Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа
Требования гибкости и адаптивности, разумной координации всех видов управленческой деятельности, предъявляемые сейчас к решению многочисленных производственных задач, привели к созданию матричной структуры.[1, стр 43]
Матричная организационная структура (англ. matrix organizational structure) предприятия базируется на принципе множественного (чаще всего, двойного) подчинения. С этой точки зрения она является противоположностью линейной оргструктуры, базирующейся на единоначалии.
1) Матричная структура управления. Её достоинства и недостатки____2
2) Определение процесса управления_____________________________8
3) Задача_____________________________________________________11
4) Тест_______________________________________________________15
5) Список литературы____________
СОДЕРЖАНИЕ
1) Матричная структура управления. Её достоинства и недостатки____2
2) Определение процесса управления____________________
3) Задача_____________________
4) Тест_______________________
5) Список литературы____________________
1.МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ. ЕЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ.
Требования гибкости и адаптивности, разумной координации всех видов управленческой деятельности, предъявляемые сейчас к решению многочисленных производственных задач, привели к созданию матричной структуры.[1, стр 43]
Матричная организационная структура (англ. matrix organizational structure) предприятия базируется на принципе множественного (чаще всего, двойного) подчинения. С этой точки зрения она является противоположностью линейной оргструктуры, базирующейся на единоначалии.
Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. [2]
Рис. 1. Принцип построения матричной организационной структуры [2]
Схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
При матричной структуре управления при определении горизонтальных
связей необходимы:
подбор и назначение
руководителя программы (
определение и
назначение ответственных
организация специальной службы управления программой.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение её долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.
Матричная структура, построенная
на основе принципа двойного подчинения
исполнителей: с одной стороны, непосредственному
руководителю функционального подразделения,
которое предоставляет персонал
и другие ресурсы руководителю проекта
(или целевой программы), с другой,
- руководителю временной группы, который
наделен необходимыми полномочиями
и несет ответственность за сроки,
качество и ресурсы. При такой
организации руководитель проекта
взаимодействует с двумя
Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием.
При такой структуре
Основополагающим принципом
в матричном подходе к
Это требование выполняется
здесь за счет того, что в матричной
структуре параллельно с
Эти проектные группы формируются
за счет специалистов подразделений, находящихся
на различных уровнях
Таким образом, главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.
Достоинствами матричной структуры являются:
-интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых проектов, программ;
-получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, программ, продуктов;
-значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата в результате формирования проектных (программных) команд, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними;
-вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по реализации организационных проектов и, прежде всего, по ускоренному техническому совершенствованию производства;
-сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне;
-усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект (программу) в целом, так и за его элементы;
-достижение большей гибкости и скоординированности работ, чем в линейно-функциональных и дивизиональных организационных структурах управления, т. е. лучшее и более быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды;
-преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом развитию функциональной специализации.
Недостатки матричной структуры:
-сложность матричной структуры для практической реализации, для ее внедрения необходима длительная подготовка работников и соответствующая организационная культура;
-структура сложна, громоздка и дорога не только во внедрении, но и в эксплуатации;
-она является трудной и порой непонятной формой организации;
-в связи с системой двойного подчинения подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам; в рамках этой структуры порождается двусмысленность роли исполнителя и его руководителей, что создает напряжение в отношениях между членами трудового коллектива компании;
-в рамках матричной структуры наблюдается тенденция к анархии, в условиях ее действия нечетко распределены права и ответственность между ее элементами;
-для этой структуры характерна борьба за власть, т. к. в ее рамках четко не определены властные полномочия;
-для данной структуры характерны чрезмерные накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств для содержания большего количества руководителей, а также порой на разрешение конфликтных ситуаций;
-мешает достижению высококачественных результатов двусмысленность и потеря ответственности;
-при использовании матричной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
-наблюдается частичное дублирование функций;
-несвоевременно принимаются управленческие решения; как правило, характерно групповое принятие решений;
-отмечается конформизм в принятии групповых решений;
нарушается традиционная
система взаимосвязей между
-в условиях матричной структуры затрудняется и практически отсутствует полноценный контроль по уровням управления;
-структура считается абсолютно неэффективной в кризисные периоды.[ 3]
Матричная форма организации управления в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства. Переход к матричной структуре управления рекомендуется, когда в рамках существующих структур невозможно решать поставленные задачи.[1, стр 44]
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления. [4]
Рис. 2 Цикл управления [4]
Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов — решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).
Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- частоте повторяемости
(случайные, повторяющиеся,
- производственному охвату
(для всей фирмы,
- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);
- ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);
- учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- сложности (простые и сложные).
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983 г.):
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности
(текущие уточнения области
- инновационные и определяющие решения. [4]
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2.Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения
с функционально 7.3. Утверждение решения |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности
принятого и реализованного |
Информация о работе Матричная структура управления, ее достоинства и недостатки