Макиавелли и макиавеллизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.

Файлы: 1 файл

менеджемент.docx

— 59.08 Кб (Скачать)

обагрённые  кровью руки наместников святого  Петра,  кардиналы,  дерущиеся  за

власть  подобно стае диких псов, - вот  то, что было вполне обычным  для  того

времени. Те же, кто пытался бороться с  создавшимся  положением  вещей,  чаще

всего расставались со свободой, а то и  с самой жизнью.  В  качестве  примера

можно привести современника и земляка  Макиавелли –  Савонаролу.  Но  и  этот

борец за чистоту  Церкви  вряд  ли  являлся  человеком,  способным  привлечь

симпатии  такой личности  как  Никколо  Макиавелли  к христианской  религии:

узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо  сочетающаяся  с  проповедуемым

им христианским смирением,  -  человек,  наделённый  такими  качествами,  не

слишком подходил на роль идеального пастыря.

Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на  стороне

римской курии и заслужившим одобрение  и  почти  восхищение  Макиавелли,  был

Цезарь  Борджа,  хотя  нельзя  сказать,  что Борджа  не  преследовал личных

интересов,  а  сражался  только  за   идею   мирового   господства   Римской

Католической  церкви. И именно в этой личной заинтересованности,  в  огромной

энергии и воле, в государственном уме  Чезаре Борджа видел Макиавелли  залог

процветания страны, управляемой таким человеком.  Но  обстоятельства,  да  и

сама  судьба были против Борджа, хотя он был очень близок  к осуществлению

своих планов. И, кажется, именно эта неудача  как бы окончательно  определяет

отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие

было  вполне взаимным: уже в 1559  году  католическая  церковь  внесла  труды

Макиавелли  в  «Индекс  запрещенных  книг»,  хотя  политическими  принципами,

изложенными в них продолжала пользоваться. 
 
 

4. Политика  и мораль 
 

Таким образом, не  только  анализ   политики  отделен  и  освобожден  у

Макиавелли  от  религии,  но  и   сама   религия   оказывается   подчиненной

политическим  соображениям.  Анализ  общественных,  политических  проблем  у

Макиавелли  отделен от каких бы то  ни  было  теологических или религиозных

соображений. Политика  рассматривается  им  автономно,  как  самостоятельная

область человеческой деятельности, имеющая  свои  собственные  цели  и  свои

законы, независимо не только от религии, но и  от морали.  Было  бы,  однако,

неверно  рассматривать  политическое   учение   Макиавелли   как   проповедь

безнравственности.  Моральные  соображения  у  Макиавелли  всегда  подчинены

целям политики. Политическая деятельность,  т.е.  прежде  всего  создание  и

укрепление  государства,  имеет  единственный  собственный  критерий  оценки,

заключенный в  ней  самой:  критерий  этот  -  польза  и  успех,  достижение

поставленных  целей. Хорошим и благим флорентийский  секретарь  объявляет  все

что  содействует  укреплению  государства,  его  похвалы  удостаиваются   те

политические  деятели, которые добиваются успеха  любыми  средствами,  в  том

числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.

Государь  Макиавелли - герой его политического  трактата -  это  разумный

политик, применяющий на практике  правила  политической  борьбы,  ведущие  к

достижению  цели,  к  политическому  успеху.  Имея  в  виду  государственный

интерес, пользу правления, стремясь «написать  нечто  полезное»,  он  считает

«более  верным  искать  настоящей,  а не  воображаемой  правды  вещей».  Он

отвергает  распространенные  в  гуманистической  литературе   сочинения   об

идеальных государствах и идеальных государях,  отвечающих  представлениям  о

должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества,

никогда не виданные  и  о  которых  ничего  на  деле  не  было  известно»(2,

стр.90).  Цель автора «Государя» иная  -  практические  советы  фактическому

политику  ради достижения реального результата. Только с  этой  точки  зрения

Макиавелли  рассматривает  и  вопрос  о  нравственных  качествах  идеального

правителя - государя. Реальная политическая  действительность  не  оставляет

места для прекраснодушных мечтаний: «так  как, желая исповедовать  добро  во

всех  случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с  множеством  людей,

чуждых добру.  Из  чего следует, что государь,  если  он  хочет   сохранить

власть,  должен  приобрести  умение   отступать   от  добра  и  пользоваться

этим  умением смотря по надобности»(2, стр.90). Это не значит,  что государь

должен  нарушать нормы морали, но он должен использовать их  исключительно  в

целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на  практике

«не допускают  условия человеческой жизни», государь должен  добиваться  лишь

репутации добродетельного правителя  и  избегать  пороков,  особенно  таких,

которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра,  но

при надобности не чураться и зла»(2,  стр.97).  В  сущности,  Н.  Макиавелли

провозглашает  в  качестве  закона   политической   морали   правило   «цель

оправдывает  средства»:  «Пусть  обвиняют  его  поступки,  -  говорит  он  о

политическом деятеле, -  лишь бы оправдывали результаты, и он  всегда  будет

оправдан,  если  результаты  окажутся  хороши...»(1).  Однако   целью   этой

является,  по  Макиавелли,  вовсе  не  частный  личный  интерес   правителя,

государя, но общее благо, которое он  не  мыслит  вне  создания  сильного  и

единой национального государства. Если государство это выступает в книге о

государе в форме единоличного правления,  то  это продиктовано  не  выбором

автора  в пользу монархии в ущерб республике (превосходство  республиканского

образа  правления он обосновал в «Рассуждениях  на первую декаду  Тита  Ливия»

и  никогда  от  этой  не  отрекался),  а   потому,   что   современная   ему

действительность, европейская и итальянская, не давала  реальных  перспектив

создания  государства  в  республиканской  форме.   Республику   он   считал

порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как  наше  время

нельзя  рассчитывать,  чтобы  могло   быть   что-нибудь   доброе   в   такой

развращенной  стране, как Италия. Государь, о котором  идет  речь  в  знамени

той  книге,  не  наследственный  монарх-деспот,  а  «новый  государь»,  т.е.

человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения

поставленной  цели, после смерти правителя может  перейти и к  республиканской

форме правления. 
 
 

5. Макиавелли  и макиавеллизм 
 

Политическое  учение  Макиавелли  есть   учение,   впервые   отделившее

рассмотрение  политических проблем от религии  и  морали,  поставившее  целью

содействовать формированию  национальных  государств  абсолютистского  типа.

Оно  было  использовано  в  дальнейшем  идеологами  абсолютизма  и   вызвало

яростную  ненависть со стороны защитников  феодальных  устоев  и  феодального

порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли  те  политики,

которые  прикрывали  религиозными  и моральными  аргументами своекорыстную

классовую политику, именно те,  кто  положил  в  основу  своей  деятельности

практический  «макиавеллизм» - беспринципную  политику,  на  деле  попирающую

все и  всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических  целей.

Соотношение  между  действительным  учением  Макиавелли  и  «макиавеллизмом»

достаточно  сложно, Сформулировав  принцип  оправдания  средств,  применяемых

политиком, теми целями, которые он ставит перед  собой,  он  дал  возможность

достаточно  произвольного   истолкования   соотношения   целей   и   средств

политического  действия.  В  общих  чертах  можно  сказать,  что  чем   шире

социальная  база политики, чем более широким  слоям  отвечает  политика,  тем

меньше  в ней может остаться места  для «макиавеллизма» как тайной и  коварной

по своим  методам политической деятельности. И напротив, чем  уже  социальная

база, на которую опирается власть, чем  в  большей  мере  осуществляемая   ею

политика  противоречит общенародным интересам, тем в большей  мере  стремится

она прибегать  к  «макиавеллистской»  тактике  политической  борьбы.  Это  в

полной  мере относится и к классовой  борьбе в антагонистическом обществе.  «В

мышлении  Макиавелли в своем зародыше содержались  элементы  интеллектуальной

и  моральной  революции»(1),  -  отмечал  основатель  Итальянской  компартии

Антонио Грамши. «Макиавелли-революционер» - так  назвал  свою  статью  о  нем

современный марксистский исследователь творчества  флорентийского  секретаря

Дж.  Прокаччи.  Революционность Макиавелли  он   видит   в   антифеодальной

направленности  его  политической  теории  и  практики,  в  его   стремлении

опереться на народ, на самые прогрессивные  слои  тогдашнего  общества.  Его

«государь»  -  реформатор,  создатель  «нового  государства»,  законодатель,

выступает в качестве выразителя общенациональных интересов.  Революционность

политической  идеи Макиавелли - в  преодолении  феодальной   раздробленности,

олицетворяемой  не  только  феодальным  дворянством,  но  и партикуляризмом

городов-государств. 

Нельзя, однако, забывать, что при всей  своей  прогрессивности  национальное

Информация о работе Макиавелли и макиавеллизм