Лидерство и власть в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов. Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти много, у других ее нет совсем.

Оглавление

1.Власть: сущность, значение, виды
1.1 Сущность и значение власти 3
1.2 Виды власти 5
1.3 Формы власти 6
2.Делегирование полномочий и власть
2.1 Понятие делегирования полномочий 10
2.2 Правила и виды делегирования полномочий 11
2.3 Роль делегирования в системе менеджмента 13
3.Управленческое влияние
3.1. Понятие управленческого влияния 15
3.2 Способы влияния на подчиненных 15
4. Лидерство
4.1 Сущность лидерства 18
4.2 Типы лидеров 21
4.3 Функции лидерства 21
Заключение 23

Файлы: 1 файл

Лидерство и власть в системе менеджмента.docx

— 62.94 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Власть: сущность, значение, виды

   1.1 Сущность и значение власти                3

   1.2 Виды власти                  5

   1.3 Формы власти                  6

2.Делегирование полномочий и власть

   2.1 Понятие делегирования полномочий             10

  2.2 Правила и виды делегирования полномочий            11

   2.3 Роль делегирования в системе менеджмента            13

3.Управленческое влияние

   3.1. Понятие управленческого влияния             15

   3.2  Способы влияния  на подчиненных             15

4. Лидерство

    4.1 Сущность лидерства                18

    4.2 Типы лидеров                21

    4.3 Функции лидерства                21

Заключение                23

Список используемых источников              26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ

 

1.1 Сущность и значение власти

Буквально на каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением власти одних людей над другими. Таких  примеров сколько угодно – дети подчиняются родителям; ученики  – учителям; солдаты – офицерам; работники фирм, предприятий, учреждений подчиняются их владельцам или руководителям.

 Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов. Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти много, у других ее нет совсем. Многим кажется, что обладание властью – это прерогатива только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако в настоящее время признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Прежде всего, следует  обратить внимание на то, что власть – это всегда принуждение. Мы говорим  «власть над собой», подразумевая, что человек может волевым усилием подавить свои стремления и побуждения ради достижения определенной цели.

Власть имеет индивидуальную (осуществляется одним лицом), коллективную (осуществляется группой совместно) и коллегиальную (осуществляется одним  лицом с учетом общего мнения) организацию. Она может рассматриваться как  личная, реализуемая отдельным субъектом, или системная, базирующаяся на совокупности обязательных для всех безличных норм, правил, требований.

Власть является социальным отношением, которое характеризуется:

- асимметричностью (один субъект чем-то превосходит другого);

- стремлением к изменению существующего баланса соотношения сил взаимозависимых субъектов, когда один из них использует власть ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих функций, не вызывая у других субъектов чувство протеста;

- целенаправленностью (осуществляется ради чего-то);

- опорой на определенные ресурсы;

- наличием специфического механизма реализации;

- возможностью сопротивления и неподчинения;

- неполным охватом всех сфер организации;

- зависимостью необходимого объема от характера решаемых задач.

Власть реализуется в  управлении как совокупность полномочий, компетентности и лидерства. С помощью  власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действия членов организации  направляются на достижение общей цели. Она выступает как мощное средство интеграции и координации их деятельности, экономящее издержки, связанные с их осуществлением.

По направленности власть может быть позитивной, созидающей и негативной, дающей возможность  манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать. Так, руководитель, придерживающийся старых взглядов и боящийся нововведений, которые могут поколебать его позиции, часто употребляет всю свою власть, чтобы помешать новшествам, даже если они выгодны организации. Чем выше концентрация власти в руках отдельного субъекта, тем выше цена злоупотреблений ею.

В тоже время известно, что  никогда не существовало и не может  существовать реальной абсолютной власти. Все мы на деле зависим от других людей и от обстоятельств. Соответственно степенью такой зависимости и определяется в конечном итоге объем власти. В этой связи руководитель обладает властью над своими подчиненными, так как они зависимы от него в вопросах заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, предоставления работы и т.п. По существу, власть держится на потребностях исполнителя или его ожиданиях в отношении удовлетворения потребностей, если подчиненный выполнит указания (поручения) руководителя.

Власть начальника над  подчиненными – это только одна сторона власти – видимая сторона. Но есть и другая – власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчиненные, способности подчиненных выполнять работу, неформальных контактов. Следовательно, власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах, достаточных для достижения целей, и не вызывающих их непокорности.

Таким образом, власть есть потенциальная или реальная возможность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Умение распоряжаться властью предполагает знание ее источников, политической структуры организации, социальных ролей и взаимоотношений групп и отдельных субъектов, их интересов, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых власть приобретается и удерживается.

1.2 Виды власти

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена ролью должности в структуре управления, совокупностью принадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личностными качествами занимающего ее субъекта. Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться требованиям обладателя должности, либо объемом материальных ресурсов, которыми он имеет право без согласования с другими распоряжаться. В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций.

Реальная власть – это власть не только должности, но и авторитета. Данная власть зависит от степени признания ее обладателя окружающими, т.е. от его места не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Причем последние  выступают как бы ограничением официальных прав, когда на бумаге руководитель вроде бы может что-то сделать, а на практике нет. Власть измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью его независимости от окружающих. Восприятие власти определяется пониманием и принятием работниками смысла распоряжений, соответствием характера власти их индивидуальным потребностям и установкам людей, личными качествами должностного лица.

Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу.

1.3. Формы власти

Власть проявляется в  определенных формах. Американские ученые выделили следующие пять форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Она базируется на убеждении подчиненного в том, что руководитель, имеющий власть, может помешать удовлетворению какой-либо потребности или произвести другие нежелательные действия. При этой форме власти руководитель в качестве рычага воздействия использует страх подчиненных. Основными видами страха, которые обычно используются в практике менеджмента, являются угроза увольнения, лишение материальных благ, интересной работы, принудительная смена трудовых навыков, расформирование неформальных групп, физическое насилие и др. Следует отметить, что наказание может быть не только реальным, но и вероятным, реализуемым в угрозе наказания или даже в возможности его получить. Хотя наказание может скорректировать нарушение правил и предписаний, подобный тип власти в целом слабо стимулирует произво-дительный, эффективный труд.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над своими сотрудниками, когда они верят, что он может способствовать удовлетворению их основных потребностей. Рычагом воздействия на персонал при использовании этой формы власти является положительное подкрепление, основными видами которого могут быть увеличение заработной платы, перевод на более интересную работу, повышение в должности и др.

Положительные стороны власти, основанной на вознаграждении:

- продолжительные и устойчивые  во времени результаты влияния  на персонал;

- развитие его творческой  и деловой активности;

- формирование позитивных  установок по отношению к личности  менеджера.

Отрицательная сторона власти, основанная на вознаграждении, состоит  в том, что есть вероятность ошибок в действиях менеджера (финансовых, правовых, этических и т.п.).

3. Экспертная власть. Ее действие основано на вере или знании персонала, что менеджер обладает такой профессиональной компетентностью, что без подчинения ему работники не смогут на должном уровне удовлетворять свои основные потребности. В этом случае основной рычаг воздействия на персонал – наличие у менеджера специальных знаний. Основными видами власти являются знания технологии работы, внешней информации, условий безопасности персонала, сведений о личностных характеристиках работников.

Наиболее положительными сторонами экспертной власти являются:

- гарантия высокой эффективности  работы организации;

- возможность использовать  менее квалифицированный, а следовательно, низкооплачиваемый труд;

- четкая профессиональная  ответственность менеджера.

В тоже время экспертная власть имеет и ряд слабых сторон:

- неустойчивость во времени,  а точнее, она эффективна до  первой серьезной ошибки менеджера;

- подобная форма власти  над персоналом достигается очень  медленно;

- эффективность управления зависит от отношения персонала и его желания сотрудничать;

- это самый низкий уровень обладания властью, что морально не устраивает многих менеджеров.          4.Эталонная власть. Источниками этой власти являются инди-        видуальные черты человека, его личностные качества. Лидеру подчиняются потому, что доверяют, идентифицируют себя с ним, верят ему. Человек, обладающий референтной властью, лично привлекателен для подчиненных. Такой тип власти отличается наименьшей устойчивостью. Положительные стороны применения данной формы власти:

- высокая интенсивность  труда персонала;

- быстрая реализация управленческих  решений;

- низкие затраты на  материальное вознаграждение работы  персонала;

- «прощение» ошибок менеджера  персоналом;

- полное взаимопонимание  среди сотрудников и низкая  степень конфликтности в рабочих  группах. 

Отрицательными аспектами  эталонной власти являются:

- высокая цена отдельных  ошибок менеджера из-за отсутствия  демократических процедур контроля за его деятельностью;

- частая неэффективность технологического процесса из-за склонности персонала идеализировать любые, даже некомпетентные решения менеджера;

- во многих случаях  возникает эффект перевернутой  пирамиды, т.е. полная дезорганизация  управления в отсутствии менеджера.

         5.Традиционная (законная) власть. Она основана на понимании персоналом того, что менеджер имеет право отдавать приказания, а работники обязаны им подчиняться, и только при подобной линии поведения персонал сможет удовлетворить свои основные потребности.

В некотором роде законная власть – это симбиоз двух форм власти, основанных на принуждении  и вознаграждении. Здесь менеджер одновременно использует в управлении мотивы безопасности и приобретения. Основным рычагом воздействия на персонал в этом случае является применение норм бюрократии. Наиболее часто в менеджменте используются следующие ее виды: традиционная, правовая, административная и бюрократия неформальных отношений.

         Сильными сторонами применения законной власти принято считать: стабильность управления; бесконфликтность управления; быстроту принятия рутинных управленческих решений и предсказуемость поведения персонала.

Информация о работе Лидерство и власть в системе менеджмента