Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:51, курсовая работа
Главная цель, стоящая в работе – всестороннее изучение понятия благотворительности и её менеджмента - будет решаться через рассмотрение следующих основополагающих вопросов:
1. понятие благотворительности и её нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации;
2. рассмотрение на конкретных примерах основных приемов менеджмента благотворительности в России;
3. изучение проблем существующей российской системы благотворительности;
4. сравнение российской системы благотворительности с зарубежными моделями;
5. определение места благотворительной деятельности в системе социальной защиты;
6. в заключении мы попытаемся сделать выводы по всему изученному материалу и предложить ряд мер по улучшению существующей в стране ситуации.
Введение 3
Глава 1. Понятие благотворительной деятельности 5
1.1. Понятие и основы благотворительной деятельности в России 5
1.2 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения 9
Глава 2. Менеджмент благотворительной организации 16
2.1. Черты и проблемы благотворительности в России. Изучение зарубежного опыта 16
2.2. Методы управления благотворительности 22
Заключение 26
Список литературы 28
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации
Каждый из этих уровней выполняет свои функции.
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
1.
организация пенсионного
2. социальное обслуживание;
3. медико-социальная экспертиза;
4.
реабилитация инвалидов и
5. социальная помощь семье и детям;
6.
подготовка законодательства
7.
внешнеэкономическое и
8.
разработка положений по
9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11.
разработка социальных
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне:
1.
обеспечение и решение
2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
3.
создание различных фондов
4. решение экономических проблем и др.
Функции трудового коллектива:
а) производственно-экономическая;
б) политическая;
в) управленческая;
г) социальная;
д) воспитательная.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:
Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности — с другой.
Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.
Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования.
Кроме того благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны. Это такие направления как:
Когда
государственные структуры не в
состоянии справиться с теми или
иными социальными проблемами, возрастает
роль благотворительной деятельности
и благотворительных
Так, например, в городе Тюмени создан «Благотворительный Фонд развития города Тюмени». И хотя Фонд не оказывает прямую поддержку нуждающимся, среди проектов некоммерческих организаций, поддержанных Фондом, есть организации, главной задачей которых является оказание помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям граждан. Фонд поддерживает различные мероприятия, проводимые в городе. В частности были выделены деньги на покупку палаток, спальных мешков и других принадлежностей для детской краеведческой археологической экспедиции, проводятся систематические выдачи призов для победителей различных конкурсов. Все это является наглядным примером того, как благотворительные организации могут органично вписаться в систему социальной помощи и защиты населения.4
Нам
кажется, что данный опыт может служить
прекрасным примером для подражания. Вполне
возможно создание таких фондов в каждом
городе. Они будут способствовать развитию
города, выступая в качестве спонсоров
различных культурных мероприятий, детских
соревнований и археологических экспедиций.
Ведь, как правило, этим направлениям государственная
власть уделяет не достаточно много внимания.5
Безусловно,
небезынтересным будет
Россию нельзя сравнивать со странами Восточной Европы. Несмотря на то, что там хорошие законы, и общество в демократическом развитии опережает российское, ни частная, ни особенно корпоративная филантропия как таковая не находится там на таком же уровне, как в России. Быстрая интеграция в Европейское Сообщество привела к тому, что там превалируют европейские, американские и государственные средства, в том числе средства структурных фондов ЕС. Местных корпораций, особенно крупных, там достаточно мало, богатых людей тоже существенно меньше, чем в России.
На наш взгляд, можно сравнить с Бразилией. Процессы, которые идут в этой стране во многом схожи с российским развитием. Бразилия - большая страна, в прошлом она тоже прошла через период диктатуры, там очень много местного капитала, есть крупные компании, большая часть экономики как и в России - сырьевая. Пожалуй, единственное, что резко отличает Бразилию от России, - это огромная нищета и колоссальное социальное расслоение общества в огромных масштабах. Миллионы людей там живут в таких условиях, что в России они просто не пережили бы зиму. Поэтому бразильские корпорации объективно испытывают значительно большее давление со стороны своего социального окружения, чем российские, и это побуждает их к тому, чтобы активно участвовать в ликвидации этого неравенства филантропическими средствами. В Бразилии не любят слово «благотворительность», потому что оно ассоциируется с подаянием. Они предпочитают термин «социальные инвестиции», который, и на наш взгляд, является более современным и более точно отражающим суть дела с точки зрения корпораций-доноров.
Также Россию можно сравнить и с Индией. Эта страна тоже переживает взлет экономики, там тоже много своего бизнеса, множество местных миллионеров и миллиардеров; Индия, может быть, еще сильнее, чем Россия, затрагивается глобализационными тенденциями. Все это приводит к сходным явлениям в сфере филантропии.
Развитие филантропии современного типа в Бразилии и в Индии началось примерно в то же время, что и в России. Хотя надо иметь в виду, что, скажем, частные трастовые фонды в Индии существуют давно - в этом сказалось влияние британской традиции. Не только корпоративная, но и массовая частная филантропия там развивается примерно так же, как в Российской Федерации - через кампании, направленные на потребителей каких-то «социально ответственных продуктов», о которых известно, что часть от их цены направляется на благотворительные цели, через внутренние программы добровольных пожертвований сотрудников, через волонтёрство и т.д.
Для таких стран как Россия, Индия и Бразилия корпоративная филантропия более характерна, нежели частная. Всё начинается с корпоративной филантропии, но за ней неизбежно следует частная - сначала филантропия богатых, а затем и обычных людей. На наш взгляд Россия близка к моменту, когда благотворительность получит широкое распространение среди обычных людей, но и здесь, конечно, есть своя специфика. России еще очень далеко до той ситуации, которая существует в Англии и в США, где широчайшие массы населения вовлечены в благотворительность. Простые люди в нашей стране все еще относятся к филантропии с недоверием, эта деятельность им пока недостаточно понятна и вызывает много вопросов. Люди не только ничего не знают про филантропию, но и не знают, на что они могут давать деньги. У них нет гражданской позиции по самым простым вопросам неполитического характера, поэтому в России, сравнительно с этими странами, так мало еще частных лиц, которые готовы жертвовать на борьбу со СПИДом или с раком груди, или на помощь детям-сиротам, или на другие темы, которые являются предметом деятельности уже существующих благотворительных организаций.
Если рассуждать о том, что является здесь главной проблемой - незнание или недоверие, то, по нашему мнению, на первое место нужно поставить незнание. Например, группа «Доноры – детям» резко повысила эффективность своей работы после того, как начала упорно, с использованием средств массовой информации рассказывать о проблемах детей с болезнями крови. Люди откликнулись, стали активно жертвовать и пошли сдавать кровь для больных детей. Таким образом, главную роль играет информация не о том, что такое вообще благотворительная организация (хотя и это важно), а о конкретной проблеме и о том, как обычный человек своим очень скромным вкладом может реально помогать ее решению.
За последнее время в России появилось некоторое количество авторитетных благотворительных организаций, хорошо зарекомендовавших себя. А ещё несколько лет назад названия благотворительных организаций никому ничего не говорили, и этим пользовались те, кто огульно подозревал всех благотворителей мошенничестве. Этот фон все еще присутствует, но он значительно снижается - об этом свидетельствует мониторинг прессы, который Информационный центр «Благотворительность в России» ведет по заказу Общественной палаты. Количество нейтральных и положительных публикаций о благотворительности растет, а количество негативных падает.
Однако того, что негативное отношение к благотворительным организациями уменьшается, на наш взгляд, недостаточно. Эта проблема будет существовать до тех пор, пока у людей не будет представления о том, на что именно они хотели бы потратить свои деньги, в чем принять участие. Без этого представления они не станут активными участниками благотворительной деятельности, и благотворительность останется, по большому счету, уделом ограниченного круга лиц, пусть и известных. Если более глубокое понимание проблем и стремление самостоятельно решать их не придет, нынешняя мода на благотворительность так и останется модой, а значит, легко может пройти, сменившись каким-то другим увлечением. В Англии, например, где проблема тотального недоверия тем, кто просит денег, объявляя при этом свою деятельность общественно полезной, не стоит, люди, жертвуя средства благотворительной организации, понимают, что дают деньги не благотворительной организации, а дают их на решение проблемы. Например, на борьбу с раком. Одна из крупнейших британских организаций Cancer Research за счет благотворительных средств ведет самые передовые в стране исследования, связанные с лечением рака. Кто жертвуем им? В первую очередь, люди, которые сами или их близкие так или иначе пострадали от рака.
Информация о работе Менеджмент благотворительной деятельности