Лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе ставится цель: выявить основные закономерности влияния феномена организационного лидерства на эффективность работы организации, и продемонстрировать на исследовательском материале реальное воздействие лидера на результаты деятельности организации; выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия и характеристики лидерства;

- выяснить какое лидерство является эффективным;

- рассмотреть лидерство как стиль управления компанией;

- выяснить влияние неформального лидера на развитие организации.

Оглавление

Введение
1.
1 Понятие и содержание лидерства

1.1 Основные понятия и характеристика лидерства

1.2 Власть, лидерство и менеджмент

1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества

2 Лидерство как управление

2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства

2.2 Лидерство как стиль управления современной компанией

2.3 Неформальное лидерство

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Лидерство.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. 1 Понятие и содержание лидерства

1.1 Основные понятия  и характеристика лидерства

1.2 Власть, лидерство и  менеджмент

1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества

2 Лидерство как управление

2.1 Типы поведения лидера  и типы лидерства

2.2 Лидерство как стиль управления современной компанией

2.3 Неформальное лидерство

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее  время очень заметна заинтересованность различных организаций в повышении  эффективности своей работы.

Есть организации, в которых вроде бы все сделано  правильно, но чего-то все-таки не хватает. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены на подобное серое существование, если только не найдется человек или команда  единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой застывшей системе, и тогда вернется надежда. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, - лидерством.

Организационное лидерство - важнейший компонент  эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную  систему отношений господства - подчинения. Лидер - это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Актуальность  работы объясняется новыми тенденциями  в области управления организацией и важностью лидерства для  эффективного развития компании.

В данной курсовой работе ставится цель: выявить основные закономерности влияния феномена организационного лидерства на эффективность работы организации, и продемонстрировать на исследовательском материале реальное воздействие лидера на результаты деятельности организации; выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации. 
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:

- рассмотреть  основные понятия и характеристики  лидерства;

- выяснить  какое лидерство является эффективным;

- рассмотреть  лидерство как стиль управления  компанией;

- выяснить  влияние неформального лидера  на развитие организации.

1 Понятие и содержание  лидерства

1.1 Основные понятия  и характеристика лидерства

Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние  на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного  участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей

Лидеры и  лидерство делится на формальное и неформальное.

Формальное  лидерство - процесс влияния на людей  с позиции занимаемой должности.

Неформальное  лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

В определениях подчеркивается четыре важных момента, характерных для лидера и лидерства  в целом:

· Лидер призван  представлять интересы своих подчиненных  вне зависимости от того, является ли он формальным или нет. Он берет на себя огромную ответственность и в его интересах максимально оправдать доверие.

· Лидер не принуждает никого иди за ним. Его  задача максимально расположить  к себе людей, объяснить им цель, к которой нужно стремиться, показать свой профессионализм и способность справиться с трудностями и тем самым суметь доказать, что он более эффективно может справиться с трудностями, чем каждый работник в отдельности и весь коллектив в целом.

· Лидер должен сплотить коллектив, создать благоприятный климат, организационную структуру, уважение и доверие к себе.

· Результат. Ответственность за результат деятельности лежит по большей части на лидере, но команда, доверяющая и поддерживающая своего лидера, никогда не сбросит все неудачи на него одного.

Лидерство в  организации можно определить по ряду признаков, основными из которых  являются:

- Формальный  лидер в организации всегда  один.

- Наряду с  формальным лидером, может существовать  неформальный лидер, важным является  то, что он не должен брать на себя полномочия формального или препятствовать достижению целей организации;

- Члены коллектива  в меру своей компетентности  и отведенным им функциям участвуют  в совместном достижении целей;

- Лидер представляет  интересы своих подчиненных;

- Лидер несет  полную ответственность за результат  и периодически оценивает свою  работу.

1.2 Власть, лидерство и  менеджмент

На сегодняшний  день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение  феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты, так или иначе, используются на практике.

Вот некоторые  выводы, которые делают исследователи:

- нет стандартного  набора качеств, который должен  быть присущ лидерам.

- можно выделить  три стиля руководства или  лидерства: авторитарный, демократический  и попустительский - и их различные  сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными («ориентация на человека») или на результат («ориентация на результат/задачу»). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход);

Таблица 1.Стили руководства

Авторитарный тип

 

Формальная сторона

Содержательная сторона

 

Деловые краткие распоряжения

Дела в группе планируются 

 

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

 

Четкий язык, неприветливый тон

Голос руководителя решающий

 

Похвала и порицание субъективны

   

Эмоции в расчет не принимаются

   

Позиция руководителя - вне группы

   
     

 

Демократический тип

 

Формальная сторона

Содержательная сторона

 

Инструкция в форме предложений

Мероприятия планируются не заранее, а в группе

 

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

 

Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

 

Позиция руководителя - внутри группы

   
     

 

Попустительский тип

 

Формальная сторона

Содержательная сторона

 

Тон - конвенциальный

Дела в группе идет сами собой

 

Отсутствие похвалы, порицаний

Руководитель не дает указаний

 

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных  интересов или исходят от лидеров  подгрупп

 

Позиция руководителя - незаметно  в стороне от группы

   
     

 

- вектор ориентации  также может менять направление  в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях - благоприятных или неблагоприятных для группы - лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях.

- руководителей  можно обучать методам эффективного  лидерства;

- лидеры должны  постоянно совершенствоваться, а  также развивать подчиненных,  уметь использовать свои сильные  стороны так же хорошо, как  восполнять пробелы в знаниях.

В любой организации, вне зависимости от рода ее деятельности, существует такое понятие, как власть. Понятие власти неразрывно связано с возможностью влиять на происходящие процессы в организации Сидорина Т.В.Организационное поведение:Практикум.-Новосибирск:СибАГС,2004.-с.96-98.. Власть определяется статусом лица, которое обеспечивает постоянное влияние. Статус может быть формальным и неформальным. Идеологическая роль лидера (человека, наделенного властью) в процессе достижения конечного результата является наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности.

Лидер принимает  на себя функцию высказывания общественного  мнения, формулировки общественной потребности. Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника производственного процесса.

Лидерство в  организации - процесс, связанный с  деятельностью лидера - авторитетного  члена группы, обладающего юридической или (и) фактической властью в группе, организации.

Лидерство представляет собой только одну сторону поведения  менеджера. Термин «управление» обычно включает понятия об анализе, мотивации, планировании, организации и подборе  сотрудников, контроле и регулировании. Выполнение некоторых из вышеуказанных функций требует непосредственного воздействия на людей.

Лидерство - не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями  как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности. Лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.

Роль менеджера  ярко выражена, хотя некоторые люди могут выступать лидерами, и, не являясь  руководителями. Лидерство отличается от классического менеджмента. Менеджмент - одно. Лидерство - совершенно другое. Основные различия между ними приведены в таблице 2:

Таблица 2. Отличие менеджера  от лидера

 

Менеджер

Лидер

 

Администратор

Инноватор

 

Поручает 

Вдохновляет

 

Работает по целям других

Работает по своим целям

 

План- основа действий

Видение-основа действий

 

Полагается на систему

Полагается на людей

 

Использует доводы

Использует эмоции

 

Контролирует

Доверяет

 

Поддерживает движение

Дает импульс движению

 

Профессионален

Энтузиаст

 

Принимает решения

Превращает решения в реальность

 

Делает дело правильно

Делает правильное дело

 

Уважаем

Обожаем

 
     

 

Лидерство является важным элементом управления, но лидерство  является особым качеством, отличным от других функций управления.

То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из современных исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Лидерство в  этом случае относится, как правило, к высшему руководству и в меньшей степени к менеджменту на местах.

Лидерство - компонент  не только неотъемлемый, но и незаменимый. Ведь его отсутствие повлечет за собой  значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности. Лидерство  служит ключом к «хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе».

Значимость  лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять, т.е. выделять лидеров, развивать  конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой и организационным поведением.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

Информация о работе Лидерство