Лидерство и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе ставится цель: выявить основные закономерности влияния феномена организационного лидерства на эффективность работы организации, и продемонстрировать на исследовательском материале реальное воздействие лидера на результаты деятельности организации; выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3 – 4
1. Сущность власти и лидерства в рыночной экономике………4 – 10
2. Основы лидерства и власти……………………………………10 - 12
3. Виды власти и методы влияния……………………………….12 – 15
4. Лидерство как стиль управления современной компанией…15-18
5. Неформальное лидерство……………………………………...19 – 20
6. Источники и формы власти, критерии её эффективности….20 – 27
Заключение………………………………………………………..28 – 29
Список литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

хор курс.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     Введение

     За  последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения  эффективности управления и лидерства  является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать  лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

         В настоящее время очень заметна заинтересованность различных организаций в повышении эффективности своей работы.

     Есть  организации, в которых вроде  бы все сделано правильно, но чего-то все-таки не хватает. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены на подобное серое существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой застывшей системе, и тогда вернется надежда. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, - лидерством.

     Организационное лидерство - важнейший компонент  эффективного руководства. Оно встречается  везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся  простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

     Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и  формализованную систему отношений  господства - подчинения. Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

     Актуальность  работы объясняется новыми тенденциями  в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.

     В данной курсовой работе ставится цель: выявить основные закономерности влияния  феномена организационного лидерства  на эффективность работы организации, и продемонстрировать на исследовательском  материале реальное воздействие лидера на результаты деятельности организации; выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации.

     Важной  задачей данной работы является вопрос о лидерстве в российском менеджменте.

     1. Сущность власти и лидерства в рыночной экономике.

     Центральным элементом, лежащим в основе менеджмента, является профессиональный характер управленческой деятельности современной организации  в рыночной экономике. Термин «менеджер» (Manager) подразумевает наемных профессиональных управляющих. По сути, это социальная прослойка, играющая заметную роль в обществе. В чем же заключается профессионализм менеджера? Прежде всего - в наличии специальных знаний и навыков в области организации производства и управления, способности к работе с людьми в различных сферах деятельности. Его деятельность (независимо от ранга и сферы деятельности) ориентирована на поиск и рациональное использование ресурсов, обеспечение эффективного и устойчивого развития организации с учетом продолжительной перспективы.

     В управленческой теории различают традиционное управление (в том числе высшее) и менеджмент. Так, в корпоративной  модели управления менеджеры рассматриваются  как представители исполнительной власти в организации, а управленцы (высшее управление) - как представители законодательной власти.

     В то же время возникновение менеджмента  и появление менеджеров обычно связываются  с:

     - определенным географическим и  культурным пространством (страны  Запада, прежде всего США);

     - определенным периодом в развитии рыночной экономики - становлением индустриального общества, переходом от предпринимательского капитализма к менеджерскому на рубеже Х1Х-ХХвв.

     В качестве предпосылок появления  менеджера в организации рассматриваются:

     - формирование массовых рынков;

     - возникновение современных технологий;

     - формирование нового типа крупных  и сложных многосекционных организаций.

     Крупные и сложные организации - это фирмы, совмещающие функции производства и продажи, включающие множество  разнородных подразделений, особенностями структур которых являются принципиальное разделение и структурное обособление двух типов управленцев:

     -административных, находящихся в производственных  или коммерческих подразделениях  и выполняющих функции оперативного  управления - линейные специалисты;

     -менеджеров, деятельность которых не связана  с оперативным управлением и  ориентирована на долгосрочное  развитие организации - центр  стратегического развития организации.

     Признание особой роли менеджеров в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается прежде всего в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах.

     Раньше  считалось, что для управления организацией необязательно быть специалистом в  данной отрасли, достаточно знать технологию и технику управления, уметь работать с людьми.

     В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели организации не становятся их собственными целями.

     К тому же их подготовка в школах бизнеса  часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям.

     По  данным исследований современный руководитель лишь на 15 - 20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего  он должен быть организатором, психологом, социологом.

     Современные предприятия в большей степени  нуждаются в специалистах по социотехпическим системам, где человек стоит в центре внимания.

     Однако  сущность работы руководителя заключается  в превращении внешней задачи организации во внутреннюю цель, затем  преобразовании этой цели во внешние  задачи для других (подчиненных). Людской ресурс, таким образом, используется как средство достижения целей, решения задач.

     Лидерство - это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

     Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

     Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных  оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей  через личные способности, умения и  другие ресурсы получил название неформального лидерства.

     Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

     Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

     Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

     Ранние  традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство  на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения.

     Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних  факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

     Власть  это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделения организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организации, находящихся вне их собственной организации поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем, и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее. Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сводя на нет его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованы и меньше согласны смиряться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникает, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг, линейный управляющий теперь все более зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия, и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Однако, страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации.

     Однако, сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

     Сколько власти имеет тот или иной человек  в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.

     Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.

     Таким образом, лидерство представляет собой  управленческие взаимоотношения между  руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. 

     2. Основы лидерства и власти

     Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие..

     Лидерство как специфический тип отношений  управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.

     В основе лидерства лежат отношения  доминирования и подчинения, влияния  и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным.

Информация о работе Лидерство и власть