Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:39, реферат
Значение и задачи организационного проектирования. Механистическая и органическая организационные системы. Основные подходы к проектированию организационных систем (ОС). Суть и состав процессов, формируемых или происходящих в организации. Механизм проектирования ОС. Механизм внутреннего функционирования. Механизм отношений с внешней средой. Суть принципов последовательности и параллельности. Основные виды работ при создании ОС. Особенности формирования ОС в России и за рубежом. Эффективность организационных систем.
Введение 3
1. Системный подход к организационной деятельности 4
2. Социальная организация – сложная открытая, управляемая система с целенаправленным действием 9
3.Организация и государственная система 11
4. Внешняя и внутренняя среда прямого и косвенного влияния 12
5. Схема функционирования организационной системы 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Министерство образования и науки РФ
Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)
Негосударственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Омская
Социально-экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория организации
За … курс, … семестр
Форма контроля: экзамен
Выполнила:
Студентка 5 курса
Специальности: Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная
Карпенко Александра
Проверила: старший преподаватель, Черноножкина Н.В.
Оценка:______________________
“____”________________20___ г.
Омск 2013
Содержание
Система управления организацией — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей [3,56].
Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.
Понятие «система» – одно из центральных в научном познании окружающего мира, и теория управления широко использует такие понятия, как организационная система, система управления, системный подход, системный анализ и т.д. [15,24].
Первый развернутый вариант общей теории систем сформулировал Людвик фон Берталанфи в 1930-х гг. Отметим, что важный вклад в становление системных представлений в науке внес в начале XX в. наш соотечественник А.А. Богданов.
Система (греч. systema – целое, составленное из частей соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство[15,10].
Система управления – совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации, реализованных в конкретных организационных формах. В системе управления реализуются функции управления.
Система управления включает (рис.1)[15,12]:
-специалистов, объединенных в орган управления;
-используемый комплекс методов управления;
-совокупность связей;
-организационную и вычислительную технику;
-документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой.
Рис.1. Основные составляющие системы управления
Общий вид системы управления представлен на рис. 2[15,13].
Рис. 2. Общий вид системы управления
Система управления, как и любая система[15,14]:
Управление может
Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.
Рис. 3 Элементы системы управления [15,15]
В теории менеджмента организация определена как открытая система, целостностная, состоящая из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Управление организациями, которые являются стохастическими, направлено на поддержание равновесия и устойчивости в принципе неравновесных и неустойчивых систем, что исключает возможность использования заранее известного единственного варианта управляющего воздействия.
Основные внутренние переменные социально-экономической системы: цели, структура, задачи, технология, люди (рис. 4).[13,67]
Рис. 4. Взаимосвязь внутренних переменных организации
Таким образом, организация может рассматриваться как:
Рис. 5. Система «Ресурсы – продукция»
Системный подход в управлении организацией предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиции системного анализа, что означает:
Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.
Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.
Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.
Управленческое решение
регулирование
Корректировка
Рис. 6 Функции управления[15,16]
Все общие (основные) функции управления в организации должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления. Характерная особенность общих функций – их взаимопроникновение друг в друга.
Реализация каждой функции управления осуществляется в соответствии с принципами системного подхода (рис.7)[15,16].
Рис. 7. Принципы реализации функций управления
Помимо общих, выделяются также специализированные функции управления, обладающие специфическими характеристиками, индивидуальными для каждой конкретной организации.
Специальные (или конкретные) функции управления – это функции менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.
Каждая специальная функция включает виды работ, соответствующие общим функциям.
Организация – очень сложный механизм, у неё есть свой облик, культура, традиции, репутация. Организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать намеченным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ими управлять эффективно.
Таблица 1
Виды организационных систем
Производственные |
Торгово-сбытовые |
Финансовые |
Консультативные |
Инновационные Научно-технические Производство товаров Оказание услуг Производство потребительских товаров Производство потребительских услуг Информационные |
Торговые Торгово-закупочные Торгово-посреднические Товарные биржи |
Банки Страхование Аудит Лизинг Фондовые биржи |
Общее управление Администрирование Финансовое управление Управление кадрами Маркетинг Производство Информационные технологии Специализированные услуги |
Функционирование организации включает в себя все средства, с помощью которых различные виды деятельности распределяются между компонентами организации, а также координируются их действия [3,29].
Даже в самой небольшой и наименее формальной организации существует необходимость принятия решений о разделении работы. Организация должна обеспечить, чтобы все необходимые работы кем-то выполнялись, и ни одной из них не было пропущено, в то же время следует обеспечить, чтобы не возникало ситуаций, когда сотрудники соперничают между собой, пытаясь сделать одно и то же задание.
Управление в организации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. В целом можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей:
Первый – иерархическая структура предприятия (организации), где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации.
Главное внутри предприятия (организации) – работники, а за пределами – потребители продукции (услуги).
Системный подход в управлении организацией предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиции системного анализа, что означает:
Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные организации [1]. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей.
Эти организации отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенные из которых относятся к области управления ими (особенности принятия управленческих решений, порядок формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия требуют избирательного подхода к выбору ОПФ. Из этого следует, правильный выбор ОПФ является одним из направлений повышения эффективности производства.