Лекции по "Планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

В процессе планирования деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг. Использование маркетинга на предприятии определяет планы выпуска продукции, которая в максимальной степени способна удовлетворить потребности целевых потребителей. Посредством учета результатов маркетинговых исследований нужды и потребности покупателей трансформируются в производственные планы предприятий.

Оглавление

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ 2
2. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
3. ПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ. СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 8
4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ) 14
6. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ 18
7. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК И РЕЗУЛЬТАТОВ 27
9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 36
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 45
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 53
12. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..57

Файлы: 1 файл

лекции по пп.doc

— 845.50 Кб (Скачать)
  • срок, в течение которого новая техника и технологии могут быть внедрены;
  • объем финансовых ресурсов, необходимый для приобретения новой техники и технологии;
  • рост производительности труда;
  • увеличение объема выпускаемой продукции;
  • повышение рентабельности производства и снижение себестоимости производимой продукции.

План  повышения технического уровня предприятия включает разработку и внедрение следующих мероприятий:

  • замену действующих средств труда более совершенными;
  • модификацию действующих средств труда;
  • внедрение новых технологий;
  • применение новых материалов;
  • улучшение условий и организации труда работников.

Организационный уровень  производства — это система организации управления производства, позволяющая наиболее эффективно использовать ресурсы предприятия для достижения основных его целей. При составлении плана улучшения организации производства анализируют состояние на предприятии средств производства, организацию труда и производства. При планировании мероприятий плана повышения организационного уровня предприятия используется стандартная методика оценки экономической эффективности каждого мероприятия.

План  повышения технического уровня и улучшения организации производства предприятия включает следующие оргтехмероприятия (по разделам):

I раздел. Повышение  технического уровня производства:

— механизация производства;

— автоматизация производства;

— внедрение прогрессивной  технологии;

— модернизация производства и замена устаревшего оборудования.

II раздел. Совершенствование  систем управления, планирования  и организации производства.

Illраздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе:

— внедрение передовых  проектов организации рабочих мест отдельно для рабочих и ИТР и служащих;

— совершенствование  разделения и кооперации труда;

— совершенствование  нормирования и оплаты труда, в том  чис-,ле — внедрение передовых норм и нормативов труда раздельно для рабочих и ИТР и служащих;

— улучшение условий труда.

IV раздел. Улучшение  качества продукции.         

V раздел. Прочие  оргтехмероприятия.

Планирование  научно-исследовательских работ на предприятии заключается в определении и уточнении тематики, трудоемкости, продолжительности и стоимости объемов, которые должны быть выполнены в плановом периоде. Как и в других разделах, определяется экономический эффект от каждой темы в денежном выражении.

Убедившись по предварительному расчету в эффективности каждого мероприятия, плановая группа должна рассчитать необходимые объемы и источники финансирования данного мероприятия. При этом подразделяют капитальные (т.е. единовременные затраты, увеличивающие стоимость факторов производства) и текущие затраты (неинвестиционные расходы), включающиеся в себестоимость продукции и работ. Все затраты помимо денежных расходов включают расходы материалов, топлива, энергии, живого труда, потребность в которых следует тщательно рассчитывать. Определяют также источники финансирования мероприятий по техническому прогрессу (ими могут быть собственные или заемные средства), порядок и время возврата кредитов, если их предполагают использовать.

6. Планирование  производства и сбыта продукции

 

Разработка плана производства и продажи продукции является ведущей задачей планирования. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деятельности, а также главные цели и задачи.

Требующаяся в рыночных условиях гибкость деятельности предприятия может входить в противоречие с целями отдельных подразделений и их работников. В этой ситуации планирование призвано обеспечить координацию целей, задач и деятельности различных подразделений в рамках единой стратегии. Это позволит достигать оптимального соотношения между производством и сбытом продукции или услуг.

Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов экономических ресурсов.

В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей:

  • основная цель производственной деятельности организации и ее отдельных подразделений;
  • объемы и сроки производства с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
  • расчет производственной мощности предприятия и его подразделений, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства и реализации;
  • определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы;
  • распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;
  • выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей;
  • обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. Количество разделов или частей плана, а также их название могут быть различными в различных организациях. Также могут различаться методика и порядок планирования.

В комплексном плане производства также предусматриваются источники финансирования отдельных работ и предельно допустимые затраты, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции и ответственность исполнителей по всем видам работ.

По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др.

По длительности периода  планирования различают долгосрочные и текущие планы.

Основные различия между долгосрочными и текущими планами предприятия группируются по следующим отличительным характеристикам:

  • степень точности устанавливаемых интервалов планирования;
  • уровень интеграции и дифференциации производственных процессов;
  • количество применяемых показателей;
  • допустимая точность затрат и результатов планирования производства;
  • действующая система распределения обязанностей и функций между основными исполнителями.

Производственная деятельность характеризуется системой показателей, часть из которых начала применяться с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. К числу показателей относятся:

  • спрос показывает количество продукции, которое потребители хотят и могут приобрести в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях. Спрос определяет то количество продукции, которое может быть реализовано на рынке, а значит, он определяет объемы производства;
  • предложение показывает, сколько продукции готовы реализовать производители на рынке в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях;
  • объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой продукции в планируемом периоде. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью;
  • натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т.д. и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей;
  • трудовые измерители характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах, нормо-рублях и др. Являются наиболее универсальными и наиболее распространены на производстве;
  • стоимостные измерители характеризуют объем производства в денежном выражении. Позволяют на единой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Мало эффективны в условиях высокой инфляции;
  • номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и т.д.;
  • валовый оборот (ВО) – суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в стоимостном измерении;
  • внутрифирменный оборот (ВнО)– часть суммарного объема производства, обращающаяся между его цехами и подразделениями;
  • валовая продукция (ВП) – разность между валовым и внутрифирменным оборотом: ВП = ВО – ВнО;
  • коэффициент обновляемости продукции – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.

К основным плановым показателям относятся:

  • Номенклатура;
  • Ориентировочная сумма капиталовложений;
  • Ориентировочные сроки исполнения;
  • Ответственные исполнители;
  • Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат.

Производственная  программа предприятия представляет собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции.

В процессе разработки производственной программы руководство организации  должно ориентироваться на выбор таких продуктов, которые принесут производителям максимально лучшие результаты.

Существуют различные методы составления производственной программы. Среди них можно выделить следующие наиболее популярные методы:

  • Уровневое прогнозирование. Это процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный и минимальный. Уровневое прогнозирование обладает следующими достоинствами: помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям; представляет реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов; способствует разработке системы раннего предупреждения, что позволяет предотвратить снижение плановых и фактических показателей;
  • Ситуационное планирование. Процесс ситуационного планирования обычно включает следующую последовательность этапов: 1) установление ключевых факторов среды, влияющих на деятельность предприятия; 2) составление нормативного плана, исходящего из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемые результаты; 3) отбор для каждого продукта нескольких определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятных, и составление отдельного плана; 4) определяется ситуация перехода к данному плану, момент переключения с нормального плана на резервный ситуационный.
  • Линейное программирование. Методы линейного программирования представляют собой последовательность операций, ведущих к оптимальному решению определенного вида задач, в тех случаях, когда оптимум существует. Линейные модели программирования используются, чтобы помочь руководителю в принятии решения в таких областях как распределение ресурсов, проблемы назначения и распределения (работников, операций), проблемы транспортировки, определение производственной мощности и др.

Выделяют три основные схемы  планирования и разработки производственной программы: «снизу вверх», «сверху вниз» и во взаимодействии (интерактивно).

При разработке производственной программы  должны быть обоснованы объемы и сроки  выпуска по стадиям и циклам производства. С этой целью производственные планы отдельных подразделений составляются цепным методом в порядке, обратном ходу технологического процесса.

Объемы производства подразделений могут планироваться в натуральных, трудовых, стоимостных и иных измерителях. Основными плановыми показателями обычно являются годовая величина спроса, годовой объем предложения, важнейшая номенклатура и ассортимент выпуска, трудоемкость единицы или объема продукции, издержки производства, рыночные цены и др.

Годовая производственная программа  цехов, характеризующая в трудовых измерителях (нормо-часах) номенклатуру и объем выпуска товаров, выполнения работ и услуг, определяется по формуле

где Пп — производственная программа цеха, н-ч;  н — номенклатура выпускаемой продукции или работ; Тшт— штучное время, нормативная трудоемкость единицы продукции, мин/шт.; Nг — годовой объем выпуска (спроса) продукции, шт.

Производственная программа по номенклатуре и объему выпуска должна обеспечивать полную загрузку всех рабочих мест и персонала, годовой номинальный фонд рабочего времени.

Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров  и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массой товаров, линейных величинах, рублях, человеко-часах и др. показателях. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную и другие виды производственной мощности.

Информация о работе Лекции по "Планированию"