Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:46, курсовая работа
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную
сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
сферу деятельности, чем упр
значительной мере зависят и
обслуживания населения.
Данная курсовая работа по
менеджменту посвящена теме «Менеджер
и его функции в организации». Эта тема
актуальна в силу того, что в настоящее
время Россия претерпевает ряд преобразований,
касающихся, прежде всего сферы управления.
Изменениям подвергаются не только психология
управляющего, но и стиль, и методы управления,
происходит переоценка менеджерами своего
места и роли в системе управления, предъявляются
новые требования к современным управленцам.
В эпоху острой конкуренции и глобальных
перемен, очевидно, что не только настоящее,
но и будущее состояние организации во
многом зависит от качеств, знаний и способностей
менеджера, его умений организовать эффективную
работу сотрудников и в целом всего, стремления
достичь лучших результатов. Несомненно,
и то, что менеджер играет важную роль
в развитии и функционировании организации.
Стандартное определения понятия
«менеджер» сводится к тому, что человек
является менеджером, если он отвечает
за других людей и за их работу. Однако
такое представление о менеджере кажется
чересчур ограниченным. Основная ответственность
менеджера направлена вверх, то есть на
предприятие, составную часть которого
он представляет. Кроме того, отношения
менеджера с руководством предприятия
и с коллегами-менеджерами не менее важны
в его деятельности, чем отношения с подчиненными,
работой которых он руководит и за которых
он несет ответственность.[6]
Судить о том, кто является
или кто не является менеджером,
можно лишь по функциям, выполняемым
соответствующим индивидуумом, и
по вкладу результата работы предприятия,
который от него надеются получить.
А функцией, которая больше всех
остальных выделяет менеджера среди
прочих работников предприятия, выступает
его образовательная функция. Именно
менеджер способен сделать то, на что
неспособны другие: донести до подчиненных
сущность стоящих перед ними целей
и раскрыть пути их достижения. Таким
образом, эта образовательная функция
и моральная ответственность
и служат, в конечном счете, исчерпывающим
определением менеджера. Задачи менеджм
Развитие теории управл
методов позволили многие ка
заменить точными количествен
Менеджмент пронизывает
все сферы ее деятельности.
Целью курсовой работы является
рассмотреть и проанализировать работу менеджера0и0его функции
ГЛАВА 1 МЕНЕДЖЕР И ЕГО КАЧЕСТВА. ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В переводе с английского слово manager означает - руководитель, заведующий, директор, управляющий. Последние несколько лет ознаменовались высоким ростом предпринимательства в нашей стране. В настоящее время из класса предпринимателей вырос особый класс менеджеров и управляющих, приобретающий все большую популярность. Но в целом менеджеры существовали всегда, как всегда существовали руководители предприятий, компаний, фирм и организаций.
Традиционный менеджер - это управленец, который в отличие от предпринимателя довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных для любой организации.
В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных.
Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств.[12]
Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения.
Менеджер должен стремиться к тому, чтобы обладать как можно большим набором качеств, которые помогали бы ему в работе. Без
постоянного стремления к
самосовершенствованию еще
Именно менеджер способен сделать то, на что неспособны другие: донести до подчиненных сущность стоящих перед ними целей и раскрыть пути их достижения. Таким образом, эта образовательная функция и моральная ответственность и служат, в конечном счете, исчерпывающим определением менеджера.
Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.
Следует также учесть, что высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.
Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом им структурном подразделении. Управление людьми - работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.
По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:
При этом менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).
Ресурсы менеджера представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.
Источником административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер "вступает в иерархию", этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.
Профессиональные ресурсы менед
Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.
Баланс системы ресурсов является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации.
В работе менеджера можно различать дедуктивный и индуктивный подходы к работе менеджера. Первый из них направлен наружу: рамки замысла накладываются на материал через конкретные программы, которые, в свою очередь, используют информационные потоки для того, чтобы стимулировать людей к определенного рода действиям. Такой подход, поскольку он имеет высокую степень сознательности, можно назвать церебральным стилем менеджмента. Однако существует и прямо противоположный взгляд-индуктивный. Его можно назвать менеджментом через озарение. Как замечает Карл Вейк, менеджер здесь действует, чтобы думать. Он экспериментирует, набирается опыта, смотрит, что из сделанного работает, и лишь затем, постепенно осмысливая полученные результаты, изменяет общую структуру деятельности.
Наименование профессии |
менеджер |
Доминирующий способ мышления |
адаптация - координация |
Область базоаых знаний №1 и их уровень |
предпринимательство, бизнес, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень |
финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
администрирование (управление) |
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "вместе" |
Доминирующий интерес |
предпринимательский |
Дополнительный интерес |
социальный |
Условия работы |
в помещении, мобильный |
Таблица 1 – профессиограмма менеджера
1.2 Типы руководителей
Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.[2]
Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блэйк и Д. Моутон составили матрицу типов руководителей:
отношение к работе |
||||||||||
9 |
||||||||||
8 |
||||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
||||||||||
4 |
||||||||||
3 |
отношение к | |||||||||
2 |
людям (рабочим | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
и служащим)
|
Рисунок 1 – матрица типов руководителей.
В учебниках посвященных успешному руководству, как правило, различают 5 типов руководителей. Надо сказать, что такая группировка уж слишком академическая, и в реальной жизни руководители обычно совмещают в себе качества из нескольких типов, но почти всегда их поведение строится вокруг одного, который берется за основу (естественно, на подсознательном уровне). Рассмотрим подробнее 5 основных типов руководителей, выделив их явные плюсы и минусы.
Харизматичный лидер. Подобный управленец обычно игнорирует дресс-код, всегда готов выслушать любого сотрудника, что, правда, не значит, что он согласится с его мнением. Как показывает история, именно к такому типу руководителей более всего привязаны служащие компании, так как его идеи служат для них неким катализатором, переходящим впоследствии в преданность. Вырасти вместе с таким руководителем может каждый работник. И это одно из главных преимуществ подобного стиля. Уверенность в себе и воля являются основными чертами данного типа. Подобный управленец терпеть не может поражений, так как это бьет по его ЭГО. Кроме того, стоит отметить, что подобный стиль руководства очень продуктивен на стадии становления бизнеса. Когда воля является одним из важнейших атрибутов успеха. В случае разрастания компании руководителю придется меняться, хотя конечно не кардинальным образом. Одним из самых известных представителей данного типа является сооснователь Apple Стив Джобс.