Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:54, доклад
Рассматривая внутренние переменные организации, мы выделили элемент, который получил название "люди". Когда мы говорим об организации, то у нас возникает перед глазами, прежде всего, здание, начиненное соответствующим оборудованием, продукция, которую данная организация выпускает, и многое другое, имеющее отношение к организации. Лишь во вторую очередь понятие «организация» ассоциируется с работающими людьми. Но, опять же, этот элемент нами воспринимается как некая абстрактная группа людей, работающих вместе и получившая название "персонал предприятия".
Человек - главный элемент организации
Власть как элемент влияния
Руководство и лидерство в системе управления
Список литературы
Содержание
1. Человек - главный элемент организации
Рассматривая внутренние переменные организации, мы выделили элемент, который получил название "люди". Когда мы говорим об организации, то у нас возникает перед глазами, прежде всего, здание, начиненное соответствующим оборудованием, продукция, которую данная организация выпускает, и многое другое, имеющее отношение к организации. Лишь во вторую очередь понятие «организация» ассоциируется с работающими людьми. Но, опять же, этот элемент нами воспринимается как некая абстрактная группа людей, работающих вместе и получившая название "персонал предприятия".
Термин "персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. Коллектив состоит не из абстрактной массы людей, работающих совместно, а из конкретных личностей с их неповторимыми характерами, запросами, поведением, переживаниями. К персоналу принято относить всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции. Труд людей, работающих в организации, разноплановый. Его содержание зависит от рабочего места, которое занимает тот или иной работник организации. Весь коллектив организации принято делить на две категории: рабочие и служащие. Следовательно, одни конкретные люди занимают посты руководителей, менеджеров различных уровней, а другие - специалистов и рабочих разных специальностей и квалификаций.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Эта категория людей относится к работникам физического труда.
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления организацией с использованием преимущественно умственного труда. Управленческий персонал принято делить на руководителей, менеджеров и специалистов.
Следует дать определение этим понятиям, поскольку в существующей литературе имеют место разные терминологические взгляды.
Что касается термина "руководитель", то на первый взгляд он более чем понятен. Однако на практике это не так, поскольку этот термин используется в разных, не всегда правильных значениях. С этим понятием связаны взгляды на должность в структуре аппарата управления, функциональной областью деятельности, статусом лица, уровнем управления, сферой подчинения и т. п.
Руководитель - это статус лица, которое руководит кем-либо или чем-либо и которое наделено полномочиями распоряжаться ресурсами организации и принимать решения об их использовании. Видами деятельности руководителя являются общие функции управления. Руководители в системе управления организацией играют определенные роли. В зависимости от масштаба роли различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений в целом по объекту управления, и функциональных руководителей, отвечающих за реализацию решений в определенных функциональных видах деятельности.
Статус руководителя определяется уровнем должности, которую он занимает в структуре аппарата управления организацией. По этому признаку различают руководителей высшего уровня управления (директор и его заместители), среднего уровня (начальники структурных подразделений и цехов) и нижнего уровня (начальники участков и мастера).
Руководитель - это всегда субъект управления, практические действия которого связаны с организацией деятельности подчиненных, совокупный труд которых направлен на достижение поставленных целей. Руководители среднего и низшего уровней также играют роли исполнителей, т. е. объектов управления.
Важно для изучения роли руководителя рассмотреть понятие "руководство". В литературе довольно часто термин руководство рассматривается как объединяющая функция управления, которая пронизывает все общие функции. С таким представлением трудно согласиться. Функция управления по своему содержанию представляет вид деятельности. Например, деятельность по планированию, контролю, организации и др. Одна функция отличается от другой лишь по тому, что ей присущи конкретные задачи управления. Так, деятельность руководителя, осуществляющего планирование, отличается от деятельности по стимулированию.
Менеджер - это человек, обладающий специальными знаниями и умениями, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области получения желаемых результатов.
Специалист - это человек, не обладающий полномочиями принятия управленческих решений, но являющийся экспертом в определенной функциональной области деятельности и оказывающий помощь руководителям в подготовке к принятию решения.
Специалистов можно
С точки зрения менеджмента, людей, работающих в организации, можно рассматривать с двух сторон:
Руководитель, менеджер, специалист
и рабочий, являясь субъектами и
объектами управления, в организации
представляют собой, прежде всего, личности
с индивидуальными
Общая характеристика руководства
Руководство следует рассматривать
как процесс воздействия на человека
с целью привлечения его к
труду для получения
Руководство как процесс привлечения и приспособления людей к труду представляет собой раскрытие и развитие человеческих способностей эффективно выполнять конкретную работу. Этим руководитель обеспечивает объединение (синтез) разделенного (специализированного) труда для достижения конкретного совместного результата. В этом процессе человек будет вести себя в зависимости от потребностей, которые в данный момент для него являются наиболее важными. Так, проявление у подчиненных естественных потребностей позволяет руководителю привлечь их к труду. Если у человека преобладают социогенные потребности, то это значит, что руководитель может регулировать его поведение. Запросы личности определяют ее поступки. Следовательно, если руководитель намерен оказывать воздействие на данную личность, то ему необходимо использовать индивидуальный подход.
Индивидуальный подход
Человеческая активность обусловлена не только естественными и социальными потребностями, но и запросами личности, которые сказываются на поступках человека.
Индивидуальная система поступков зависит от проявления личностных черт или характеристик. Умение руководителя заметить индивидуальные характеристики конкретного человека позволяет ему использовать личностные качества для более эффективного труда работника.
Итак, перед нами довольно
пестрая картина: в одних и
тех же перечислениях перемешаны
черты личности (руководителя, менеджера,
рабочего), поведенческие проявления,
деловые качества, умения и т. д. Разобраться
во всем этом непросто. Однако сделаем
попытку изучить поведение
Ситуационный подход выделяет три основных аспекта человеческой деятельности в производственной организации:
Организация любого размера
состоит из нескольких групп. По определению
Марвина Шоу, "группа - это два
лица или более, которые взаимодействуют
друг с другом таким образом, что
каждое лицо оказывает влияние на
других и одновременно находится
под влиянием других лиц". Группы
образуются вследствие закономерного
горизонтального и
Группа руководителя (командная группа) состоит из собственно руководителя и его непосредственных подчиненных, которые также могут быть руководителями последующего уровня.
Производственная (рабочая) или целевая группа обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием.
Комитет - это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. К ним относятся комиссии, советы, команды, имеющие право на групповое принятие решений и осуществление действий.
Эти взаимозависимые группы образуют организацию как систему. Следовательно, эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение.
Созданные формальные группы становятся социальной средой, где люди начинают взаимодействовать не только по предписаниям, но и под действием других факторов.
На основе социальных взаимоотношений
рождается множество
Неформальные организации, подобно формальным, в которых они существуют, содержат в себе одинаковые элементы: иерархию, лидеров, цели, задачи, нормы поведения (неписаные правила), систему поощрений и санкций.
Однако механизмы действия людей в формальных и неформальных организациях различны.
Структура формальной организации и штатный состав ее работников создаются на основе проектов, в то время как эти же элементы в неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. В основе формирования неформальных групп лежат вторичные потребности человека: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, общение, симпатии, успех, власть. Эти эмоциональные потребности являются причинами объединения людей, работающих в формальных организациях, в неформальные организации. Именно неформальные организации являются местом проявления власти подчиненных и лидерства неформальных руководителей.
Влияние, оказываемое на человека при помощи власти или лидерства со стороны неформальной группы, имеет большую силу по сравнению с формальной организацией. Поэтому управление неформальной организацией для достижения общей цели организации имеет чрезвычайно важное значение. Подобно многим другим факторам, действующими области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменте
2. Власть как элемент влияния
Индивидуальные характеристики
и поведение людей в
Информация о работе Люди как элемент организации поведение, власть, лидерство