Маастрихстские критерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Маастрихтские критерии — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное развитие экономики в рамках экономического и монетарного союза.
Финансовая сфера государства

Файлы: 1 файл

Маастрихтские критерии.docx

— 17.18 Кб (Скачать)

Маастрихтские критерии — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное развитие экономики в рамках экономического и монетарного союза.

Финансовая сфера государства

Дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3 % от ВВП. Долг правительственного сектора  должен быть менее 60 % от ВВП или приближаться к этому умеренным темпом.

Обменный курс

Государство должно не менее  двух лет участвовать в механизме  ERM2 и обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро.

Стабильность цен

Размер инфляции в стране не должен превышать более чем  на 1,5 процентных пункта средний уровень  трех стран-членов ЕС, достигших наилучших  результатов в сфере стабильности цен.

Процентные ставки по государственным облигациям

Долгосрочная процентная ставка по государственным облигациям страны сроком на 10 лет не должна превышать  больше, чем на 2 процентных пункта средний  уровень трех стран-членов ЕС, достигших  наилучших результатов в сфере  стабильности цен.

Правовой подход

Рассматривается мера самостоятельности  Центробанка и его интегрированность  в систему евро.

Кроме этих критериев, Европейская Комиссия и Европейский центральный банк могут при оценке желающего присоединиться к еврозоне государства учесть также результаты интеграции рынков, состояние и развитие платежного баланса, а также  спецрасходы на рабочую силу и развитие прочих ценовых индексов. Критерии стабильности финансовой сферы государства (дефицит бюджета и долг) страна должна будет выполнять и после обретения полноправного членства в Экономическом и монетарном союзе.

Критика Маастрихстских критериев

Многие экономисты критикуют  Маастрихстские критерии, так как, по их мнению, Еврозона не является оптимальным валютным пространством.

Несмотря на необходимость  поддержания стабильного уровня цен в рамках Еврозоны, между странами Европейского Валютного Союза существуют некоторые различия в уровнях  цен и заработных плат, что противоречит одному из критериев. Вследствие этого  возникает несовершенство конкуренции.

Страна, вступающая в валютный союз, теряет возможности проводить  автономную денежную политику. Соответственно, в случае роста государственной  задолженности у страны отсутствует  необходимость изменять внутреннюю процентную ставку, увеличение которой  должно было бы скомпенсировать инфляционные и девальвационные риски. Негативные последствия, возникающие на финансовых рынках ввиду увеличения долга, воздействуют не на страну-должника, а весь Европейский Валютный Союз.

При отказе от плавающего валютного  курса необходима ценовая эластичность внутри рассматриваемого региона. Внутренние шоки в рамках одной страны валютной зоны не оказывают влияния на весь валютный союз только в случае свободного перемещения факторов производства, в особенности рабочей силы. Если этого не происходит, то эффективнее  было бы использовать плавающие обменные курсы в регионе. И хотя Ирландия, Италия, Испания, Португалия и Греция не должны увеличивать процентные ставки в ответ на изменения их реального  обменного курса, это преимущество компенсируется тем, что конкурентоспособность  товаров этих стран падает. В случае автономной денежной политики внутренние шоки могли бы быть сглажены за счет изменения номинального обменного курса.

Согласно Маастрихтскому договору государственный долг страны не должен превышать 60% от ВВП, а бюджетный дефицит - 3 %. Эти две границы получены с учетом предпосылки о величине долгосрочного экономического роста на уровне 5% по следующей формуле:

 

 

Однако предпосылка об экономическом росте стран Еврозоны на уровне 5% является нереалистичной. Если исходить из того, что экономический  рост будет составлять хотя бы 2% в  год, то при бюджетном дефиците страны в размере 3% от ВВП, государственный  долг будет на уровне 150% от ВВП, что  является недопустимым показателем. Следовательно, при условии экономического роста  на уровне 2% дефицит государственно бюджета должен сократиться до 1,2%. Только в этом случае оба Маастрихтских  критерия могут быть выполнены. В  случае если обслуживание государственного долга превышает номинальный  прирост ВВП, то страна должна демонстрировать  профицит бюджета. В противном случае государственный долг будет увеличиваться.


Информация о работе Маастрихстские критерии