Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:38, курсовая работа
Раскрываются проблемы занятости населения, безработицы, конкурентоспособность рабочей силы и характеризуется состояние и перспективы развития рынка труда
Введение
1. Сущность рынка труда, его типология и структура………………………… 4
1.1 Определение рынка труда…………………………………………………… 4
1.2. Типология и структура рынка труда................................................................. 5
1.3 Рынок труда и заработная плата......................................................................... 9
2. Современное состояние рынка труда в России……………………………… 12
2.1 Специфика трудовых отношений....................................................................... 12
2.2 Цели и задачи политики занятости..................................................................... 12
2.3 Перспективные направления политики занятости…………………………… 13
2.4 Роль и место государственных служб занятости
на современном рынке труда в России……………………………………………. 17
3. Перспективы развития рынка труда..................................................................... 22
Заключение…………………………………………………………………… ….. 25
Список литературы
безработицы, как это происходит в условиях развитого, эффективно
функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной
незанятости. Анализ работы предприятий последних лет показывает, что
скрытая безработица увеличивается значительно более быстрыми темпами, чем
открытая. Резкое сокращение производства не сопровождается адекватным
высвобождением рабочей силы. Если, в 2008 г. прирост объема ВВП составил 5,6%, наибольший рост показали операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 13,6%, строительство — 11,9%, гостиничный и ресторанный бизнес — 10,7%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — на 9,5%. Наибольшее падение ВВП в 2008 г. было зарегистрировано сфере рыболовства и рыбоводства — на 5,6%.
Инфляция и экономический хаос оказывают двоякое воздействие на
заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной
13
заработной платы, особенно в государственном секторе, и возрастает отрыв
величины вознаграждения за труд от его результатов, качества и сложности. В
результате заработная плата утрачивает свойственную ей в рыночной экономике
функцию распределения труда между различными секторами экономики в
соответствии со спросом. Это приводит к нарастанию диспропорций между
структурами спроса на труд и его предложения в профессионально-
квалификационном, отраслевом, территориальном и других аспектах.
В сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и
местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые
ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в
России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.
Поэтому качественно иное значение приобретает правильный выбор приоритетов. (1, с.67)
Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это
наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к
рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе
поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения.
Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо,
вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей
исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в
области занятости.
В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло
практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента
наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры,
направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого
14
более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным
центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы
следующие стратегические цели политики занятости:
- более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;
- создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
- инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной
производительности в
сочетании с адаптированием технологических процессов
к возможностям работников;
- стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего
содействие развитию
производственной и социальной инфраструктур). (9; с. 178)
Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов,
определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого
служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по
службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от свойств и установок
самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные
параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки,
состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым -
состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика
рабочих мест.
Главным инструментом достижения стабильности экономического положения
каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение
человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей
поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на
протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки.
Во многих странах бытует точка зрения, что повышение образовательного уровня малоимущей части населения поможет не только значительно увеличить доходы этих слоев и тем самым сократить масштабы экономического неравенства, но и сформировать мотивацию к более содержательной творческой работе. Однако экономическая ситуация, сложившаяся в 70-80-х годах
15
в США и распространившаяся впоследствии на другие развитые страны, показала, что образование является источником роста эффективности труда работников (а вместе с тем и их личных доходов) и национального дохода страны лишь в том случае, когда созданы условия для его реального производительного использования.
Всплеск безработицы среди высококвалифицированных работников в
70-х годов, последствия которого приобрели хроническую форму, привел к осознанию того, что рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса. Таким образом, в поле зрения политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в западноевропейских странах является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному
плану и консультирование по вопросам карьеры.
Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы
профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания -
ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.
Подобная концептуальная направленность этой политики в развитых
странах, на наш взгляд, может быть взята на вооружение при разработке
стратегии занятости в России. Казалось бы, экономический спад, угроза
резкого роста безработицы, обнищание и социальное расслоение населения
выдвигают на первый план менее амбициозную задачу скорейшей разработки
системы социальных амортизаторов, отодвигая проблемы обогащения труда и
развития работника до лучших времен. Однако, как нам представляется,
ситуация в этом плане далеко не столь однозначна.
Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего
мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и
других параметров, является отвечающий мировым стандартам высокий уровень
16
образовательного и профессионально-
квалификационного потенциала населения.
По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей
(теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени
занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной
платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей,
требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна
теряет накопленный человеческий капитал.
Если сравнить структуру рынка труда - объекта политики занятости в
развитых странах со структурой рынка труда, формирующегося в России,