Менеджмент как вид деятельности и система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть и изучить менеджмент как вид деятельности и систему управления. Задачи: изучение основных понятий менеджмента, его видов, целей, задач, требований, которыми должен обладать каждый менеджер, вне зависимости от его уровня. А так же исследовать систему управления, рассмотреть методы управления, принципы и функции управления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Теоретическая часть:
Глава 1. Менеджмент как вид деятельности………………………………. 5
1.1Что такое менеджмент…………………………………………………… 5
1.2Цели и задачи менеджмента……………………………………………...6
1.3Виды менеджмента………………………………………………………..8
Глава 2.Система управления…………………………………….………….11
2.1 Методы управления…………………………………………………......11
2.2 Функции управления……………………………………………………13
2.3 Научные принципы управления……………………………………......16
Практическая часть:
1. Общая характеристика предприятия…………………………………….20
2. Основные экономические показатели деятельности предприятия……23
3. Организационная структура предприятия……………………………....25
4. Характеристика методов управления предприятием………………….. 30
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Линникова Олеся курсовая работа.docx

— 85.06 Кб (Скачать)

2)Принцип коллегиальности и коллективности в принятии решений. Коллегиальность определяет возможность принятия коллективного решения на основе мнения руководителей разного уровня. Коллективность принятия решений- является разновидностью коллегиальности, решения принимаются большинством голосов;

3)Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности- основан на иерархии системы управления и формирование системы должностных обязанностей;

4)Принцип демократизации управления- применяется в условиях создания коллективных  коммерческих организаций (общества, товарищества);

5)Принцип личной материальной и моральной  заинтересованности в результатах труда работников организации;

6)Принцип учета и контроля результатов деятельности отдельных сотрудников и подразделений организации

Итак, основными и актуальными сегодня остаются 14 принципов, сформулированных Анри Файолем. Они считаются универсальными. Современные принципы тоже относятся к числу важнейших категорий управления. Они разрабатываются  на основе опыта управления и законов (принципов), которые уже существуют. Применение их на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

1.Общая характеристика предприятия

Группа Компаний «Дикси»- одна из ведущих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. Компания специализируется на развитии универсальных розничных магазинов формата "магазин у дома" в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Российской Федерации.

Контрольным пакетом акций ОАО «ДИКСИ Групп» владеет многопрофильный холдинг Группа Компаний "Меркурий".

В 1992 – 1998 году в основана компания, специализирующаяся на оптовой торговле и дистрибуции. Компания стала первым в России эксклюзивным дистрибьютором продукции ряда международных брендов, заняв более 30% российского оптового рынка парфюмерно-косметических товаров, а также обрела статус крупнейшего импортера продуктов питания.

Первый магазин  «Дикси» был открыт в Москве в марте 1999 года. С 2000 года началось развитие сети магазинов «Дикси». Компания изначально ориентировала свою деятельность на обслуживание массового сегмента потребителей в наиболее востребованном в России экономичном формате.

В 2002 году на розницу приходится уже около 75% выручки – число магазинов достигло 77.

В 2004 году происходит вхождение в капитал группы иностранных инвесторов – фондов прямых инвестиций Citicorp International Finance Corporation, Cube Private Equity и Van Riet Capital.

«Дикси» стремительно развивается и расширяет географию своего присутствия, открывая новые магазины в различных регионах России. В 2005 году в Екатеринбурге открылся первый магазин Минимарт формата экономичный супермаркет.

Компания  успешно развивает различные  форматы магазинов в рамках современного формата универсама, что позволяет  обеспечивать динамичный рост продаж за счёт охвата более широкого круга покупателей с самыми разными потребительскими предпочтениями и доходами.

«Дикси» стремится постоянно обеспечивать низкие цены, широкий ассортимент, быстрое и вежливое обслуживание. Ассортимент и количество наименований товаров для каждого магазина подбирается с учетом специфики потребительского спроса в конкретном регионе.

Компания  располагает собственным автопарком, что позволяет оптимизировать транспортные издержки и обеспечивать своевременную доставку продуктов в магазины. Компания активно применяет современные информационные технологии, в том числе автоматизированную систему управления всем циклом товародвижения, которая способствует повышению эффективности всех операционных бизнес-процессов, снижению издержек и росту оборачиваемости товарных запасов. Консолидированная выручка за 2006 год превысила 1 млрд. долларов США.

Забота о  покупателях – главная ценность и основа стратегии торговой сети «Дикси». Компания стремится знать все о вкусах и предпочтениях своих клиентов, чтобы максимально соответствовать их ожиданиям, быть как можно ближе их образу жизни. В любом аспекте, от комфортного для покупателей уровня цен до размещения магазинов в наиболее удобных местах, от сбалансированного ассортимента до высокого уровня сервиса, Компания стремится соответствовать представлениям потребителей о современной розничной торговле. Еженедельные стимулирующие акции нацелены на создание для покупателей еще более привлекательных условий и позволяют Компании достигать наиболее высоких в отрасли показателей уровня лояльности целевой аудитории.

«Дикси» в течение нескольких лет активно развивает производство товаров под собственными торговыми марками, предлагая покупателям качественные товары по лучшим ценам. Это хорошо известные покупателям торговые марки продовольственного и непродовольственного направлений, такие как «Полная крынка», «Село Кувшинкино», «Одарка» (молочная гастрономия), «Любимые традиции», «Тожинки» (бакалея), «Овощная семейка» (замороженные овощи и овощная консервация), «Фруктовый парад» (соки, нектары), а также многие другие. Товары под собственными торговыми марками сети «Дикси» производятся ведущими российскими производителями по уникальным запатентованным рецептурам с соблюдением всех требований по технологии и качеству.

«Дикси» обладает значительным опытом работы на рынке России и развитой технологией ведения бизнеса, позволяющей успешно реализовывать масштабную программу развития. Компания постоянно стремится к оптимизации операционных издержек и повышению общей эффективности деятельности, а также обеспечению устойчивости бизнеса.

Компания  «Дикси» хорошо позиционирована для дальнейшего роста и ставит перед собой долгосрочную цель стать лидером в отрасли в формате магазинов у дома по операционной эффективности, технологиям работы, лояльности покупателей и сотрудников и как следствие в объемах продаж.

В 2009 – 2010 году происходит централизация операций, внедрение в масштабе компании новой ИТ-системы управления логистической цепочкой и складскими запасами.

В 2011 году приобретается Группа Компаний "Виктория". В результате Группа Компаний "Дикси" заняла третье место среди национальных розничных операторов по размеру оборота, торговых площадей и количеству магазинов. [16]

« Дикси» — крупнейшая по числу магазинов российская сеть продовольственных магазинов, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. В практической части курсовой работы я буду исследовать торговое предприятие ОАО "Дикси Групп" магазин «Дикси», который находится по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Михалевича, д. 10.

2.Основные  экономические показатели деятельности  магазина «Дикси» за 2008-2009г.

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2008 год

2009 год

Изменение

2009г. в % к 2008г.

         

Абсолютное (+, -)

 

1)

Объем реализации продукции, работ, услуг. (Выручка)

тыс. руб.

48325

64799

16474

134

2)

Численность работающих.

чел.

40

51

9

128

3)

Выработка на одного рабочего. (Производительность труда)

тыс. руб.

1208

1270

62

105

4)

Фонд оплаты труда работающих.

тыс. руб.

6720

9180

2460

137

5)

Средняя заработная плата одного работающего.

 

тыс. руб.

168

180

12

107

6)

Себестоимость продукции, работ, услуг. (Издержки)

 

тыс. руб.

35783

47688

11905

133

7)

Прибыль от реализации.

 

тыс. руб.

12541

17110

4569

136

8)

Затраты на один рубль реализации

 

руб.

0,74

0,73

-0,01

99

9)

Рентабельность деятельности.

%

35

35,8

0,8

-

10)

Рентабельность реализации .

%

25,9

 

0,5

-


 

Данные таблицы взяты с официального сайта магазина [17].

Важнейшими показателями конечных результатов и эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность. По данным показателей в «Дикси» прибыль возросла на 36%, рентабельность деятельности на 0,8%,а рентабельность реализации на 0,5%. Соответственно возросла и выручка. Объем и тенденции изменения выручки в значительной степени зависят от уровня жизни потребителей. Поскольку уровень жизни потребителей повышается, растет их благосостояние, потребители приобретают более дорогие и качественные товары. Это послужило тому, что за год выручка магазина «Дикси» возросла на 34%. За год значительно расширился ассортимент продукции, это так же послужило увеличению выручки.

Поскольку в магазине увеличилась численность работающих на 28%, увеличивается и эффективность труда, соответственно улучшается использование основных производственных фондов, ускоряется оборачиваемость оборотных средств.

По данным показателей мы видим, что себестоимость выросла на 33%, но выросла и выручка на 34% и прибыль на 36%, а затраты на один рубль реализации сократились на 1%.Все это приводит к росту рентабельности, улучшению конечных результатов, а следовательно, конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Так как за год численность работающих выросла на 28%, магазину необходимо увеличить фонд оплаты труда. По данным показателей мы видим, что он повысился на 37% . За год зарплата каждого работника возросла на 7% , таким образом организация уменьшает текучесть кадров. Это очень важно, так как стабильная численность кадров и увеличение численности повышает ряд других показателей, а это положительно сказывается на организации.

Увеличилась выработка на одного рабочего на 5%. Это произошло за счет увеличения среднечасовой выработки и в результате сокращения длительности перерывов на отдых. Если растет выработка, то сокращается трудоемкость. Но сокращается она не прямо пропорционально: выработка увеличивается в большей степени, чем  уменьшается трудоемкость. 

Таким образом, из полученных показателей и их анализа можно сказать, что организация работает успешно, извлекая максимальную прибыль. Магазин «Дикси» имеет хорошие позиции для дальнейшего роста и ставит перед собой долгосрочную цель стать лидером в отрасли в формате магазинов у дома.

3.Организационная  структура предприятия

Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. [18, c.45]

Организационная структура  отображается в виде органиграммы (англ. organigramm) – графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Выбранный мной магазин «Дикси» имеет линейно-функциональную структуру управления. Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Это одна из самых распространенных структур.


 





 





 


 

 

Информацию об отделах и отдельных должностных лицах я взяла из книги К.А. Волковой «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции»: [19, c.117-120]

Генеральный директор (руководитель организации) — высшее должностное лицо компании (президент, руководитель). Определяет общую стратегию предприятия, принимает решения на высшем уровне, выполняет представительские обязанности. Подписывает приказы о назначении на ту или иную должность или освобождении от нее. Осуществляет организационное руководство всем предприятием в целом.

Исполнительный(административный) директор —один из руководителей компании. Обязанностями исполнительного директора являются планирование, разработка и внедрение стратегических планов для компании, организация экономически обоснованной операционной деятельности. 

Директор склада и логистики— занимается всем, что напрямую не связано с коммерцией, финансами и производством. Он координирует работу склада и отдела транспорта и логистики. Директор по логистике обеспечивает составление логистических прогнозов и планов, координирует проведение работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии, рассчитывает затраты и разрабатывает бюджет на логистику, организует работы по созданию и внедрению логистических информационных систем.

Финансовый директор— один из руководителей компании, ответственный за управление финансовыми потоками бизнеса, за финансовое планирование и отчётность. Определяет финансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости. Руководит работой по управлению финансами, исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления