Менеджер и его функции в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную
сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 189.17 Кб (Скачать)

Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта менеджера – реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется  здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к

тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают  свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при  этом уважают других людей и их мнения.[19]

Для успешного руководства  менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер..

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что  не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.[7]

Существует определенный набор человеческих качеств, которые  мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности  при обсуждении и решении важнейших  вопросов, присвоение себе результатов  работы коллектива,

администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако в некоторых  случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или 

боятся сами принимать  решение, то часто бегают за консультацией  к шефу, отвлекая его от других более  важных дел. То же бывает, если подчиненные  не знают точно своего задания  и взваливают на себя работу, с которой  не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности  для руководителя возникают и  в том случае, когда подчиненный  не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и  желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО АВТОРИТЕТ

 

 

    1. Функции менеджера

 

Менеджеры занимают различные  позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного  вида работ, начальник, заведующий и  т.д.), выполняют разные функции. Они:

устанавливают связи между  операциями в организации;

обеспечивают выполнение организацией ее предназначения;

разрабатывают стратегию  деятельности организации;

отвечают за результаты деятельности организации;

обеспечивают связи организации  с внешней средой;

представляют организацию  в различных мероприятиях.[23]

Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:

первая – менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы  распределения ресурсов, при этом несет ответственность за последствия  принятого решения;

вторая – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней  среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;

третья – менеджер руководит  формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя  организации.[18]

Менеджеров традиционно  подразделяют на три уровня: низший, средний и высший.

Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой, время  на решение задачи небольшое.

Менеджеры среднего звена  координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в организации крупные  подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.

Менеджеров высшего звена  значительно меньше. Они отвечают за принятие важнейших решений для  организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Их труд высоко ценится  и, как правило, хорошо оплачивается.[11]

 

 

 

Рисунок  2 – Уровни менеджера

Каждый менеджер, исполняя свои должностные  обязанности, должен обеспечить решение  всех вопросов в соответствии с функциональными  особенностями. В связи с многообразием форм и методов деятельности нет единой классификации ролевых функций менеджера. Поэтому при разработке таких документов пользуются такой типологией, которая бы объединила в себе всё многообразие и особенности функциональной деятельности менеджера. Наибольшее признание получила типизация ролевых функций Минцберга. По его классификации выделяется 10 ролевых функций, которые разбиты на 3 группы:

      • роль главного руководителя,
      • роль лидера,
      • роль связующего звена. [25]

Вторая группа - информационные роли:

      • приемник информации,
      • распространитель информации,
      • представитель.

Третья группа - роли, связанные с принятием решений:

      • предприниматель,
      • устраняющий нарушения,
      • распорядитель ресурсов,
      • ведущий переговоры.

В практической деятельности эти роли функциональной деятельности менеджера  и требования к его проф. знаниям  воплощаются в общедоступные, понятные всем требования к менеджеру. А именно:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием,
  • компетентность в вопросах технологии и производства,
  • владение не только навыками администрирования, но и умение владеть ситуацией на рынке,
  • распределять эффективно ресурсы фирмы,
  • принятие обоснованных и компетентных решений и организовать их выполнение,
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках,
  • умение анализировать деятельность фирмы,
  • умение предвидеть тенденции развития хоз. конъюнктуры и особенностей спроса.

Рисунок 3 – Роли руководителя в организации

Но главным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми (знание своих подчиненных, их способности выполнять конкретную работу, знание условий, на основе которых рабочие связаны с предприятием, защита интересов тех и других на справедливой основе, отстранение неспособных выполнить возложенные функции).

 

2.2 Авторитет менеджера

 Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. В связи с чем, к этим факторам можно определенно отнести авторитет руководителя. Его отсутствие вызывает массу сложностей во взаимоотношениях с подчиненными. И напротив – авторитетный менеджер не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.

В переводе с латинского «авторитет» - это влияние, власть, общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в более узком значении -- одна из форм осуществления власти.

Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, занимаемого в организационной  структуре. Власть, с этой точки зрения, имеет межличностный характер и  не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.

Способы реализации власти менеджера  осуществляются через:

      • принуждение
      • авторитет
      • материальное стимулирование
      • вовлечение в процесс принятия решений
      • компетентность
      • творчество

Авторитет, напротив, в большой  мере персонифицирован и имеет отношение  к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния  на других людей.

Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без второго.

Авторитет руководителя предполагает неукоснительное выполнение подчиненными его распоряжений и указаний: в  одном случае они выполняются  добровольно, а в другом нуждаются  если не в постоянном, то, по меньшей  мере, в систематическом подкреплении силой принуждения. В практике управленческой деятельности не всегда можно рельефно разграничить эти две формы подчинения. Чаше всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет.

Авторитет – заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у  подчиненных, вышестоящего руководства  и коллег по работе. Это признание  личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера  объективным требованиям. Авторитет  следует рассматривать как систему  отношений, ценности и результат  работы.[17]

Авторитет следует рассматривать  как систему отношений, ценности и результата0работы     
 

Рисунок 4 – авторитет как система

Авторитет руководителя, связанный  с выполнением его основных функций  согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:

      • официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
      • реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К  решениям авторитетного и неавторитетного  менеджера подчиненные относятся  различно. В первом случае указание принимается без внутреннего  сопротивления, с готовностью и  выполняется, как правило, без дополнительного  административного нажима.[15]

Распоряжения неавторитетного  руководства всегда вызывают сложные  внутренние переживания, а недоверие  к такому менеджеру оборачивается  недоверием к его решениям.

Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и  высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.[16]

Руководитель имеет власть над подчиненными, однако в некоторых  ситуациях и подчиненные имеют  власть над руководителем, так как  последний зависит от них по таким  вопросам, как необходимая для  принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что руководитель должен понимать и учитывать тот  факт, что, поскольку подчиненные  тоже часто обладают властью, использование  им в одностороннем порядке своей  власти в полном объеме может вызвать  у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.  
 

Информация о работе Менеджер и его функции в организации