Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, реферат
Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строились новые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.
обагрённые кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся за
власть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для того
времени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще
всего расставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера
можно привести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этот
борец за чистоту Церкви вряд ли являлся человеком, способным привлечь
симпатии такой личности как Никколо Макиавелли к христианской религии:
узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемым
им христианским смирением, - человек, наделённый такими качествами, не
слишком подходил на роль идеального пастыря.
Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на стороне
римской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение Макиавелли, был
Цезарь Борджа, хотя нельзя сказать, что Борджа не преследовал личных
интересов, а сражался только за идею мирового господства Римской
Католической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромной
энергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджа видел Макиавелли залог
процветания страны, управляемой таким человеком. Но обстоятельства, да и
сама судьба были против Борджа, хотя он был очень близок к осуществлению
своих планов. И, кажется, именно эта неудача как бы окончательно определяет
отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие
было вполне взаимным: уже в 1559 году католическая церковь внесла труды
Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами,
изложенными
в них продолжала пользоваться.
4. Политика
и мораль
Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у
Макиавелли от религии, но и сама религия оказывается подчиненной
политическим соображениям. Анализ общественных, политических проблем у
Макиавелли отделен от каких бы то ни было теологических или религиозных
соображений. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная
область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои
законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, однако,
неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь
безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены
целям политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и
укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки,
заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение
поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все
что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те
политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том
числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.
Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный
политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к
достижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственный
интерес, пользу правления, стремясь «написать нечто полезное», он считает
«более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он
отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения об
идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о
должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества,
никогда не виданные и о которых ничего на деле не было известно»(2,
стр.90). Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому
политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения
Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального
правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет
места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во
всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей,
чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить
власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться
этим умением смотря по надобности»(2, стр.90). Это не значит, что государь
должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в
целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике
«не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь
репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких,
которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, но
при надобности не чураться и зла»(2, стр.97). В сущности, Н. Макиавелли
провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель
оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о
политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет
оправдан, если результаты окажутся хороши...»(1). Однако целью этой
является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя,
государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и
единой национального государства. Если государство это выступает в книге о
государе в форме единоличного правления, то это продиктовано не выбором
автора в пользу монархии в ущерб республике (превосходство республиканского
образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»
и никогда от этой не отрекался), а потому, что современная ему
действительность, европейская и итальянская, не давала реальных перспектив
создания государства в республиканской форме. Республику он считал
порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время
нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой
развращенной стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знамени
той книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», т.е.
человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения
поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканской
форме
правления.
5. Макиавелли
и макиавеллизм
Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее
рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью
содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа.
Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало
яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального
порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики,
которые прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную
классовую политику, именно те, кто положил в основу своей деятельности
практический «макиавеллизм» - беспринципную политику, на деле попирающую
все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей.
Соотношение между действительным учением Макиавелли и «макиавеллизмом»
достаточно сложно, Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых
политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность
достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств
политического действия. В общих чертах можно сказать, что чем шире
социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика, тем
меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной
по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная
база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая ею
политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится
она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы. Это в
полной мере относится и к классовой борьбе в антагонистическом обществе. «В
мышлении Макиавелли в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной
и моральной революции»(1), - отмечал основатель Итальянской компартии
Антонио Грамши. «Макиавелли-революционер» - так назвал свою статью о нем
современный марксистский исследователь творчества флорентийского секретаря
Дж. Прокаччи. Революционность Макиавелли он видит в антифеодальной
направленности его политической теории и практики, в его стремлении
опереться на народ, на самые прогрессивные слои тогдашнего общества. Его
«государь» - реформатор, создатель «нового государства», законодатель,
выступает в качестве выразителя общенациональных интересов. Революционность
политической идеи Макиавелли - в преодолении феодальной раздробленности,
олицетворяемой не только феодальным дворянством, но и партикуляризмом
городов-государств.
Нельзя, однако, забывать, что при всей своей прогрессивности национальное