1.3 Эффективное лидерство
и лидерские качества
Стоит перечислить
лидерские качества, необходимые
ему (лидеру) для эффективного управления.
Ниже приведена таблицы, составлены
согласно теории лидерских качеств(Таблица
3).
Таблица 3.Лидерские качества
|
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные умения |
|
Ум и логика
Рассудительность
Проницательность
Оригинальность
Концептуальность
Образованность
Знание дела
Речевая развитость
Любопытство
Интуитивность |
Инициативность
Гибкость
Бдительность
Созидательность и творчество
Честность
Личностная целостность
Смелость
Самоуверенность
Уравновешенность
Независимость
Самостоятельность
Амбициозность
Потребность в достижениях
Настойчивость и упорство
Энергичность
Властность
Работоспособность
Стремление к превосходству
Участливость |
Умение заручаться поддержкой
Умение кооперироваться
Умение завоевать популярность
и престиж
Такт и дипломатичность
Умение брать на себя
риск и ответственность
Умение организовывать
Умение убеждать
Умение менять себя
Умение быть надежным
Умение шутить и понимать
юмор
Умение разбираться
в людях |
|
|
|
|
|
Приведенная
выше таблица качеств лидера несовершенна,
т.к. перечень потенциально важных лидерских
качеств практически бесконечен.
Хотя она и отражает, по сути, идеальную модель лидера.
Практика
показывает, что ни один фактор не обеспечивает
большую выгоду и пользу для организации,
чем эффективное лидерство.
Лидеры нужны
для определения целей и задач,
для организации, координации, обеспечения
межличностных контактов с подчиненными и выбора
оптимальных, эффективных путей решения
тех или иных проблем. Очевидно, что организации,
где наличествуют лидеры, могут достичь
всего этого гораздо быстрее, чем организации
без лидеров.
Лидерство определяют
как процесс социального влияния, при котором лидер
ищет добровольного участия подчиненных
в деятельности по достижению организационных
целей; или как процесс оказания влияния
на групповую активность, которое направлено
на достижение целей.
Лидерство можно
определить как тип управленческого взаимодействия,
основанный на наиболее эффективном для
данной ситуации сочетании различных
источников власти и направленный на побуждение
людей к достижению общих целей. Из этого
определения следует, что лидерство является
функцией лидера, последователей и ситуационных
переменных.
2 Лидерство как управление
2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства
Влияние, которое
оказывает лидер на группу, во многом
похоже на тот тип поведения, которому
он придерживается.
Исследователи
пришли к выводу, что существует два типа поведения
лидеров: поведение, ориентированное на
персонал, при котором принимаются во
внимание социальные отношения, эмоциональное
состояние и потребности работников группы;
поведение, ориентированное на производительность,
при котором основное внимание уделяется
производительности рабочей группы и
контролю над тем, чтобы работа была выполнена.
Результатами
поведения руководителя, ориентирующегося
на персонал, являются: получение высокий
социальной и эмоциональной отдачи
от членов группы, удовлетворение потребностей
членов группы, создание благоприятного
морального климата, получение более высоких
результатов во всех сферах деятельности,
чем у руководителя, ориентированного
на производительность.
Руководители,
ориентирующиеся на производительность, добиваются большего
повышения уровня производительности.
Исследователи предполагают, что это -
результат кратковременный, и руководитель,
ориентированный на персонал, может добиться
более высоких результатов в долгосрочной
перспективе.
Учитывая тот факт, что все люди, в
том числе и лидеры, разные и совершенно
по разному ведут себя, можно выделить
несколько типов лидерства.
Таблица 4. Типы лидерства
|
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА |
|
«Патриархальный повелитель» |
Лидер в образе строгого, но любимого
отца, он способен подавить или вытеснить
отрицательные эмоции и внушить людям
уверенность в себе. Его выдвигают на основе
любви и почитают. |
|
«Вожак» |
В нем люди видят выражение, концентрацию
своих желаний, соответствующих
определенному групповому стандарту.
Личность вожака - носитель этих стандартов.
Ему стараются подражать в группе. |
|
«Тиран» |
Он становится лидером, потому что
внушает окружающим чувство повиновения
и безотчетного страха, его считают
самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая,
авторитарная личность, его обычно
бояться и подчиняются ему. |
|
«Организатор» |
Он выступает для членов группы
как сила для поддержания «Я -
концепции» и удовлетворения потребности
каждого, снимает чувство вины и
тревоги. Такой лидер объединяет
людей, его уважают. |
|
«Соблазнитель» |
Человек становится лидером, играя
на слабостях других. Он выступает в роли
«магической силы», давая выход во вне
подавленным эмоциям других людей, предотвращает
конфликты, снимает напряжение. Такого
лидера обожают и часто не замечают всех
его недостатков. |
|
«Герой» |
Жертвует собой ради других, такой
тип проявляется особенно в ситуациях
группового протеста - благодаря его
храбрости другие ориентируются
на него, видят в нем стандарт
справедливости, он увлекает людей. |
|
«Дурной пример» |
Выступает как источник заразительности
для бесконфликтной личности, эмоционально
заражает других. |
|
«Кумир». |
Влечет, притягивает, положительно заражает
окружение, его любят, боготворят и
идеализируют. |
|
«Изгой». |
Они, по существу, антилидеры, они являются
объектом агрессивных тенденций,
благодаря которым развиваются групповые
эмоции.
Часто группа объединяется для борьбы
с антилидером - стоит ему исчезнуть,
как группа начинает распадаться, так
как пропал общегрупповой стимул. |
|
«Козел отпущения». |
|
|
|
|
|
Зная вышеприведенные типы лидерства,
можно не только определить какой тип
существует в данной организации, но и
возможные варианты поддержки или борьбы
с ним.
2.2 Лидерство как стиль управления
современной компанией
Лидерство в
классическом варианте рассматривается
как особое качество, модель поведения человека
или компании, обеспечивающие передовые
позиции. В результате возникло отношение
к лидерству как к новой модели управления,
способной обеспечить выживание компании
в условиях изменений.
Современные тенденции
в изучении проблем и формировании
моделей управления организациями явно
свидетельствуют об определенной эволюции
в понимании основных механизмов, влияющих
на конкурентоспособность компании.
Таким образом, можно выделить
как минимум две черты новой
системы управления:
1. Обеспечение инновационного
поведения сотрудников компании.
2. Обеспечение воспроизводства
лидеров на всех уровнях организации.
При такой интерпретации
понимание роли лидера в организации
требует некоторого пересмотра. Условие
присутствия лидеров на всех уровнях
организации означает наличие лидера-грузчика,
лидера-швеи-мотористки, лидера-продавца
и т.д.
Можно обратиться
к практикам - руководителям компаний,
которые заказывают тренинги лидерства
для своих сотрудников, и задать
им вопрос: как должно измениться поведение
сотрудников после прохождения
ими такого тренинга? Наиболее часто
встречаемый ответ: ожидаем инновационного поведения,
то есть хотим, чтобы сотрудники без указания
сверху не просто хорошо исполняли инструкции
и должностные обязанности, а думали, анализировали,
как можно работать эффективнее. Идея
узнаваема. Все идеи не новы, более того,
уже как методы хорошо простроены, но примеров
их реализации меньше, чем хотелось бы.
В чем причина? Самые красивые идеи управления
упираются в обычный человеческий фактор,
в скучное позевывание простого сотрудника
«а мне это надо?», не решаемое никакими
системами стимулирования. Теперь ставится
задача: простого сотрудника превратить
в лидера. Лидеры - это люди, у кого загораются
глаза от новой идеи, кто хочет «расти
над собой», кому все новое интересно.
Лидерство подразумевает самостоятельность,
независимость, новизну. Введение
регулярного менеджмента резко снижает
зависимость компании от личности менеджера
- мечта большинства российских собственников.
Менеджмент может быть безличностным,
лидерство - всегда личностно. Лидер не
может спрятаться за процедуру, норму,
правило. Лидер обязан демонстрировать
инновационное поведение, его задача менять,
повышать эффективность, влиять на сотрудников,
побуждая их к действию. В компании регулярного
менеджмента лидер на низших и средних
уровнях иерархии становится злом, разрушающем
стройную систему управления. Способность
видеть дальше и влиять на поведение других
- это способность принципиально иного
типа работника. Он задумывается не просто
над более эффективным выполнением работы.
Он обучается навыкам, знаниям, инструментам
преобразования рабочей среды. Это не
знание выполнения работы, а знание преобразования.
Это качественно иное знание. Оно меняет
саму сущность человеческого ресурса.
Еще одно противоречие, с которым
мы встречаемся при попытках использовать
концепцию лидерства как концепцию
управления: восприятие личности лидера
на вершине организации. Мечтой всех акционеров,
которые решаются на значительные организационные
изменения, является генеральный директор
с сильной харизмой. Молва часто приписывает
харизматическим личностям способность
видеть дальше, понимать больше, знать
то, что не знают другие. В какой-то степени
это супер-герой. Одно из наиболее популярных
определений лидерства сегодня: лидерство
определяет наличие последователей. Роль
последователей при преобразованиях необыкновенно
важна. Лидера берут на прорыв, на реорганизацию,
на изменения. Но организационные изменения
имеют одну особенность. Они нарушают
стабильность, привычное, удобное, комфортное.
И в этой ситуации наличие харизматичного
лидера, в которого верят последователи,
верят беспредельно, без ненужных и мучительных
сомнений, значительно облегчает проведение
изменений в компании, как минимум - в той
ее части, где есть последователи.
Но оборотная сторона присутствия
героического лидера в организации
заключается в том, что, если в компании
есть последователи, значит, есть и те,
кто ими не являются. То есть существует
некая граница, которая отделяет преданных
лидеру людей от всех остальных. Появляется
группа. А дальше начинают работать законы
групповой динамики, основным из которых
является закон сохранения группы. Сохранение
группы требует доказательств, что лидер
имеет право на лидерство, появляется
необходимость противопоставления «мы
- они». Имидж начинает управлять человеком,
появление героического лидера в компании
неизбежно приводит к поляризации, расхождению
интересов, конфликты становятся явными,
«до победы»: кто не с нами - тот против
нас. Возможно ли лидерство рядом с героическим
лидером? - Нет. Независимость суждений
и новые идеи допускаются, только если
они совпадают с течением мысли лидера.
Есть ли альтернативная модель? Конечно.
Это - разделенное лидерство. Лидерство
как координация деятельности многих
лидеров. Однако разделенное лидерство
предъявляет очень серьезные
требования к личности: высокая
чувствительность и в то же время устойчивость
к изменениям, навыки управления парадоксами,
самодостаточность и многое другое. А
самая главная проблема - непривычный
имидж, противоречащий устойчивым представлениям
о сильном лидере.
Подводя некоторый итог, можно
сказать, что инновационное поведение
сотрудников входит в явное противоречие
с принципами построения большинства
современных организаций. Поэтому пока
его присутствие в компаниях может быть
лишь точечным - в моменты случайного совпадения
необходимых обстоятельств: лидера; стимулирующих
систем управления; сотрудников, обученных
инновационным инструментам; отрасли,
зарабатывающей на уникальности. Перевод
идеи лидерства из просто красивой идеи
в разряд систем управления требует разработанного,
развитого инструментария от философии
управления до систем стимулирования
сотрудника. Отдельные разработки уже
ведутся в этом направлении: концепция
внутреннего клиента, переопределение
менеджмента как маркетинговой деятельности.
Они призваны создать основу для экологически
чистой практики корпоративного управления,
способной поощрять и поддерживать инновационное
поведение сотрудников.
2.3 Неформальное лидерство
В заключении
хотелось бы акцентировать внимание
на понятии, которое в максимальной
степени отражает взаимосвязь между лидерством
и его ролью в формировании организационного
поведения. Как уже было сказано выше,
существует неформальное лидерство, которое
зачастую мешает формальному лидеру эффективно
управлять организацией. Но неформальное
лидерство имеет не только негативные
стороны: если научиться эффективно управлять
им, можно добиться очень высоких результатов
для всей организации. Тимонов. М. Кадровый
менеджмент.№7
В любой компании
есть лидеры двух типов. Явный лидер
- это руководитель организации или
ее отдела. Роль неформального
лидера определяется на основе негласного
признания командой его авторитета. Характер
их взаимодействия и задает общую эффективность
управления организацией.
Определяющий
принцип лидерства - это признание
за человеком способностей понимать интересы других
людей и управлять ими в соответствии
с этими интересами. Чтобы изучить феномен
неформального лидерства, необходимо
рассмотреть команду как малую группу.
Формальная
структура коллектива определяется
должностным статусом членов группы; неформальная - складывается
на основе отношений, обусловленных личными
качествами всех, входящих в нее. При сложившемся
коллективе неформальная структура характеризуется
наличием общей цели. В свою очередь, это
вызывает потребность в чётком определении
задач и поиске путей их решения. Необходимость
формулировки цели и ее достижения приводит
к появлению лидера, в задачу которого
и входят все эти процедуры, а также и управление
людьми.
Итак, неформальный
лидер - это лицо, не занимающее высоких
административных должностей, но при
этом способное оказывать существенное
воздействие на команду. В силу личных
особенностей его тактической целью является
контроль над ситуацией, а стратегической
- управление коллективом.
Помимо потребности
контролировать действия других людей, заложенной
в самом принципе лидерства, для неформального
лидера характерны следующие качества:
- умение легко
вступать в контакт с людьми,
используя при этом наиболее
выгодные в каждом конкретном
случае формы общения;
- способность
концентрировать на себе основные потоки
психологической информации;
- быстрая
реакция на изменение норм
поведения.
Неформальное
лидерство не имеет чётко выраженной
иерархии; тем не менее, оно поддаётся
анализу в рамках команды. Можно
выделить следующие основные типы неформальных лидеров:
Сам факт наличия
неформального лидера в команде
невозможно не заметить. Однако для
работы с ним руководителю необходимо
объективную оценивать его роль
в коллективе, его социопсихологические
особенности и соответствие тому или иному
типу.