Механизм управления конфликтом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты конфликтов в организациях их понятия и виды.
Задачи данной работы следующие:
§ Выявить общие понятия конфликта и его разновидности и причины возникновения
§ Дать содержательную характеристику основным стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Общее понятие конфликта, его разновидности……………стр.5
1.1. Сущность и классификация конфликта………………….…. стр.5
1.2. Функции конфликтов и причины их возникновения………. стр.10
1.3. Разновидности конфликтов…………………………………..стр.15

Глава 2. Механизм управления конфликтом……………………..стр.21
2.1. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях………….стр.21
2.2. Предупреждение конфликтов………………………………стр.23
2.3. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций….стр.27
Заключение……...…………………………………………………… стр.33
Список использованной литературы……………………………….. стр.35

Файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

5. Вертикальный конфликт: «высший против низшего»

Как правило, вертикальный конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.

6.Вертикальный конфликт:«высший против среднего и против низшего”

"Средний" (мастер, начальник  отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает  в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов18. 

Нетрудно заметить, что конфликты по уровням словно “заставляют” руководителей и менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать систему управления организацией, заниматься корпоративной культурой, организационной структурой и персоналом. А это не что иное, как развитие организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Механизм управления конфликтом

2.1.Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Конфликтное взаимодействие между людьми требует от каждого участника выбора той или иной стратегии поведения с целью достижения максимально выгодного результата. В настоящее время различают следующие стратегии поведения в конфликте: уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество. Выбор стратегии осуществляется на основании учета следующих факторов: соотнесения собственных интересов и интересов оппонента, ценности имеющихся межличностных отношений с противоположной стороной и др. Именно данные показатели позволяют охарактеризовать каждую стратегию19.

Принуждение (борьба, соперничество). Для предпочитающих такое поведение на первом месте стоят личные интересы по сравнению с интересами оппонента. В любом случае приходится выбирать между борьбой и взаимоотношениями. Данная стратегия является целесообразной только в двух случаях: при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности или при угрозе существованию организации, коллектива. В других случаях она деструктивна.

Стратегия ухода характеризуется стремлением избежать конфликтного взаимодействия. По сути, у людей предпочитающих такое поведение низкий уровень нацеленности как на реализацию собственных интересов, так и на реализацию интересов соперника. Данное поведение не оказывает существенного влияния на межличностные отношения и фактически выступает в виде взаимной уступки. Использование ухода благотворно когда проблема является несущественной для обеих сторон. Если же ситуация затрагивает одну из сторон сильнее, то существует вероятность возобновления конфликта.

Уступка со стороны одного из участников конфликта также ориентирована на уход от проблемы. В данном случае на первом месте стоят интересы соперника, а уступающий жертвует своими.

Причинами выбора данной стратегии могут быть стратегические цели, неадекватная оценка предмета конфликта, индивидуально-психологические особенности.

Стратегия компромисса подразумевает наличие баланса интересов участников конфликта. В данном случае, осуществляется как взаимный учет интересов, так и сохраняются межличностные отношения, поднимаясь на новый уровень. Выбор стратегии компромисса может привести к разрешению конфликта, однако зачастую данное поведение является частью дальнейшего поиска взаимоприемлемого решения.

Сотрудничество – наиболее конструктивная стратегия, которая характеризуется не только на признании значимости интересов обеих сторон, но и на признании ценности межличностных отношений. Возможность использования данной стратегии обусловлена значимостью для сторон предмета конфликтного взаимодействия. Если значимость примерно равна, то данная стратегия может реализовываться. Для данной стратегии характерно включение поведения, свойственного для всех других стратегий, способствующего совместному решению возникшей проблемной ситуации20.

Таким образом, конфликтное взаимодействие между людьми требует от каждого участника выбора той или иной стратегии поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Выбор стратегии осуществляется на основании учета следующих факторов: соотнесения собственных интересов и интересов оппонента, а также ценности имеющихся межличностных отношений с противоположной стороной. Именно данные показатели позволяют охарактеризовать каждую стратегию. Из имеющихся стратегий поведения максимальный выигрыш для обеих сторон может принести только сотрудничество.

 

2.2.Предупреждение конфликтов

Профилактика, предупреждение деструктивных конфликтов должны быть в постоянном поле зрения администрации организации. Особую роль здесь приобретает деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формирование систем и организационных структур управления, разработку мотивационной политики, а также методов организации труда. Указанные звенья призваны прорабатывать и держать под постоянным контролем те вопросы организации системы управления, которые могут рассматриваться как методы профилактики конфликтов21.

При выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно использовать организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные достижения учёных и практиков всего мира в области современного менеджмента. Современный менеджмент нацелен на максимальное использование производственного персонала. Главным богатством любой фирмы признаются люди, уровень и качество их жизни оцениваются как главный показатель её прогресса.

Последовательно реализуя этот общий подход во всех формах своей деятельности, современный менеджмент выработал ряд главных принципов, реализация которых обеспечивает на организационно-управленческом уровне прочное сотрудничество, сплочённость в трудовых коллективах, их высокий антиконфликтный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем.

Принцип долговременных целей предполагает, что цели организации должны быть не сиюминутными, а долговременными, основательными, рассчитанными на 10 – 15 лет. Они должны быть нацелены на всестороннее развитие производства и производителя,   включать  модернизацию  производства,   обучение   работников,обеспечение  постоянного  повышения  качества  продукции  или  услуг.

Именно способность менеджера к долговременному, стратегическому планированию признаётся сегодня наиболее ценным качеством современного руководителя, от которого во многом зависит стабильность организации, её возможность противостоять конфликтам. Причём этот принцип применим не только к хозяйственному, но к любому другому виду социального управления22.

Принцип готовности к риску предполагает ставку не на послушного работника, который больше всего страшится совершить ошибку, а на людей, способных на обдуманный риск, невзирая на возрастающую при этом возможность ошибок. Свою задачу современный менеджер видит в том, чтобы создать в группе такую социально-психологическую атмосферу, которая, допуская возможность ошибки, вместе с тем обеспечивает динамичное развитие организации, её рост.

Принцип признания новых идей в качестве главной ценности любого дела. Пути реализации этого принципа составили содержаниеинновационного менеджмент, выделившегося в последнее время в особый раздел теории управления. В соответствии с этим принципом в фирмах создаётся климат поощрения новаций, который характеризуется свободной, неформальной обстановкой, терпимостью к возможным во всяком новом деле неудачам. Некоторые фирмы выплачивают новаторам часть прибыли, полученной от нововведений. Конечно, новые идеи могут стать и источником так называемого инновационного конфликта. Позитивный результат подобного конфликта может служить одним из действенных факторов развития бизнеса.

Принцип действенности концентрирует внимание руководителей на том, что целью бизнеса является всё же не генерация новых идей, а производство качественных товаров и услуг. Из него вытекает, что всякое обсуждение новаторских идей должно непременно завершаться принятием решения о конкретных действиях, если, конечно, эти идеи не касаются всеобщих основ бытия.

Принцип упрощения предполагает систематическое блокирование устойчивой   тенденции   к   усложнению производственных  и иных социальных структур.  Эта тенденция   ведёт к  разбуханию   штатов и  звеньев   управления, каждое из которых потенциально содержит в себе возможность возникновения конфликтов. Преуспевающие компании имеют обычно простую систему управления, небольшой штат сотрудников и минимальное количество звеньев управления. Принцип упрощения, не требуя дополнительных затрат, может обеспечить значительный рост эффективности производства, улучшить психологический климат в организации23.

Принцип подбора и воспитания эффективных сотрудников-профессионалов. Данный принцип предполагает такую постановку управленческой работы, при которой самые обычные люди обеспечивают необыкновенный результат. Его реализация предполагает прежде всего подбор таких специалистов, которые способны выполнить данную работу, ибо тот, кто к ней не способен, не получит нужного результата, даже если он прольёт при этом «ведро пота». Общим итогом реализации этого принципа является формирование в фирме сотрудников-профессионалов, основными признаками которых являются: редкое отсутствие на работе; способность работать без внешнего давления; качественное и своевременное выполнение работы; готовность оказать фирме дополнительные услуги; совершенствование своей работы; хорошая работа при отсутствии шефа; стремление предотвратить конфликт; вклад в укрепление атмосферы сотрудничества.

И наконец, принцип сотрудничества суммирует, интегрирует в своём содержании все предыдущие установки эффективного антиконфликтного управления и реализуется только на основе их полного осуществления.

Современные     менеджеры     делают     главную     ставку   на    развитие    линиисотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.

 

Выделяют следующие принципы предотвращения конфликтов в организациях24:

1.Создание  условий, препятствующих возникновению  и развитию конфликтов:

-сплочение персонала;

- целеустремлённость, избавление от бездельников;

- забота о справедливости;

- упорядочение распределения материальных ресурсов;

- полная и достоверная информация;

- неукоснительное соблюдение достигнутых договорённостей, принятых решений.

2. Ориентация  на принципы:

- объективность и уступчивость;

- ясность и доброжелательность;

- дистанция и самообладание.

 

 

 

 

 

2.3. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций

 

 

 Управление конфликтами, или их разрешение – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения в конфликтной ситуации. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта25. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

Определение основной конфликтной проблемы. Желательно выяснить: 

- как я понимаю проблему; 

- какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта;

- как мой партнер видит проблему; 

- соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации; 

- как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему; 

- в каких вопросах мы с партнером расходимся, а в каких – солидарны и понимаем друг друга.

Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. 

Разрешение конфликта – заключительный его этап. Различают полное и неполное разрешение. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.

Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающихся временно, частично. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Не ведет к разрешению и отмена конфликта. Это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушёвывания, а не преодоления противоречий, лежащих в его основе. 

Информация о работе Механизм управления конфликтом