Люди как элемент организации поведение, власть, лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:54, доклад

Краткое описание

Рассматривая внутренние переменные организации, мы выделили элемент, который получил название "люди". Когда мы говорим об организации, то у нас возникает перед глазами, прежде всего, здание, начиненное соответствующим оборудованием, продукция, которую данная организация выпускает, и многое другое, имеющее отношение к организации. Лишь во вторую очередь понятие «организация» ассоциируется с работающими людьми. Но, опять же, этот элемент нами воспринимается как некая абстрактная группа людей, работающих вместе и получившая название "персонал предприятия".

Оглавление

Человек - главный элемент организации
Власть как элемент влияния
Руководство и лидерство в системе управления
Список литературы

Файлы: 1 файл

Люди как элемент организации поведение, власть, лидерство.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

Модель функционального руководства Адаира направлена на развитие умения руководить. Она базируется на основополагающем предположении, что задача руководителя состоит в том, чтобы совместить потребности отдельного работника, группы и задания в одно продуктивное целое с учетом ситуации, в которой они находятся. Такой стиль руководства должен использоваться при выполнении руководителем всех общих функций управления. Ситуация же рассматривается в процессе анализа четырех факторов:

  • организационной структуры управления;
  • технологии выполнения работ;
  • системы контроля;
  • культуры организации.

Теория жизненного цикла  Херси-Бланшар утверждает, что самые эффективные стили руководства зависят от "зрелости" исполнителя. Зрелость, по мнению авторов, не категория возраста, а способность отдельных лиц или групп нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении определенной задачи, которую надо выполнить. Эти параметры позволяют руководителю определить сравнительную зрелость конкретного лица или группы и выбрать соответствующий стиль руководства. Предлагается четыре стиля руководства:

  • давать указания. Этот стиль предполагает, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - на человеческие отношения. Он применяется в случае, когда подчиненные имеют низкий уровень зрелости;
  • предлагать - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения; подчиненные имеют желание принять на себя ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости;
  • участвовать - стиль, который характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. Стиль руководства, в большей степени ориентированный на человеческие отношения, и в малой - на задачу. Подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания, поэтому необходимо давать инструкции подчиненным, которые разъясняют, что им делать;
  • делегировать - предусматривает стиль руководства, при котором руководитель позволяет подчиненным действовать самим. Этот стиль характеризуется высокой степенью зрелости.

Модель принятия решений  руководителем Врума-Йеттона базируется на том, что имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.

Модель руководства, ориентированного на реальность Аргириса, основана на трех нормах поведения:

  1. действуйте на основе правильной информации и будьте открыты для ее получения;
  2. действуйте после свободного и информированного выбора, в котором принимают участие люди, соответственно компетентные;
  3. порождайте внутреннюю причастность к выбору с контролем выполнения и готовностью к изменениям.

Руководители, которые действуют  согласно этой модели, не будут занимать защитную позицию. Они ищут возможные  варианты вклада, который могут внести другие компетентные люди.

Оценка стилей лидерства

Проведя краткий обзор  процесса руководства в системе  менеджмента, нетрудно заметить, что  для проявления индивидуальных особенностей человека, власти и лидерства необходим  гибкий подход к установлению отношений  между руководителем и подчиненными. В процессе руководства всегда участвует  как минимум два человека -руководитель и подчиненный. Согласие на взаимное сотрудничество имеет разную мотивирующую основу. Руководитель является лидером  в соответствии с занимаемой должностью и имеет, как минимум, законную власть. Он на законных основаниях имеет возможность  влиять или воздействовать на подчиненного для изменения поведения последнего в интересах организации. Подчиненный, в силу действия индивидуальных характеристик, соглашается или не соглашается на влияние руководителя, ограничивая отношения с руководителем на уровне законного воздействия.

Руководство, в принципе, ситуативное. Поэтому власть и лидерство  как сопутствующие элементы руководства  могут быть использованы только применительно  к конкретной ситуации. Различные  ситуационные модели лидерства подтверждают необходимость применения гибкого  подхода к руководству. Руководитель не может добиться эффективного руководства, используя один и тот же стиль  лидерства. Одного знания сущности ситуации руководителю для оказания влияния  на подчиненного недостаточно. Чтобы  точно выбрать необходимый стиль  лидерства, руководитель должен оценить  ситуацию, хорошо представлять способности  и интересы каждого подчиненного и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации, которой он обладает. Более  того, даже хорошо представляя себе все вышесказанное, руководителю очень  легко допустить ошибку в суждениях  о ком-то из подчиненных.

Руководитель, который хочет  работать эффективно, должен научиться  пользоваться всеми источниками  власти, применять разнообразные  стили лидерства, умело использовать методы и типы влияния, наиболее подходящие для руководства конкретными  людьми и в конкретной ситуации. Поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности. Лидерство является в  определенной мере искусством и в  тоже время даром божим, которым наделен руководитель. Однако при соответствующей подготовке и желании руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации и реальности.

 

Список литературы

 

  1. Мартыненко Н.М. «Основы менеджмента». К., 2003.
  2. Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления.М., 2005.
  3. Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.М, 1998.
  4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.М, 2002.
  5. Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.М, 1996.
  6. История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.М., 1997.

Размещено на Allbest

 


Информация о работе Люди как элемент организации поведение, власть, лидерство