Механизм регулирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Раскрываются проблемы занятости населения, безработицы, конкурентоспособность рабочей силы и характеризуется состояние и перспективы развития рынка труда

Оглавление

Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура………………………… 4
1.1 Определение рынка труда…………………………………………………… 4
1.2. Типология и структура рынка труда................................................................. 5
1.3 Рынок труда и заработная плата......................................................................... 9
2. Современное состояние рынка труда в России……………………………… 12
2.1 Специфика трудовых отношений....................................................................... 12
2.2 Цели и задачи политики занятости..................................................................... 12
2.3 Перспективные направления политики занятости…………………………… 13
2.4 Роль и место государственных служб занятости
на современном рынке труда в России……………………………………………. 17
3. Перспективы развития рынка труда..................................................................... 22
Заключение…………………………………………………………………… ….. 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

Механизм регулирования рынка.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

    безработицы,     как    это   происходит    в   условиях   развитого,     эффективно

    функционирующего     рынка     труда,    а     нарастание    внутрипроизводственной

    незанятости.   Анализ    работы   предприятий   последних   лет   показывает,   что

    скрытая безработица увеличивается значительно более быстрыми  темпами,  чем

    открытая.   Резкое сокращение производства не    сопровождается   адекватным

    высвобождением рабочей силы. Если, в 2008 г. прирост объема ВВП составил 5,6%, наибольший рост показали операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 13,6%, строительство — 11,9%, гостиничный и ресторанный бизнес — 10,7%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — на 9,5%. Наибольшее падение ВВП в 2008 г. было зарегистрировано сфере рыболовства и рыбоводства — на 5,6%.

          Инфляция   и   экономический   хаос    оказывают двоякое   воздействие на

    заработную   плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой  реальной

                                         13 

    заработной   платы,  особенно   в   государственном    секторе, и возрастает  отрыв

    величины  вознаграждения  за   труд  от его результатов, качества и сложности.  В

    результате  заработная  плата утрачивает свойственную ей в рыночной  экономике

    функцию    распределения   труда   между различными   секторами   экономики   в

    соответствии  со    спросом. Это    приводит  к нарастанию  диспропорций  между

    структурами    спроса      на    труд     и     его     предложения   в   профессионально-

    квалификационном,       отраслевом,    территориальном   и     других       аспектах. 

          В сравнении со средствами,   имеющимися   в    распоряжении  центральной и

    местной   власти в развитых   странах,  финансовые, материальные    и  кадровые

    ресурсы,   которыми  располагают    соответствующие  государственные органы  в

    России  для  разработки   и проведения политики  занятости,  крайне  ограничены.

    Поэтому  качественно иное значение приобретает правильный выбор приоритетов.  (1, с.67)

                     

                                                      2.2 Цели и задачи политики занятости

     

       Политику   занятости  нельзя   сводить   лишь  к   помощи безработным,  как это

    наблюдается   сегодня   в  России,   где  все разговоры вертятся вокруг адаптации к

    рынку традиционных контингентов риска,  испытывающих  трудности  в  процессе

    поиска работы     или     находящихся под   прямой  угрозой   высвобождения.

    Теоретической   базой   для   столь   упрощенного   взгляда     является,     видимо,

    вульгарная    трактовка    пространства    рынка   труда  как  сферы,  охватывающей

    исключительно   безработных и вакансии, а не   всю совокупность  отношений в

    области занятости.

          В    мировой   науке   и    практике уже давно  сформировалось    и     нашло

    практическое    воплощение    понимание    политики   занятости   как   инструмента

    наиболее  полной   реализации и развития трудового потенциала населения.  Меры,

    направленные   на помощь   безработным,  составляют  органическую  часть этого 

                                         14 

    более  широкого  контекста.  Так, документ,    подготовленный   Международным

    центром  экономического   роста,   ставит в один ряд  с  сокращением  безработицы

    следующие стратегические цели политики занятости:

  • более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
  • создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
  • инвестирование в человеческий капитал в целях  увеличения  индивидуальной

      производительности в сочетании  с адаптированием технологических  процессов

      к возможностям работников;

  • стимулирование механизмов    адаптации к  требованиям  рынка  (прежде  всего

      содействие развитию производственной  и социальной инфраструктур). (9; с. 178)

          Политика     занятости     призвана     задействовать    весь    круг     факторов,

    определяющих     успех   трудовой деятельности человека,  критериями  которого

    служат   обычно    размер    заработков,   стабильность  занятости,  продвижение по

    службе  и т.д.   Некоторые  из этих  факторов    зависят от  свойств и установок

    самого человека,   другие находятся вне его. К   первым  относятся качественные

    параметры  рабочей силы (уровень образования и  профессиональной  подготовки,

    состояние   здоровья, наличие   позитивной трудовой  мотивации),   ко  вторым  -

    состояние   экономической    конъюнктуры,   прежде    всего  структура  и  динамика

    рабочих мест.

                  Главным  инструментом достижения   стабильности экономического  положения

    каждого члена общества и страны в целом считается  накопление  и  сохранение

    человеческого капитала, проведение  в  жизнь стратегий, побуждающих людей

    поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения  на

    протяжении всей жизни посредством образования  и профессиональной подготовки.

    Во  многих  странах  бытует   точка   зрения,   что   повышение образовательного  уровня  малоимущей  части  населения  поможет  не   только значительно увеличить доходы этих  слоев  и  тем  самым  сократить  масштабы экономического  неравенства,   но   и   сформировать   мотивацию   к   более содержательной творческой работе. Однако экономическая ситуация, сложившаяся в 70-80-х  годах 

                                          15 

    в  США  и распространившаяся впоследствии на другие  развитые  страны,  показала,  что образование является источником  роста  эффективности  труда  работников  (а вместе с тем и их личных доходов) и национального дохода страны лишь  в  том случае,  когда  созданы  условия   для   его   реального   производительного использования.

    Всплеск     безработицы   среди    высококвалифицированных       работников        в

    70-х    годов,  последствия которого  приобрели хроническую форму, привел  к  осознанию  того,  что  рост  качества  предложения  труда  должен сопровождаться  ростом  качества  спроса.  Таким  образом,  в  поле   зрения политики  занятости  попала  задача  улучшения   структуры   рабочих   мест. Разрабатываются  программы,  направленные   на   оптимальное   использование потенциала работников. Основой таких программ в  западноевропейских  странах является индивидуальный подход к каждому занятому  в  фирме,  предоставление возможностей повышения квалификации  на  рабочем  месте  по  индивидуальному

    плану и консультирование по вопросам карьеры.

          Улучшение      качества     рабочих     мест   с   точки     зрения       перспективы

    профессионального    роста,    оплаты   труда   и   обогащения  его содержания   -

    ключевая  проблема, стоящая перед политикой  занятости.

          Подобная    концептуальная    направленность   этой      политики   в     развитых

    странах,  на  наш  взгляд,   может    быть   взята    на  вооружение  при разработке

    стратегии   занятости    в    России.    Казалось   бы,   экономический   спад,  угроза

    резкого  роста    безработицы,    обнищание   и социальное  расслоение  населения

    выдвигают  на первый   план  менее амбициозную задачу  скорейшей разработки

    системы   социальных  амортизаторов,  отодвигая проблемы  обогащения  труда и

    развития    работника     до   лучших    времен.    Однако,    как нам представляется,

    ситуация  в этом плане далеко не столь однозначна.

          Преимуществом   России  по    сравнению,    например,   со   странами  третьего

    мира,   к  которым она близка  по ряду социально-экономических, экологических и

    других  параметров, является отвечающий мировым  стандартам  высокий  уровень

                                          16 

    образовательного и профессионально-квалификационного потенциала  населения.

           По   качеству подготовки кадров по  ряду  профессий и   специальностей

    (теоретическая    физика,    математика и   др.)  Россия    до   недавнего   времени

    занимала   одно из  ведущих мест в мире.  Однако  быстрое  снижение  заработной

    платы и падение престижа большого  количества    профессий  и  специальностей,

    требующих   труда   высокого   качества,   приводит сегодня к тому,  что страна

    теряет  накопленный человеческий капитал.

          Если   сравнить   структуру  рынка   труда -  объекта    политики   занятости    в

    развитых    странах   со   структурой   рынка   труда,  формирующегося  в  России,

Информация о работе Механизм регулирования рынка