Макиавелли и макиавеллизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.

Файлы: 1 файл

менеджемент.docx

— 59.08 Кб (Скачать)

абсолютистское  государство  создавалось   на   костях   обездоленных   масс

трудящихся,  обычно  не  принимаемых  во  внимание  апологетами  буржуазного

прогресса. Поэтому так важно подчеркнуть  социальную  природу  политического

учения  Никколо Макиавелли  и его историческую,  классовую ограниченность.

Имела место и гуманистическая критика  «слева»: таков смысл  открытой  резкой

полемики  против макиавеллизма  и  проповеди  «государственного  интереса»  в

сочинениях Т. Кампанеллы, исходившего в критике политического учения  автора

«Государя»  из  интересов  широких  масс  трудящихся,  оказавшихся   жертвой

первоначального накопления и  социального  гнета  в  рамках  абсолютистского

государства. 

Заключение 
 

Макиавелли  –  один  из  самых  трудных  для  понимания  и  истолкования

мыслителей. Не случайно уже  на  протяжении  четырех  с  половиной  столетий

вокруг  его основного произведения «Государь»  ведутся  полемические  бои,  а

его  доктрина  и   взгляды   спрессовались   в   резко   негативный   термин

«Макиавеллизм»  -  синоним  политического  коварства,  двуличия,  лицемерия,

предательства, жестокости и т.д.

Идеологи  относятся   к   личности   и   к   произведениям   Макиавелли

противоречиво. С одной стороны – резко  негативно, за то, что  он  беспощадно

и безжалостно  раскрывал механизмы политической власти, ее  средства,  задачи

и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи  и  своего  класса

до конца. С другой стороны из Макиавелли делают  политического  мыслителя  и

политического деятеля, мысли и дела которого якобы  пригодны во  все  времена

и во всех обстоятельствах.

Он первый  в  своем  роде  единственный  мыслитель  Эпохи  Возрождения,

который сумел достаточно определенно постичь  смысл  основных  тенденций  той

эпохи, смысл её политических  требований  и  устремлений,  сформулировать  и

изложить  их таким образом, что они  становились  не  просто  высказываниями,

максимами и афоризмами, а самым активным  способом  воздействовали  на  тех,

кто ещё  смутно ощущал эти требования, но стремился  к  преобразованию,  желая

увидеть новую Италию.

Макиавелли  впервые в истории отделил  политику от  морали  и  религии  и

сделал  её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими  ей  законами

и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика,  согласно

Макиавелли, есть символ веры человека,  и  поэтому  занимает  господствующее

положение в мировоззрении. Политическая идеология  Макиавелли  направлена  на

достижение  определённой политической цели - формирование коллективной  воли,

с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

Для нас  Макиавелли и его творчество  имеют,  прежде  всего,  конкретно-

историческую  и  культурную  ценность.  Будучи  одним  из  самых  крупных  и

замечательных  представителей  эпохи   возрождения,   Макиавелли   связывает

животворные традиции мысли и культуры с новым  временем и современностью.  Из

его произведений  перед  нами  предстает  вся  интеллектуальная,  социально-

политическая  картина  эпохи  Возрождения,  со  всеми  ее   гуманистическими

достижениями  и  конкретно-исторической   ограниченностью,   со   всеми   ее

противоречиями,  исканиями  и  борьбой.  На  его  произведениях,   возможно,

особенно  четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога  с

мыслителями прошлого и из осмысления прошлых  эпох рождается теория,  как  из

критически-творческого  освоения традиции  рождается  новаторство  и  как  из

ретроспективы  рассматриваемой  с  позиций  самых  фундаментальных  и  самых

острых  проблем современной жизни, вырабатывается  перспектива  исторического

развития. 
 
 

Список  использованной литературы 
 

1.  http://www.policy03.narod.ru/226.rar   -   Долгов   К.   Н.   «Гуманизм,

возрождение и политическая    философия  Никколо Макиавелли.» М., «Наука»,

1982 г.

2.   Макиавелли  Н. «Государь» М.: «Эксмо», 2003г.

3.  http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt - Никколо Макиавелли

«Рассуждения  о    первой  декаде Тита Ливия». 

Введение

1. Идея  лидерства

2. Идеи  относительности

3. Идея  круговорота форм управления

Заключение

Список  используемой литературы 

1. Идея  лидерства 

Жизнь Никколо Макиавелли пришлась на переломный период — рубеж XV —XVI веков: закончился четырехсотлетний этап поступательного развития Италии, глубокий кризис охватил механизмы власти и социально-экономическую структуру общества, мануфактурный капитал в результате постепенного спада производства уступает конкурентные позиции капиталу ростовщическому. На заре новой, капиталистической эры главную роль в экономической и политической драме играет торговая буржуазия. Политическая философия Макиавелли, как проекция эпохи полна антиномий, противоречий, неожиданных решений.

Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжеттса, оказали влияние на развитие менеджмента:

1)  авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;

2)  подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

3)  лидер должен обладать волей к выживанию;

4)  лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Макиавелли  учил правителя, стремящегося к успеху, согласовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбой), а во-вторых, с поведением подчиненных. Его учения содержат определенные советы, которым должен следовать руководитель, он рассуждает о любви, страхе, щедрости и проявлении других качеств в  управлении .

О лидерстве. Сила на стороне лидера, когда он учитывает психологию людей, знает  особенности их образа мыслей, нравственных привычек, достоинства и недостатки. Очевидно, что действиями людей, наряду с другими качествами, правит честолюбие. Но знать это еще недостаточно. Надо выяснить, кто именно честолюбивее и потому опаснее для власть придержащего: желающие сохранить то, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет.

Состоятельными двигает страх потерять то, что они накопили. Страх потери порождает в них те же страсти, которыми одержимы стремящиеся к приобретению, считает Макиавелли. Оба мотива власти, за которыми нередко прячется обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. Бедные жаждут приобретения точно так же, как и богатые, которым всегда кажется, что их обладание недостаточно обеспечено, если они не делают новых приобретений.

Богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся  завоевать ее, в принципе ведут  себя одинаково. Аморализм зависит  не от социального происхождения, он продиктован участием в борьбе за власть. «Сатанинский злодей» Цезарь Борджиа, которого Макиавелли считал идеальным руководителем, ведет себя ничуть не лучше «революционеров» из народа.

Сегодня мы знаем, что многие поколения политических лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти  принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» передаются генетическим путем? Или лидеры, добивающиеся или уже добившиеся власти, применяют  некие универсальные законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей? Ни одного научного исследования на подобную тему еще не проведено.

О власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь  таит в себе потенциальную опасность  для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто  эту власть уже имеет. Правитель, как персональное олицетворение  привилегий и силы, превращается в  цель для честолюбивых подданных. К  высшему посту в государстве  или компании тянется множество  рук, а дотянувшись, берут от власти по максимуму.

Свойство  стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует  в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться  ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении наверх зависит  не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств — деньги, связи, — чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок.

Имея  многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства.

«Богатое  честолюбие» опаснее «бедного», ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью  — богатствами и почестями.

О свободе. Наряду с властью несомненной  ценностью для людей обладает свобода. Она — такой же императив  человеческих поступков, как и власть. Если власть чаще стремятся захватить, то свободу — не потерять.

В «Рассуждениях  о Тите Ливии» Макиавелли спрашивает, кому лучше доверить охрану свободы  – тем, кто желает приобрести то, чего не имеет, или тем, кто хочет  удержать за собой уже приобретенные  преимущества?

Сравнивая исторические факты, он делает вывод  о том, что свободу республики правильнее доверить простым людям, а не дворянам. Последние одержимы желанием господствовать, а первые хотят всего лишь не быть угнетенными. Значит, они больше любят свободную  жизнь и имеют меньше средств для похищения свободы, чем дворяне.

Подтверждая свои выводы, флорентийский философ  многократно повторяет одну и туже мысль: человек может смириться с утратой власти или чести, смириться даже с потерей политической свободы, но не с утратой имущества.

Народ молчит, когда казнят сторонников  республики либо посягают на честь  ее вождей. Но народ восстает, когда  посягают на его имущество.

О страхе и любви. Правитель не ошибется, зная, что поведением людей руководят  два главных мотива — страх  и любовь. Поэтому тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим.

Любовь  очень тонка, а страх прочнее  и тверже. Она держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться  любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей.

Но разве  правитель знает наперед, кто  злой, а кто добрый? Ему надо быть трезвым реалистом, рассчитывая  на успех даже при самых неблагоприятных  обстоятельствах.

Информация о работе Макиавелли и макиавеллизм