Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Прежде чем говорить о лояльности персонала и его формировании, рассматривать особенности и цели этого процесса, обратимся к сути понятия «лояльность». В самом общем смысле, лояльность трактуется как чувство преданности и позитивный настрой по отношению к кому/чему-либо. Когда же речь идёт об отношении сотрудников к фирме-работодателю, лояльность выражается в желании работать эффективнее, стремлении соответствовать принципам компании, активно содействовать достижению её целей. Поэтому руководство предприятий, нацеленных на успешную деятельность в долгосрочном периоде, обязательно задумывается о программе формирования лояльности персонала как о ключевом моменте кадровой политики. В свое время один из топ-менеджеров «General Electric», Джек Уэлч дал следующее простое, но ёмкое объяснение: «Лояльный персонал — это команда единомышленников, приверженных целям и ценностям моего предприятия и готовых на многое ради его процветания».
1. Общее понятие лояльности персонала
2. Факторы формирования лояльности персонала
3. Лояльность сотрудника
4. Уровни лояльности персонала
5. Формирование лояльного персонала
Некоторые из вопросов анкеты были продублированы в разных формулировках таким образом, чтобы в одном случае «лояльный» ответ звучал «да», а в другом – «нет».
Проверочные функции для оценки достоверности ответов выполняли вопросы, отдельно сформулированные для каждого уровня (знаний, эмоционального и поведенческого) по каждой из трех составляющих лояльности. Выявлялась и анализировалась их несогласованность.
Использование
проективных методов также
При сообщении целей исследования испытуемым не сообщались его истинные задачи. Весь опрос проводился в анонимной форме.
Опросник ОЛП состоит из 36 вопросов: по 12 вопросов для оценки каждой составляющей, в каждой из которых отдельно оценивается уровень знания, эмоционального восприятия и готовности к определенному поведению. При конструировании опросник прошел экспертную проверку. В качестве экспертов выступили психологи (преподаватели и научные сотрудники ИП РАН) и студенты, получающие второе высшее образование и являющиеся сотрудниками различных организаций. В ходе проверки эксперты оценивали соответствие вопроса цели и содержанию блока, а также четкость формулировки вопросов.
Итоги опроса
На высшем уровне идентификация проявляется как отождествление себя с организацией, ощущение своей причастности. Сотрудник знает и разделяет цели организации. В ситуациях выбора между своими интересами и интересами компании приоритет отдается последним. Сотрудник совершает осознанные действия в интересах компании. Уверен в действиях организации и готов выступить поручителем в исполнении обязательств (например, при работе с клиентами).
Каждая составляющая выражается у человека на уровне знания, эмоционального восприятия и готовности действовать определенным образом, в зависимости от степени его лояльности.
Проведенное исследование
показало, что лояльность – феномен
многоуровневый и динамический. Это
подвижное и изменчивое состояние,
детерминированное как
В зависимости от степени выраженности составляющих и их согласованности было выделено 4 группы лояльного отношения: высокий, средний, низкий, несогласованный.
Наиболее полно удалось описать высокий и средний тип. Что касается несогласованного типа, то в эту группу были отнесены сотрудники, в ответах которых присутствуют несостыковки и противоречия. Полученные данные трудно интерпретировать, ведь противоречия могут быть следствием обмана или ряда индивидуальных личностных проявлений сотрудника.
Каждая составляющая лояльности у сотрудников с разным типом отличается не только по количественной выраженности, но имеет содержательную специфику.
Особенности эмоциональной расположенности к организации удалось выявить, сравнивая цветовые ассоциации по отношению к организации, своему отделу и руководителю у сотрудников разных типов лояльности. Так, например, сотрудники высокого типа для обозначения организации чаще выбирают цвета из группы «приятных» (к этой группе относятся цвета, которые в соответствии с методикой Люшера, названы сотрудником как приятные для восприятия). У сотрудников среднего типа значительно выше количество выборов из группы «индифферентных» цветов.
Характер эмоциональной расположенности по отношению к организации в целом или отделу имеет разные проявления внутри одного типа лояльности. Так, сотрудники среднего типа чаще выбирают «приятные» цвета для обозначения отдела, а не организации в целом, что связано с диапазоном их представлений об организации. Их интересы распространяются только на ближайшее окружение и, скорее, связаны с решением межличностных проблем, обеспечением комфортного состояния в коллективе, чем задач компании. В высоком типе сотрудники чаще ассоциируют организацию и свой отдел с одним и тем же цветом. Они воспринимают компанию как единое целое и, соответственно, распространяют свое эмоциональное отношение на всю систему. Для них часто организация ассоциируется с семьей.
Возможно, отношение
к организации связано с
Интересно, что в группе высокой лояльности организация чаще ассоциируется с синим (31,25%) и зеленым (22%) цветом (100% – сотрудники высокого типа). Семантическое значение синего цвета раскрывается через понятия «высокая моральная оценка», семантика зеленого цвета – «уважение, надежность». В среднем типе возрастает количество выборов серого цвета (20%), что свидетельствует о тревожности, и фиолетового цвета (20%), семантика которого выявляет неискренность.
Сравнение цветовых ассоциаций по отношению к понятиям «организация», «руководитель», «мой отдел» (см. Рисунок) показывает, что у сотрудников высокого типа различия в восприятии руководителя, отдела и организации в целом имеют более сглаженный характер. В то время, как у сотрудников среднего типа количество выборов «приятных» ассоциаций для отдела и руководителя существенно выше, чем для организации в целом. Причем личность руководителя воспринимается примерно одинаково позитивно в каждом типе.
Причина такой изменчивости отношения к разным объектам – «организация», «руководитель», «отдел» – кроется в особенностях идентификации сотрудников и специфики этих объектов. У сотрудников высокого типа она происходит с организацией в целом, где руководитель выступает неотъемлемой частью. А в среднем типе уровень лояльности поддерживается за счет межличностных отношений в непосредственной рабочей группе.
Одним из наиболее интересных результатов является взаимосвязь лояльности персонала с готовностью к преодолению трудностей и интернальностью.
Общая интернальность характеризует человека как субъекта, верящего в свои силы (интернал), либо в силы, управляющие его жизнью извне (экстернал). Решающее значение такие различия приобретают в проблемных ситуациях.
В высоком типе больше сотрудников – интерналов. Поскольку наибольшую актуальность лояльность персонала приобретает именно в кризисные периоды, можно предположить, что сотрудник с экстернальным локусом контроля всю ответственность за кризис возложит на организацию. Его позиция будет иметь обвинительный характер с большей вероятностью, чем у интернала.
Сотрудник с
высокой интернальностью в
Понимание качественных
изменений лояльности дает возможность
не только диагностировать текущее состояние
лояльности, но и прогнозировать ее. Именно
в этом направлении ведутся дальнейшие
исследования.
Заключение
Природа лояльности кроется в признании и уважении авторитета фирмы и ее руководителей, причем эти чувства основаны на вполне конкретных надеждах и убеждениях персонала. Сотрудники должны быть уверены, что их лояльность будет по достоинству оценена сверху. Иными словами, достаток, социальная защита и карьерные перспективы персонала должны быть адекватны уровню его ответственности и уважения к фирме.
Английские специалисты установили, что уход служащего делает компанию беднее на 4 тыс. фунтов, а решение о смене места работы, принятое менеджером среднего звена, обходится ей в 6–7 тыс. фунтов. Обратим внимание, что эти подсчеты сделаны для государственных структур. В частных компаниях убытки от прощания с сотрудниками могут быть намного больше. В России, по данным социологических опросов, примерно 2/3 работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя осуществить этот шаг способны далеко не все.
Лояльность
персонала максимально
Сотрудник
не бывает изначально лоялен к организации,
в которую только что пришел. Он становится
преданным, если компания демонстрирует,
что она этого стоит. В то же время, чувство
гордости за достижения компании, ее перспективу
всегда сопровождается желанием принадлежать
именно к этой группе, а не к другой, а также
стремлением обладать тем же потенциалом,
который сосредоточен именно здесь, а
не в другом месте. В социологии существует
понятие «референтная группа» - сообщество,
к которому индивид стремится принадлежать
и на которое ориентируется в своём поведении.
Персонал компании – это тоже сообщество,
которое может стать референтной или,
как ещё говорят, «эталонной» группой
для будущих сотрудников фирмы, если преимущества
принадлежности к данной команде будут
очевидны. Так лояльность персонала помогает
компании лучше выглядеть на рынке труда.
1. Барков С.А. «Социология организаций», МГУ, 2004г.
2. Жолобова Е. «Компании ищут путь к сердцу сотрудников через их семьи» / «Деловой Квартал» № 13 (32) от 9 июля 2007г.
3. Шипилова
О. «Лояльность персонала —
необходимое условие
4. Симпсон
С. , Туркин С. «Социальное
5 Изотов
В. «Лояльность персонала», «Работа
и зарплата» (http://www.