Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:40, доклад
Организация - это стрессогенная среда, требующая от всех, включая руководителя и рядовых работников, немедленной оценки множества факторов и принятия ответственных решений. Большинство людей не подготовлены к такому темпу и объему работы, не способны выдержать умственных и эмоциональных нагрузок такой интенсивности. Однако от работы не уйти, и работник вместо качественных результатов труда приближается лишь к профессиональному выгоранию, "синдрому менеджера", срывам, болезням, конфликтам, снижению работоспособности и эффективности и т.д.
1.Психологические особенности современных организационных процессов.
2. Эффект эмоционального выгорания и его влияние на производительность труда.
3. Методы борьбы со стрессом. Использование медитации в организациях.
4. Сущность медитации.
5. Медитация и интеллект.
6.Медитативные исследования Фреу.
3. Мыслительная
деятельность происходит
4. Улучшается
контроль управления
5. Одним
из результатов использования
медитации, выделяемых многими
исследователями, является
Полушария мозга соединяются мозолистым телом - пластом нервных волокон. Оно делает возможной коммуникацию между полушариями, и в жизни функции двух полушарий дополняют друг друга.
Уникальная
особенность медитации
Процесс медитации
включает три стадии:
- расслабление,
- сосредоточение,
- собственно медитационное состояние.
Расслабление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является непременным условием начала медитации. Но развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению. Это обусловлено механизмом положительной обратной связи.
Сосредоточение. Медитирующий сокращает число раздражителей, а следовательно, нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе от внешнего мира и мышечного аппарата нашего организма. Однако в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать и в начале каждого сеанса медитации в голову сами собой приходят различные мысли. Для успеха медитации следует эту активность свести к минимуму.
Собственно медитационное состояние. Правое полушарие головного мозга, прежде подавлявшееся левым, создает теперь свою, целостную, яркую картину бытия. Психологи говорят о том, что человек обычно руководствуется в своей жизни левым полушарием, на происходящее отвечает заученными реакциями, и потому отсекает часть доступной для него информации, что мешает развитию личности. Медитация предстает попыткой на какой-то период выключить концептуальную систему, временно прекратить процессы обработки входящей информации. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременного "отключения", человек способен взглянуть на него по-другому. Сознание избавляется от автоматизма, поднимается на более высокий уровень.
6. При
постоянных медитациях
7. Особое
место занимает медитация
В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли "карты внутреннего пространства" и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, "образов мира") часто скрывается один и тот же путь и одна и таже цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают,
например, исследования Д.Голмена (1977) под такими словами как "дхиана", "самадхи", "фана", "даат", "турийа" и др.,взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: "учение как уловка для достижения цели" и "окончательное учение", на уровне которого доктринальные различия исчезают. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение".
Медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.
"Пожалуй, ни в одной другой религии или духовной практике структура ума не была изучена с той тщательностью, с которой подошли к этому вопросу буддисты"- считает психолог и журналист Дэниел Гоулман, известный своими книгами "Эмоциональный интеллект" и "Деструктивные эмоции; научный диалог с Далай-ламой", "Созерцательный ум". Тщательность буддийского подхода к изучению ума и очевидное душевное спокойствие буддийских монахов вызвали интерес западных ученых, надеющихся пролить свет на нейробиологию эмоций и выработать новые пути к обретению психического здоровья. Система буддийских учений описывает, каким образом работает ум, почему результатом деятельности ума становятся обычные для нас состояния страдания, а также излагает противоядия от страданий, главным из которых является медитация.
Медитация
сотрудников организации - это способ
добиться успеха посредством гармонизации
работы мозга каждого сотрудника.
При постоянных медитациях работники
становятся более спокойными, увеличивается
их трудоспособность, креативность при
решении различных задач, способность
к принятию решений.
5.
Медитация и интеллект.
Исследования медитирующих показали рост интеллекта в результате медитационной практики.. У медитирующих даже в зрелом возрасте происходит развитие интеллектуальных способностей. Это открывает новые возможности особенно в свете того, что снижение интеллекта начинается с 18 лет. Это важно для тех, кто хотел бы для достижения успеха увеличить свой общий интеллектуальный потенциал, а не только развить при помощи тренировок отдельные мыслительные способности.
Исследования творческого процесса показывают, что творчество базируется на внутренних задатках человека и высвобождается при определенных условиях окружающего мира. Стресс тормозит творческие процессы. Исследование творческого потенциала медитирующих провел психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Маккаллум. Он получил результаты, в которых опытные медитирующие показали более высокие творческие качества, чем начинающие. У них было много идей, они продемонстрировали большую гибкость и степень новизны или оригинальности при решении тестовых заданий.
Человеческое развитие базируется на смене покоя и активности. Творческие способности возникают при раскрепощении, саморасслаблении и самораскрытии. Творчество нуждается в во внутренней свободе, а данный эффект обеспечивается медитированием.
Исследования биотоков мозга во время занятий медитацией свидетельствуют о повышении степени восприятия и улучшении взаимодействия разума и тела, более согласованное функционирование задних и средних областей мозга, его разделов, отвечающих за смысловое восприятие и двигательные процессы. Это особенно важно для спортсменов, музыкантов и других людей искусства.
Упорядоченное функционирование мозга играет также решающую роль для восприятия информации. Мозг обладает определенной емкостью оперативной (краткосрочной) памяти, а также механизмами запоминания, которые перерабатывают краткосрочные впечатления в информацию, подлежащую длительному хранению. Если медитация упорядочивает функционирование мозга, то при этом должны повышаться способности к запоминанию. Еще в 1972 г. Абраме изучал влияние медитации на усвоение и способность к дальнейшему использованию учебного материала. Его подопытные должны были запоминать пары бессмысленных звукосочетаний типа АДСВЮЖ и воспроизводить их через 25 минут, а затем через три недели. Выяснилось, что медитирующие с 28-месячным стажем могут выучить значительно больше таких буквосочетаний, чем начинающие или немедитирующие из контрольной группы. Способность вспоминать проявилась у медитирующих также гораздо лучше. Австрийский ученый-педагог Таухер провел в 1982 г. эксперимент с учениками старших классов. Он сравнил успехи в учебе и способности к запоминанию у тех, кто занимался медитацией, и тех, кто практиковал прогрессивное мышечное расслабление. Выяснилось, что медитация оказывает больший стимулирующий эффект на способности к учению и весьма хорошее воздействие на память в сравнении с прогрессивным мышечным расслаблением, а также подтвердились приведенные ранее высказывания об увеличении способности к концентрации.
Психиатр
Глюк утверждал, что медитация "подключает
в мозговую сеть новые миллиарды мозговых
клеток". Одно только это объясняет
улучшение способностей к восприятию,
памяти и увеличение интеллекта.
6.Медитативные
исследования Фреу.
Многие
люди стремятся к достижению успеха
и самоутверждению на работе, ведь
на своем рабочем месте человек
проводит треть жизни. Успехи на работе
можно определять по-разному. О них
говорят чувство
Удовлетворение работой - это одна из наиболее актуальных тем в наши дни, затрагиваемых в литературе о менеджменте. Что же заставляет человека испытывать от своей работы удовлетворение или же наоборот - быть от нее совсем не в восторге? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, разрабатывались различные теории. Американский экономист Фреу предложил, что совершенно не обязательно разрабатывать для этого общую теорию. По его мнению, достаточно знать, как можно повысить это удовлетворение. Решающим при этом является снижение уровня стресса как у сотрудников фирм, так и у людей свободных профессий. Результаты исследования Фреу демонстрируют, что применение психотехнических навыков повышает функциональность человека, улучшает отношения в коллективе, может помочь достичь лучших последствий в производственном процессе, открывает свежие возможности для профессионального становления.
Медитация
- естественное средство, которое без
применения медикаментов и еще чего-либо
позволяет достичь глубокой степени
расслабленности и снять
Фреу принадлежит одно из лучших исследований повышения удовлетворения работой при медитации. Он сравнил немедитирующих и медитирующих наемных рабочих, а также медитирующих ответственных исполнителей с медитирующими менеджерами более высокого ранга. Медитирующие высказывались о явном росте удовлетворения по сравнению с домедитационным периодом. У медитирующих менеджеров удовлетворение работой повысилось в большей степени, чем у ответственных исполнителей. Это, вероятно, связано с тем, что первые научились лучше решать стоящие перед ними задачи.