Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:46, курсовая работа
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную
сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
Дипломат . Из названия уже становится
понятно, что подобный управленец основное
внимание уделяет командной деятельности.
Пожалуй, это лучший тип руководителя
для бизнесов, где работают высокообразованные
специалисты (которые могут быть намного
умнее управленца, например ученые). Дипломат
характеризуется доброжелательностью,
компетентностью, способностью слушать. Как правило, главной задачей
дипломата является установка равноправных
отношений с сотрудниками. Они не подчиненные,
а партнеры. Все наиболее значимые решения
принимаются после обсуждений с сотрудниками,
причем дипломат старается сделать так,
чтобы были учтены мнения всех и каждого.
Настолько насколько это конечно возможно
в конкретно взятой фирме.
Наибольшей популярностью дипломаты пользуются
в Японии. Именно из этой страны и пришел
данный тип руководства. Мудрый, понимающий,
что без других людей невозможно добиться
успеха. При этом данный руководитель
не считает себя выше других. Он никогда
не скажет: «Я это сделал», но всегда может
отметить: «Мы сделали это».
Гуманист. Данный тип руководителя рассматривает
компанию, как одну большую семью. Он, прежде
всего, ценит сотрудников как людей, и
уже потом обращает внимание на их профессиональные
качества. В компаниях такого типа сотрудники
часто отдыхают вместе, дружат, выезжают
на природу. Начальник вполне может решить
некоторые проблемы подчиненных (например,
добровольно оплатить лечение их родственников,
причем он сам позвонит врачу, чтобы узнать,
как состояние больного не потому, что
это надо для работы, а чисто из человеческих
соображений).
В компаниях, где у руля стоит гуманист,
обычно нет каких-то штрафов, жестких систем
дл контроля сотрудников. Несомненно,
такой стиль руководства лучше всего применим
в маленьких фирмах, так как с ростом компании
руководителю будет все сложнее общаться
с каждым сотрудником, как с другом.
Демократ. Демократ характеризуется тем, что готов делегировать часть своих полномочий сотрудникам. Тем самым, разделив с ними и ответственность за результат. Надо отметить, что демократ должен полностью доверять своим работникам и быть уверенным в том, что они справятся с теми задачами, которые он перед ними ставит.
Бюрократ. На сегодняшний день данный тип руководителя уже не так распространен, как ранее, но почти все другие типы вобрали в себя некоторые черты от бюрократа. Четкий контроль, система оценок сотрудников, постоянные отчеты, правила, которые следует соблюдать. Все это излюбленные инструменты руководителя-бюрократа. Он является типичным начальником, приказы которого нужно выполнять не раздумывая. Никакой самодеятельности, все должно выполняться строго по правилам. Такое поведение руководителями обусловлено тем, что бюрократ всегда должен обладать точными данными. Никакой неопределенности, никаких решений не принимается на основе интуиции. Все должно быть четко расставлено по полочкам.
Другой известный
1. «Этиметей» (брат Прометея, отличавшийся недалеким умом). Надежен, учитывает все существенные подробности и детали, бережно относится к ресурсам и обычаям, стремится к сохранению правил, консервативен, не любит риска, склонен к бюрократизму и формализму. Для успешной работы требуется гибкий заместитель или консультант-психолог.
2. «Дионис». Умеет мгновенно реагировать
на ситуацию, действовать в условиях
риска и опасности,
3. «Прометей». Стремится к разработке
глобальных стратегических
4. «Аполлон». Ориентируется на
индивидуальные отношения и
1.3 Качества менеджера
Есть определенные качества, которые в обязательном порядке должны быть присущи профессиональному менеджеру.
Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. Познакомимся с ними.
К личным качествам в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.[8]
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим Посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.[9]
Менеджер должен оберегать дружеские и семейные, да и просто человеческие отношения, которые сами собой не сохраняются, но поддерживать лишь наиболее важные личные контакты с теми, кто по-настоящему привлекают и обогащают жизнь, не соглашаться из вежливости на все требования и просьбы окружающих.
Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.[1]
Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.
Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать непереживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. Между тем, многие в таких ситуациях страдают от чувства неспособности справиться с ними, создают себе дополнительное напряжение, имеющее свойство накапливаться и, в конце концов, приводить к стрессам.[5]
Но стресс - это такая
реакция организма, которой в
определенной степени можно управлять.
В какой-то мере она даже полезна,
Поскольку стимулирует
Для успешного управления стрессами нужно прежде всею уметь должным образом относиться к проблемам, не «пороть горячку», не
волноваться и откладывать решение до тех пор, пока для него не созреют все предпосылки. Нужно регулярное расслабление и отдых от физических и психических нагрузок. В сложных ситуациях нельзя теряться, давать стрессу поглотить себя, а наоборот, зная свои силы и возможности и не перенапрягаясь, идти с «открытым забралом» навстречу трудностям и неприятностям. А для этого нужно стремится познать себя, обрести уверенность, избавившись от «комплексов» и «выкорчевать» их причины. Успеху сопутствует установление тесных личных отношений. Это позволяет не держать в голове постоянно мысль о том «А что обо мне подумают люди?», а выработать реалистичное и оптимистичное отношение к самому себе, а также к разным сферам своей деятельности.[7]
Необходимо постоянно стремиться к успеху, не ставить перед собой невыполнимых задач и спокойно относиться к поражениям.
Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов. Далее рассмотрим таблицу, в которой приведен перечень способностей и лычных качеств менеджера, способствующих успешному выполнению профессиональной деятельности.
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
высоко развитые организаторские способности (способность руководить); коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения); способность управлять собой; высокая способность влиять на окружающих; способность руководить; способность формировать
и развивать эффективные способность решать проблемные ситуации в короткие сроки; хорошо развитые аналитические способности; высокий уровень понятийного мышления. |
умение прогнозировать, предвидеть ситуацию; уверенность в себе, в принимаемых решениях; энергичность; четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы); умение подчиняться эрудированность; стремление к постоянному личностному росту. |
Таблица 2 - Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности менеджера.
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов.
Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и
своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего
уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.[10]
Третья группа качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать
недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность
заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.[14]
Важным организаторским
качеством менеджера является
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этою он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.