Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:49, контрольная работа
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства. Множество авторов исследуют данную тему, ей посвящено большое количество научных трудов и статей.
На вопрос: «Лидерами становятся или рождаются?» - на сегодняшний день ответ неоднозначен.
ГЛАВА I МЕНЕДЖМЕНТ. Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации.
ВВЕДЕНИЕ
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА II МАРКЕТИНГ Продвижение товара.
ВВЕДЕНИЕ
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5
В основе лидерства лежит процесс, социальная технология – социальная коммуникация в обществе, она является глобальной макротехнологией управления. Достижение уровня диалога является одним и самых важных моментов превращения социальной коммуникации в управленческую технологию, формирующую эффективного лидера. Диалог – это широкое, универсальное проявление коммуникаций. В науке различаются следующие типы диалога:
Социально-
Процесс социально-психологического программирования начинается уже с рождения. Оказываясь в определенном социально-культурном окружении, ребенок приводится в соответствии с теми нормами, в соответствии с той моделью поведения, которая рассматривается социальной средой в данном месте и в данное время как требуемая, как сложившаяся в данной культуре и соответствующая ей.
Таким образом, сущность эффективного лидерства состоит в:
Слово «стиль» в переводе с греческого первоначально означало стержень для писания на восковой доске, позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Руководство – умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач. В теории менеджмента различают несколько стилей руководства.
«Стиль
руководства – это совокупность
приемов поведения руководителя
по отношению к подчиненным» . Каждый
менеджер в силу своей индивидуальности
обладает собственным стилем управления.
В жизни в чистом виде эти стили не проявляются,
более того, менеджер может в различной
обстановке использовать те или иные их
варианты .
Какие бывают стили руководства?
Как считает ведущий тренер, руководитель тренингового отдела «Мэйнстрим Консалтинг» Александр Соломатин: «Ответ на этот вопрос не может быть однозначным ибо концепций управленческой гибкости – множество, и каждая имеет свои привлекательные стороны, как, впрочем, и некоторые недостатки».
Одна
из базовых идей принадлежит Рэнсису
Лайкерту и его коллегам, по мнению
которых, в деятельности любого руководителя
есть две важнейшие составляющие: сосредоточенность
на работе (их поведение, направленное
на структуру деятельности) и сосредоточенность
на человеке (или внимание к подчиненным)
(рис.1).
Сосредоточенность
на
работе
Рис.1.
Континиум стилей управления по Лайкерту
Идея двух составляющих стала отправной точкой для многочисленных исследований, обогативших эту концепцию.
Сосредоточенность на работе |
Низкая |
Высокая |
Низкая
Рис.2. Стили управления (Бюро по исследованиям в области бизнеса)
Вот как ее представили специалисты Бюро по исследованиям в области бизнеса (Университет Огайо): отложив каждую из составляющих по осям координат, выстроили матрицу и в результате получили четыре различных сочетания этих элементов руководства (рис.2).
Роберт
Блэйк и Джейн Мутон из Техасского
университета усовершенствовали модель,
описав не только крайние позиции, но и
центральное положение и этой оси координат
(рис. 3). В результате получился пятый стиль
– некое промежуточное положение.
Сосредоточенность на человеке |
Низкая Высокая |
Рис.3. Гибкий стиль управления (Техасский университет)
Стиль управления (2) в некоторых учебниках получил название «управление в стиле загородного клуба». Руководитель сосредотачивается на хороших человеческих отношениях, но мало заботится о развитии производства.
Стиль управления (1), называемый «власть-подчинение», характеризуется высоким уровнем заботы о производстве и низким уровнем заботы о людях. При силе управления (5) руководитель поровну делит свое внимание между развитием производства и формированием хороших отношений в коллективе, но при этом никто не использует полностью свой потенциал.
И, наконец, стиль (4), который базируется на усиленном внимании руководителя одновременно к подчиненным и производству. Обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства .
Многие менеджеры, особенно начинающие, больше склоняются к какому-то одному стилю (впрочем, зачастую чаша сия не минует и опытных начальников) .
По мнению профессора Максимцова М.М. «принято делить руководителей на «автократов» и «демократов». Автократы используют методы принуждения, власть, а демократы чаще применяют в своей работе методы убеждения».
Согласно поведенческому
Авторитарный стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.
Демократический стиль руководства основан на инициативе коллектива, а не руководителя.
Либеральный стиль руководства предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.
В своем знаменитом
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.
Дуглас Мак Грегори разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории «Х» («авторитарный стиль руководства»):
Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредотачивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.
Автор учебника «Основы менеджмента» В.Д. Сухов выделяет в авторитарном стиле несколько разновидностей :
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегори назвал их теорией «Y»:
Руководитель,
использующий преимущественно