Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:46, курсовая работа
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную
сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.
Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к
тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.[19]
Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер..
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.[7]
Существует определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива,
администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или
боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.[22]
ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО АВТОРИТЕТ
Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Они:
устанавливают связи между операциями в организации;
обеспечивают выполнение организацией ее предназначения;
разрабатывают стратегию деятельности организации;
отвечают за результаты деятельности организации;
обеспечивают связи
представляют организацию в различных мероприятиях.[23]
Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:
первая – менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, при этом несет ответственность за последствия принятого решения;
вторая – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;
третья – менеджер руководит формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации.[18]
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня: низший, средний и высший.
Менеджеры низшего звена
(младшие начальники) руководят работниками
(не управляющими). Их напряженная работа
характеризуется частыми
Менеджеры среднего звена
координируют и контролируют работу
младших начальников. Они обычно
возглавляют в организации
Менеджеров высшего звена значительно меньше. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.[11]
Рисунок 2 – Уровни менеджера
Каждый менеджер, исполняя свои должностные обязанности, должен обеспечить решение всех вопросов в соответствии с функциональными особенностями. В связи с многообразием форм и методов деятельности нет единой классификации ролевых функций менеджера. Поэтому при разработке таких документов пользуются такой типологией, которая бы объединила в себе всё многообразие и особенности функциональной деятельности менеджера. Наибольшее признание получила типизация ролевых функций Минцберга. По его классификации выделяется 10 ролевых функций, которые разбиты на 3 группы:
Вторая группа - информационные роли:
Третья группа - роли, связанные с принятием решений:
В практической деятельности эти роли функциональной деятельности менеджера и требования к его проф. знаниям воплощаются в общедоступные, понятные всем требования к менеджеру. А именно:
Рисунок 3 – Роли руководителя в организации
Но главным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми (знание своих подчиненных, их способности выполнять конкретную работу, знание условий, на основе которых рабочие связаны с предприятием, защита интересов тех и других на справедливой основе, отстранение неспособных выполнить возложенные функции).
2.2 Авторитет менеджера
Высокий уровень
В переводе с латинского «авторитет» - это влияние, власть, общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в более узком значении -- одна из форм осуществления власти.
Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, занимаемого в организационной структуре. Власть, с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.
Способы реализации власти менеджера осуществляются через:
Авторитет, напротив, в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей.
Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без второго.
Авторитет руководителя предполагает неукоснительное выполнение подчиненными его распоряжений и указаний: в одном случае они выполняются добровольно, а в другом нуждаются если не в постоянном, то, по меньшей мере, в систематическом подкреплении силой принуждения. В практике управленческой деятельности не всегда можно рельефно разграничить эти две формы подчинения. Чаше всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет.
Авторитет – заслуженное доверие,
которым пользуется руководитель у
подчиненных, вышестоящего руководства
и коллег по работе. Это признание
личности, оценка коллективом соответствия
субъективных качеств менеджера
объективным требованиям. Авторитет
следует рассматривать как
Авторитет следует рассматривать
как систему отношений, ценности
и результата0работы
Рисунок 4 – авторитет как система
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:
Руководитель, пользующийся
авторитетом, располагает к себе
людей, положительно влияет на них. К
решениям авторитетного и
Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.
Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.[16]
Руководитель имеет власть
над подчиненными, однако в некоторых
ситуациях и подчиненные имеют
власть над руководителем, так как
последний зависит от них по таким
вопросам, как необходимая для
принятия решений информация, неформальные
контакты с людьми в других подразделениях
и т.п. Отсюда следует, что руководитель
должен понимать и учитывать тот
факт, что, поскольку подчиненные
тоже часто обладают властью, использование
им в одностороннем порядке своей
власти в полном объеме может вызвать
у подчиненных такую реакцию,
когда они захотят