Лидерство и власть в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов. Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти много, у других ее нет совсем.

Оглавление

1.Власть: сущность, значение, виды
1.1 Сущность и значение власти 3
1.2 Виды власти 5
1.3 Формы власти 6
2.Делегирование полномочий и власть
2.1 Понятие делегирования полномочий 10
2.2 Правила и виды делегирования полномочий 11
2.3 Роль делегирования в системе менеджмента 13
3.Управленческое влияние
3.1. Понятие управленческого влияния 15
3.2 Способы влияния на подчиненных 15
4. Лидерство
4.1 Сущность лидерства 18
4.2 Типы лидеров 21
4.3 Функции лидерства 21
Заключение 23

Файлы: 1 файл

Лидерство и власть в системе менеджмента.docx

— 62.94 Кб (Скачать)

В группу способов рассудочного влияния входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ. Так, просьба основывается на добровольных не принудительных мотивах; угроза предполагает запугивание, обещание причинить подчиненному зло; подкуп – это склонение подчиненного на свою сторону любыми средствами.

Приказ – официальное  распоряжение властных органов. Приказы  не обсуждают, а выполняют, иначе  следуют негативные последствия. Предполагается, что одно лицо, используя одностороннюю зависимость (чаще юридическую) от него другого лица, предписывает последнему те или иные действия. 

Внушение рассчитано на некритическое восприятие слов, мыслей и волевых импульсов руководителя. Оно отличается от убеждения катего-ричностью, давлением воли и авторитета, может быть произвольным или непроизвольным, прямым или косвенным. Внушаемый  не оценивает и не обдумывает предполагаемое, а лишь автоматически реагирует на него соответствующим поведением. Эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п.

Степень внушаемости зависит  от возраста, личностных свойств, типа и характера мышления, состояния  психики в данный момент, авторитета внушающего, знания им внушаемого, ситуации. Внушение является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, - пассивен.

Убеждение сводится к доказательству правильности того или иного задания руководителя. Этот способ прежде всего влияет на ум, активизирует мышление, но одновременно задевает чувства, вызывает переживания, в результате которых может произойти изменение взглядов. Поэтому убеждение должно быть не только рациональным, но и эмоциональным.

Условиями эффективного убеждения  считаются:

- соответствие его формы  уровню развития личности;

- всесторонность, последовательность  и обоснованность аргументов;

- учет индивидуальных  особенностей убеждаемых;

- использование как общих принципов, так и конкретных фактов;

- объективность, опора  на всем известные примеры  и общепризнанные мнения;

- эмоциональность;

- обстоятельность, логичность и доказательность.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЛИДЕРСТВО

 

 

4.1. Сущность лидерства

Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таковым  может быть человек, обладающий определенными  качествами. Лидерские качества присутствуют с рождения, но по-разному выражены у разных людей. Процесс становления  лидера невозможен без осознанного  желания.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лидеры должны создавать  и поддерживать внутреннюю среду  такой, чтобы сотрудники становились  полностью вовлеченными в достижение целей организации. Для этого  необходимо уметь слушать подчиненных, оказывать им систематическую помощь, быть для них тренером, наставником. Сотрудники не должны обвиняться в  отклонениях и недостатках, так  как большинство из них являются следствием несовершенства системы  управления. Наказывать надо лишь за халатность и злой умысел.

Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Ему присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

 Однако анализ реальных  групп показал, что порой лидером  становится человек, и не обладающий  перечисленными качествами, и, с  другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно присоединяется большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней. Лидеры выполняют функции, ожидаемые кол-лективом. Они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, кто следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются по отношению к лидеру не подчиненными, а последователями.

По оценке профессора Р. Келли, успех фирмы на 20 процентов обусловлен лидером и на 80 процентов теми, кто следует за ним. Последние часто также показывают выдающиеся результаты, так что лидеры создают других лидеров.

         Лидер отражает интересы коллектива в целом, он следит, чтобы действия каждого из его членов не подрывали групповое единство. В необходимых случаях он вступает даже в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам коллектива.

        Следовательно, лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей. А также лидерство – это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, личные симпатии и т.п. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по модели «лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.

Отношение лидерства могут  совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае соединяются  в одном лице должность и лидерство. Это идеальная ситуация, к которой  по большому счету должен стремиться каждый хороший руководитель. Однако в реальной жизни нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации  далеко не руководящий пост. Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми все же обладает. Он как бы управляет  своим примером, убеждением, воодушевлением. Его влияние на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем формального  лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Поэтому умение так построить  отношения с неформальным лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность менеджера, - одна из важных сторон искусства управления.

Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных  ситуациях. Лидерство преимущественно  строится на отношениях «лидер – последователи», а не «начальник – подчиненные». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

Таким образом, лидер – это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и масштаба – от государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных групп и движений. Формализованная власть лидера  закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Итак, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

4.2.Типы лидеров

Существует два типа лидеров: инструментальный в деловых отношениях и экспрессивный в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек).

Инструментальный лидер  в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает  в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем  развития он является интеллектуальным центром, источником идей.

Экспрессивный же лидер является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем повышает эффективность работы.

Экспрессивный и инструментальный лидеры, как правило, разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. Но и тот  и другой – интеграторы группы, образцы, с которыми остальные сверяют свои мысли и поступки.

4.3. Функции лидерства

 Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении ряда  функций.  Назовем  некоторые из них.

 Конструктивная  функция – выражение интересов общества в конкретной  программе.  Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов  всех  или  деятельного  большинства  общества,  притязаний   возможно  большего  числа  людей  и  групп,  но  при условии,  что они не будут  ущемлять интересы других слоев общества.  Эта идеальная установка  на  практике  редко  может  быть  осуществлена,  особенно полностью,  без  исключений.  Но сама по себе она - условие лидерства  и  его  успеха.  Немало  реформ  и  революций  окончилось  неудачей  из-за  отсутствия  своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для  выполнения политических программ.

 Организационная  функция – включает создание   кадров   и   системы  управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических  процессов и  действий,  практических  аспектов  политической  работы.  Лидер  формирует  аппарат,  распределяет  в нем обязанности,  создает  условия  для  воспитания,  выдвижения  и  назначения   руководителей,  контролирует  и  регулирует  отношения между ними,  ориентирует их на  компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства  и др.

 Координационная  функция – согласование действий институтов власти,  учреждений,  направлений  их деятельности.  Лидер должен приводить их  решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с  принятой в обществе системой ценностей.

 Интегративная функция – сплочение единомышленников,  окружения,  общества вокруг программы лидера.

Таким образом, лидер должен обладать развитой способностью понимать и ясно выражать общие интересы коллектива, иметь представительские склонности и способности и уметь вовлекать людей в деятельность.

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе подготовки данной курсовой работы проведен анализ лидерства  и власти в системе менеджмента. Были исследованы такие вопросы, как власть и влияние, процесс делегирования полномочий, лидерство. По результатам проделанного анализа можно сделать ряд выводов на поста-вленные задачи.

В научной литературе и  социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности власти. Власть – способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать. Готовность подчиняться (восприятие власти) во многом определяется пониманием смысла распоряжений, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуют, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам работников. Таким образом, власть – это потенциальная или реальная возможность влияния на других лиц, это рычаг воздействия на поведение человека.

 Прочность власти и преобладание той или иной ее конкретной формы зависят от многих обстоятельств, но в целом имеют тенденцию к ослаблению. Это связано со следующими основными факторами.

Во-первых, значительно сократился разрыв между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Сегодня подчиненные зачастую превосходят  руководителей во многих направлениях, оставляя им формальное преимущество занимаемой должности, организаторские  способности и личный авторитет.

Во-вторых, основу организации  стали составлять узкие специалисты. Они обладают высокой, часто уникальной квалификацией, и их уход может обернуться катастрофой. Поэтому, властвовать  над такими людьми прежними, преимущественно-административными  методами, просто невозможно.

В-третьих, мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей. Это делает их менее зависимыми от администрации.

Информация о работе Лидерство и власть в системе менеджмента