Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:29, реферат
Маастрихтские критерии — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное развитие экономики в рамках экономического и монетарного союза.
Финансовая сфера государства
Маастрихтские критерии — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное развитие экономики в рамках экономического и монетарного союза.
Финансовая сфера государства
Дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3 % от ВВП. Долг правительственного сектора должен быть менее 60 % от ВВП или приближаться к этому умеренным темпом.
Обменный курс
Государство должно не менее двух лет участвовать в механизме ERM2 и обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро.
Стабильность цен
Размер инфляции в стране
не должен превышать более чем
на 1,5 процентных пункта средний уровень
трех стран-членов ЕС, достигших наилучших
результатов в сфере
Процентные ставки по государственным облигациям
Долгосрочная процентная ставка по государственным облигациям страны сроком на 10 лет не должна превышать больше, чем на 2 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен.
Правовой подход
Рассматривается мера самостоятельности
Центробанка и его
Кроме этих критериев, Европейская Комиссия и Европейский центральный банк могут при оценке желающего присоединиться к еврозоне государства учесть также результаты интеграции рынков, состояние и развитие платежного баланса, а также спецрасходы на рабочую силу и развитие прочих ценовых индексов. Критерии стабильности финансовой сферы государства (дефицит бюджета и долг) страна должна будет выполнять и после обретения полноправного членства в Экономическом и монетарном союзе.
Критика Маастрихстских критериев
Многие экономисты критикуют Маастрихстские критерии, так как, по их мнению, Еврозона не является оптимальным валютным пространством.
Несмотря на необходимость поддержания стабильного уровня цен в рамках Еврозоны, между странами Европейского Валютного Союза существуют некоторые различия в уровнях цен и заработных плат, что противоречит одному из критериев. Вследствие этого возникает несовершенство конкуренции.
Страна, вступающая в валютный союз, теряет возможности проводить автономную денежную политику. Соответственно, в случае роста государственной задолженности у страны отсутствует необходимость изменять внутреннюю процентную ставку, увеличение которой должно было бы скомпенсировать инфляционные и девальвационные риски. Негативные последствия, возникающие на финансовых рынках ввиду увеличения долга, воздействуют не на страну-должника, а весь Европейский Валютный Союз.
При отказе от плавающего валютного курса необходима ценовая эластичность внутри рассматриваемого региона. Внутренние шоки в рамках одной страны валютной зоны не оказывают влияния на весь валютный союз только в случае свободного перемещения факторов производства, в особенности рабочей силы. Если этого не происходит, то эффективнее было бы использовать плавающие обменные курсы в регионе. И хотя Ирландия, Италия, Испания, Португалия и Греция не должны увеличивать процентные ставки в ответ на изменения их реального обменного курса, это преимущество компенсируется тем, что конкурентоспособность товаров этих стран падает. В случае автономной денежной политики внутренние шоки могли бы быть сглажены за счет изменения номинального обменного курса.
Согласно Маастрихтскому договору государственный долг страны не должен превышать 60% от ВВП, а бюджетный дефицит - 3 %. Эти две границы получены с учетом предпосылки о величине долгосрочного экономического роста на уровне 5% по следующей формуле:
Однако предпосылка об
экономическом росте стран