОАО «ДИКСИ Групп» владеет многопрофильный холдинг Группа Компаний "Меркурий".
В 1992 – 1998 году в основана компания, специализирующаяся на оптовой торговле и дистрибуции. Компания стала первым в России эксклюзивным дистрибьютором продукции ряда международных брендов, заняв более 30% российского оптового рынка парфюмерно-косметических товаров, а также обрела статус крупнейшего импортера продуктов питания.
Первый магазин «Дикси» был открыт в Москве в марте 1999 года. С 2000 года началось развитие сети магазинов «Дикси». Компания изначально ориентировала свою деятельность на обслуживание массового сегмента потребителей в наиболее востребованном в России экономичном формате.
В 2002 году на розницу приходится уже около 75% выручки – число магазинов достигло 77.
В 2004 году происходит вхождение в капитал группы иностранных инвесторов – фондов прямых инвестиций Citicorp International Finance Corporation, Cube Private Equity и Van Riet Capital.
«Дикси» стремительно развивается и расширяет географию своего присутствия, открывая новые магазины в различных регионах России. В 2005 году в Екатеринбурге открылся первый магазин Минимарт формата экономичный супермаркет.
Компания успешно развивает различные форматы магазинов в рамках современного формата универсама, что позволяет обеспечивать динамичный рост продаж за счёт охвата более широкого круга покупателей с самыми разными потребительскими предпочтениями и доходами.
«Дикси» стремится постоянно обеспечивать низкие цены, широкий ассортимент, быстрое и вежливое обслуживание. Ассортимент и количество наименований товаров для каждого магазина подбирается с учетом специфики потребительского спроса в конкретном регионе.
Компания располагает собственным автопарком, что позволяет оптимизировать транспортные издержки и обеспечивать своевременную доставку продуктов в магазины. Компания активно применяет современные информационные технологии, в том числе автоматизированную систему управления всем циклом товародвижения, которая способствует повышению эффективности всех операционных бизнес-процессов, снижению издержек и росту оборачиваемости товарных запасов. Консолидированная выручка за 2006 год превысила 1 млрд. долларов США.
Забота о покупателях – главная ценность и основа стратегии торговой сети «Дикси». Компания стремится знать все о вкусах и предпочтениях своих клиентов, чтобы максимально соответствовать их ожиданиям, быть как можно ближе их образу жизни. В любом аспекте, от комфортного для покупателей уровня цен до размещения магазинов в наиболее удобных местах, от сбалансированного ассортимента до высокого уровня сервиса, Компания стремится соответствовать представлениям потребителей о современной розничной торговле. Еженедельные стимулирующие акции нацелены на создание для покупателей еще более привлекательных условий и позволяют Компании достигать наиболее высоких в отрасли показателей уровня лояльности целевой аудитории.
«Дикси» в течение нескольких лет активно развивает производство товаров под собственными торговыми марками, предлагая покупателям качественные товары по лучшим ценам. Это хорошо известные покупателям торговые марки продовольственного и непродовольственного направлений, такие как «Полная крынка», «Село Кувшинкино», «Одарка» (молочная гастрономия), «Любимые традиции», «Тожинки» (бакалея), «Овощная семейка» (замороженные овощи и овощная консервация), «Фруктовый парад» (соки, нектары), а также многие другие. Товары под собственными торговыми марками сети «Дикси» производятся ведущими российскими производителями по уникальным запатентованным рецептурам с соблюдением всех требований по технологии и качеству.
«Дикси» обладает значительным опытом работы на рынке России и развитой технологией ведения бизнеса, позволяющей успешно реализовывать масштабную программу развития. Компания постоянно стремится к оптимизации операционных издержек и повышению общей эффективности деятельности, а также обеспечению устойчивости бизнеса.
Компания «Дикси» хорошо позиционирована для дальнейшего роста и ставит перед собой долгосрочную цель стать лидером в отрасли в формате магазинов у дома по операционной эффективности, технологиям работы, лояльности покупателей и сотрудников и как следствие в объемах продаж.
В 2009 – 2010 году происходит централизация операций, внедрение в масштабе компании новой ИТ-системы управления логистической цепочкой и складскими запасами.
В 2011 году приобретается Группа Компаний "Виктория". В результате Группа Компаний "Дикси" заняла третье место среди национальных розничных операторов по размеру оборота, торговых площадей и количеству магазинов. [16]
« Дикси» — крупнейшая по числу магазинов российская сеть продовольственных магазинов, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. В практической части курсовой работы я буду исследовать торговое предприятие ОАО "Дикси Групп" магазин «Дикси», который находится по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Михалевича, д. 10.
2.Основные
экономические показатели
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
Изменение |
2009г. в % к 2008г. |
Абсолютное (+, -) |
||||||
1) |
Объем реализации продукции, работ, услуг. (Выручка) |
тыс. руб. |
48325 |
64799 |
16474 |
134 |
2) |
Численность работающих. |
чел. |
40 |
51 |
9 |
128 |
3) |
Выработка на одного рабочего. (Производительность труда) |
тыс. руб. |
1208 |
1270 |
62 |
105 |
4) |
Фонд оплаты труда работающих. |
тыс. руб. |
6720 |
9180 |
2460 |
137 |
5) |
Средняя заработная плата одного работающего.
|
тыс. руб. |
168 |
180 |
12 |
107 |
6) |
Себестоимость продукции, работ, услуг. (Издержки)
|
тыс. руб. |
35783 |
47688 |
11905 |
133 |
7) |
Прибыль от реализации.
|
тыс. руб. |
12541 |
17110 |
4569 |
136 |
8) |
Затраты на один рубль реализации
|
руб. |
0,74 |
0,73 |
-0,01 |
99 |
9) |
Рентабельность деятельности. |
% |
35 |
35,8 |
0,8 |
- |
10) |
Рентабельность реализации . |
% |
25,9 |
0,5 |
- |
Данные таблицы взяты с официального сайта магазина [17].
Важнейшими показателями конечных результатов и эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность. По данным показателей в «Дикси» прибыль возросла на 36%, рентабельность деятельности на 0,8%,а рентабельность реализации на 0,5%. Соответственно возросла и выручка. Объем и тенденции изменения выручки в значительной степени зависят от уровня жизни потребителей. Поскольку уровень жизни потребителей повышается, растет их благосостояние, потребители приобретают более дорогие и качественные товары. Это послужило тому, что за год выручка магазина «Дикси» возросла на 34%. За год значительно расширился ассортимент продукции, это так же послужило увеличению выручки.
Поскольку в магазине увеличилась численность работающих на 28%, увеличивается и эффективность труда, соответственно улучшается использование основных производственных фондов, ускоряется оборачиваемость оборотных средств.
По данным показателей мы видим, что себестоимость выросла на 33%, но выросла и выручка на 34% и прибыль на 36%, а затраты на один рубль реализации сократились на 1%.Все это приводит к росту рентабельности, улучшению конечных результатов, а следовательно, конкурентоспособности предпринимательской структуры.
Так как за год численность работающих выросла на 28%, магазину необходимо увеличить фонд оплаты труда. По данным показателей мы видим, что он повысился на 37% . За год зарплата каждого работника возросла на 7% , таким образом организация уменьшает текучесть кадров. Это очень важно, так как стабильная численность кадров и увеличение численности повышает ряд других показателей, а это положительно сказывается на организации.
Увеличилась выработка на одного рабочего на 5%. Это произошло за счет увеличения среднечасовой выработки и в результате сокращения длительности перерывов на отдых. Если растет выработка, то сокращается трудоемкость. Но сокращается она не прямо пропорционально: выработка увеличивается в большей степени, чем уменьшается трудоемкость.
Таким образом, из полученных показателей и их анализа можно сказать, что организация работает успешно, извлекая максимальную прибыль. Магазин «Дикси» имеет хорошие позиции для дальнейшего роста и ставит перед собой долгосрочную цель стать лидером в отрасли в формате магазинов у дома.
3.Организационная структура предприятия
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. [18, c.45]
Организационная структура отображается в виде органиграммы (англ. organigramm) – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Выбранный мной магазин «Дикси» имеет линейно-функциональную структуру управления. Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Это одна из самых распространенных структур.
Информацию об отделах и отдельных должностных лицах я взяла из книги К.А. Волковой «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции»: [19, c.117-120]
Генеральный директор (руководитель организации) — высшее должностное лицо компании (президент, руководитель). Определяет общую стратегию предприятия, принимает решения на высшем уровне, выполняет представительские обязанности. Подписывает приказы о назначении на ту или иную должность или освобождении от нее. Осуществляет организационное руководство всем предприятием в целом.
Исполнительный(
Директор склада и логистики— занимается всем, что напрямую не связано с коммерцией, финансами и производством. Он координирует работу склада и отдела транспорта и логистики. Директор по логистике обеспечивает составление логистических прогнозов и планов, координирует проведение работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии, рассчитывает затраты и разрабатывает бюджет на логистику, организует работы по созданию и внедрению логистических информационных систем.
Финансовый директор— один из руководителей компании, ответственный за управление финансовыми потоками бизнеса, за финансовое планирование и отчётность. Определяет финансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости. Руководит работой по управлению финансами, исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры.
Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления