Механизм регулирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Раскрываются проблемы занятости населения, безработицы, конкурентоспособность рабочей силы и характеризуется состояние и перспективы развития рынка труда

Оглавление

Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура………………………… 4
1.1 Определение рынка труда…………………………………………………… 4
1.2. Типология и структура рынка труда................................................................. 5
1.3 Рынок труда и заработная плата......................................................................... 9
2. Современное состояние рынка труда в России……………………………… 12
2.1 Специфика трудовых отношений....................................................................... 12
2.2 Цели и задачи политики занятости..................................................................... 12
2.3 Перспективные направления политики занятости…………………………… 13
2.4 Роль и место государственных служб занятости
на современном рынке труда в России……………………………………………. 17
3. Перспективы развития рынка труда..................................................................... 22
Заключение…………………………………………………………………… ….. 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

Механизм регулирования рынка.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

                                          28 

    технологические  и   организационные   нововведения.   Это   согласуется   с историческими фактами  эпохи  промышленной  революции:  организация  больших групп  наемных  работников  навязывала  корпорациям  постоянную   заботу   о развитии капиталоемких способов производства и о  минимизации  использования труда.  Объединения  занятых  работников  в  профсоюзы  -  это  единственная возможность повысить эффективность рынка труда в условиях  монопсонии  или олигопсонии.

          В нашей стране профсоюзы еще  не достаточно сильны и,  скорее  всего  в ближайшем будущем они все еще не будут  оказывать  достаточного  влияния,  а следовательно  развитие  эффективности  рынка труда в России   в   данном направлении наблюдаться не будет.

          Приватизация  и  остро  вставшая   перед   российскими   предприятиями необходимость  ориентироваться  на  рыночный  спрос  неизбежно  должны  были отразиться на структуре производства товаров и услуг  и,  следовательно,  на структуре и величине занятости. Как ни парадоксально, ни  того,  ни  другого (по крайней мере, в ожидавшихся) масштабах не произошло.

          При планировании реформ особый  акцент делался на  изменение   структуры прав собственности в стране. Но результаты этого  процесса  неоднозначны  и, по  оценкам  большинства  экономистов,  неудовлетворительны   из-за   слабой развитости институциональных механизмов, которые  способствуют  эффективному перераспределению и контролю за собственностью, сокращению агентских  цепей.

      Индивидуализация    собственности    предполагает    создание    более конкурентных  условий  для  перелива  ресурсов   в   перспективные   отрасли промышленности. Таким образом,  приватизация,  создающая  множество  частных

    собственников,    является    одной    из    предпосылок    реструктуризации промышленности. Реформирование трудовых отношений в  постсоветском обществе основывается   на   совершенно  иных   подходах,   требующих собственных, кардинально  отличающихся  институциональных  механизмов.   Индивидуализация   рынка   труда   (а    новый    Трудовой     Кодекс,  фактически, 

                                            29 

    способствует  этому), расширяющаяся   в   России,   ставит   наемных   работников  в   положение, противостоящее односторонней монопсонии,  что  снижает  эффективность распределения  трудовых  ресурсов.  Ситуации  с  односторонне доминирующими группами работодателей можно  противопоставить  коллективное взаимодействие заинтересованных групп работников. В России подобно взаимодействие групп  в будущем развития рынка труда должно привести к формированию  законодательной системы, генерирующей эффективны формальные институты.

          Для того чтобы профсоюзы,  как  объединения  по  защите  прав  наемных работников,  стали  значимым  социально-экономическим  институтом  на  рынке труда,  необходимо,  чтобы  солидарное  поведение  в  представлении  рабочих  обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения,  в

    частности, индивидуалистическими.

          Не все меры государственной политики развитых  стран  на  рынке  труда  могут быть применены в условиях российской экономики.  Политика  государства в нашей экономике должна  быть  в  первую  очередь  направлена  на  создание условий  для  становления  институтов  и,  следовательно,  институциональной структуры.

          Институционализация рынка труда  в  экономике  страны  является  частью более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих  экономистов  и других представителей  общественных  наук  (социологов  и  политологов),  не имеет однозначного решения, - проблемы институциональных изменений.

          Институционализация  (или  формирование  стабильной  институциональной структуры экономики) представляет собой закрепление вновь приобретенных  или

    импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций (которые  могут  принимать  как  легальную,  так и нелегальную, теневую форму), обеспечивающих систему  экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов.

          Переходная экономика  характеризуется   разрушением  старых  институтов (деинституционализация)   и   формированием   новых   (институционализация).

                                          30 

    Деинституционализация рынка труда,  по  нашему  мнению,  представляет  собой процесс формирования  неэффективных  локальных  институциональных  структур, характеризующихся неустойчивостью и высокой монопсонизацией.

          На  практике  закрепляются   институты,   которые   при   значительном увеличении  числа  индивидов,  следующих  определенными  ими   правилами   и ограничениями, дают  возрастающую  предельную  отдачу  для  всей  группы,  в рамках которой  применяется  данный  институт.  Отдача  от  функционирования института представляет собой  отношение  между  количеством  блага,  которое  дает институт индивиду, и издержками по его обеспечению.  Для  возникновения возрастающей отдачи института группа, исходя из традиционной  теории  групп, должна быть достаточно большой. Действия в  рамках  таких  институтов  будут привлекательными для большинства индивидов в группе, поэтому для выполнения правил  и  ограничений,  предписываемых  институтом  нет  необходимости  для насилия или какого-либо другого принуждения.  Здесь  выбор  индивиды  делают сами. Примером может служить возрастающая предельная отдача  от  институтов, закрепляющих правила солидарного поведения на рынках монопсонии.

          Хотя для узкого круга лиц  предельная отдача оставаться  положительной, при увеличении  круга  лиц,  входящих  в  сферу  действия  этого  института, предельная отдача снижается. Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых.  В 2000 году 80% таких выплат  были  предоставлены 20%  домохозяйств,  имеющих наивысшие доходы.

       Институты  с  убывающей  предельной  отдачей  способствуют  атомизации общества.  На  российском  рынке  труда  это   проявляется   в   возрождении семейственности  на  престижных   и   высокооплачиваемых   рабочих   местах, связанных  с   государственным   управлением   и   осуществлением   властных полномочий.  Семья,  как  узкая  группа,  отражает  господство   институтов, присущих традиционному обществу, в  том  случае,  если  такие  институты  не дополняются правилами, необходимыми для существования расширенного порядка.

                                         31 

    Необходимость  использования  принципа  солидарного  поведения  относительно больших  групп   возникает   на   определенном   этапе   институционализаци капиталистического   общества.   Этот   этап    характеризуется    процессо трансформации рынков, на которых выступают индивидуализированные  агенты,   рынки,  базирующиеся  преимущественно  на  одностороннем  или   двусторонне взаимодействии организованных  групп.  Необходимость  коллективизации  (т.е объединения  в  группы  большинства  экономических субъектов)   кроется    процессах  прогрессирующей  неконкурентности   отдельных   рынков,   которая становится значимой вначале XXI века.

          Существуют две основные  гипотезы,  объясняющие  процесс  формирования социальных движений, таких как профсоюзы. Согласно первой  (о  непрерывности социального движения)  нормы  поведения,  ложащиеся  в  основу  какого  либо социального   движения   и   его    идеология    определяются    традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о  социальной мобилизации) отводит традициям минимальную роль,  уделяя  основное  внимание рациональным действиям индивидов.

          Для России  не  характерна  модель  формирования  социальных  движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из- за характера традиций, которые  исторически  сложились  в  стране.  Согласно социологическим исследованиям в России не  существуют  традиции  солидарного поведения  и  построения  общественных  отношений  на   основе   взаимности.

       Доминирующей формой российской  социальной  организации  являлась  семья.  В советский период также преобладала  тенденция  к  организации  жизни  вокруг семьи и связанных с нею  ценностей,  несмотря  на  официально  декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.

          Создание социальных движений  в России возможно  на  основе  социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой  процесс  объединения ресурсов, которыми располагают  индивиды  и  направления  их  на  достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В  сложившихся  экономических

                                          32 

    и политических условиях  подобная  мобилизация  представляет  собой  процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу  их  действия индивидам, являются коллективными  благами.  Создание  таких  институтов  не может происходить только спонтанно и на основе создания только  неформальных институтов.  Поэтому   необходима   разработка   государственной   политики, основывающейся   на   формальных   институтах   (прежде   всего   правовых), направленной  на  институционализацию  и   солидаризацию   общества.   Такая политика  относительно   рынка   труда   должна   способствовать   повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих  в  специфичных условиях переходной экономики. (9; с. 63) 

                              

                                         

                                         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                33

                                    

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        В данной работе анализируется как научно-теоретический, так и практический аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов..

          В  политике   занятости   подавляющего   большинства   стран   сегодня превалируют меры, направленные не на прямое  субсидирование  создания  новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным),  а  на развитие потенциала  работников  и  их  адаптацию  к  реальным  потребностям экономики. В отношении безработных это означает  содействие  формированию  и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих  мест, когда они  появятся.  Представляется,  что  такой  подход,  направленный  на предотвращение  деградации  рабочей  силы,  отвечает   условиям   России   и соответствует возможностям службы занятости. В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. Цель и задача  курсовой работы раскрыта. 

                         
     
     
     

                                                Список литературы 

    1. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском  рынке  труда  и

Информация о работе Механизм регулирования рынка