Лекции по "Планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

В процессе планирования деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг. Использование маркетинга на предприятии определяет планы выпуска продукции, которая в максимальной степени способна удовлетворить потребности целевых потребителей. Посредством учета результатов маркетинговых исследований нужды и потребности покупателей трансформируются в производственные планы предприятий.

Оглавление

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ 2
2. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
3. ПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ. СИСТЕМА ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 8
4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ) 14
6. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ 18
7. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК И РЕЗУЛЬТАТОВ 27
9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 36
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 45
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 53
12. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..57

Файлы: 1 файл

лекции по пп.doc

— 845.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

12. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и функции планирования в управлении

 

Рыночные условия в экономике  дают каждому предприятию определенную свободу в выборе осуществляемых видов деятельности, выпускаемой продукции и оказываемых своим потребителям услуг. Любая организация имеет возможность самостоятельно определять направления производственной и сбытовой деятельности, осуществлять закупку необходимых материалов, комплектующих и оборудования.

Однако, данная деятельность не может  проводиться стихийно, без осмысления и упорядочения совершаемых действий. Такие ограничения обуславливаются таким важнейшим экономическим фактором, как ограниченность ресурсов. Возможности любой организации не безграничны, она может приобрести и переработать определенный объем ресурсов. Планирование деятельности предприятия позволяет повысить эффективность процесса приобретения ресурсов, их переработки и реализации готовой продукции посредством снижения затрат и увеличения прибыли за счет эффективной сбытовой деятельности.

В процессе планирования деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг. Использование маркетинга на предприятии определяет планы выпуска продукции, которая в максимальной степени способна удовлетворить потребности целевых потребителей. Посредством учета результатов маркетинговых исследований нужды и потребности покупателей трансформируются в производственные планы предприятий.

В условиях рынка функция планирования состоит не только в том, чтобы  определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребуемую продукцию. В числе функций современного планирования выделяют:

  • Обеспечение деятельности организации всеми необходимыми ресурсами (производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку;
  • Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт;
  • Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.);
  • Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деятельности.

Сущность планирования на предприятии  состоит в:

  • Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения;
  • Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деятельности;
  • Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг;
  • Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей;
  • Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деятельности при необходимости.

Здесь следует указать на тесную и достаточно сложную взаимосвязь  целей и средств их достижения. С одной стороны поставленные перед организации цели могут быть достигнуты с использованием определенного набора средств, неправильный или недостаточный выбор которых ставит под сомнение успех производственной деятельности. С другой стороны каждая организация обладает достаточно ограниченным набором и объемом средств, что не позволяет ей устанавливать цели недостижимые при данных условиях, т.е. превышающие возможности организации. Процесс согласования желаемых целей и имеющихся (или предполагаемых на какой-то период) средств или ресурсов всегда достаточно сложен и достигнуть оптимального соотношения удается далеко не всегда.

Планирование в организации  охватывает не только производственный процесс. Планирование деятельности проводится и во всех остальных функциональных сферах деятельности организации: финансах, маркетинге, трудовых ресурсах, научных исследованиях (НИОКР).

Объектом планирования в организации является его деятельность состоящая из трех основных функций:

  • Хозяйственная деятельность, которая включает следующие основные стадии:
  • исследования (научные и рыночные), анализ и разработка новых видов продукции и услуг;
  • производственный процесс, в ходе которого осуществляется преобразование входных ресурсов в готовую продукцию (ресурсы на выходе);
  • обеспечение ресурсами и их эффективное использование;
  • продвижение произведенной продукции (операционный маркетинг), включающий физическое перемещение продукции и мероприятия способствующие ее эффективным продажам.
  • Социальная деятельность, обеспечивающая условия для воспроизводства трудовых ресурсов (трудовых способностей работников) и достижения ими своих личных целей, реализации собственных интересов. Социальная деятельность включает:
  • политику предприятия в отношении оплаты труда работников, обеспечивающую справедливое вознаграждение результатов труда;
  • создание условий безопасной трудовой деятельности для всех работников предприятия;
  • повышение квалификации персонала и продвижения по служебной лестнице, что является важными материальными и моральными мотивационными факторами;
  • забота о других надобностях персонала, таких как отдых и лечение, улучшение жилищных условий, забота о детях, повышение культурного уровня и др.
  • Экологическая деятельность, которая предусматривает действия направленные на обеспечение минимизации негативного воздействия деятельности организации на общество и окружающую среду. Данная деятельность включает:
  • определение и использование наиболее безопасных технологий производства;
  • использование устройств для сокращение выброса в атмосферу и сброса в водоемы вредных веществ;
  • повышение требований к соблюдению техники безопасности на производстве, что способствует снижению риска аварий и катастроф;
  • экологическое страхование и страхование гражданской ответственности предприятия за нанесение вреда третьим лицам и окружающей среде.

2. Понятие,  задачи, основные принципы и методы  планирования

 

План внутрихозяйственной деятельности предприятия содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала.  План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д.

Планирование характеризует картину  будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные — представлены более или менее смутно. Таким образом,

план — это предвидимая  и подготовленная на известный период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия (фирмы) и всех его подразделений.

Планирование деятельности является на каждом предприятии (фирме) наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность:

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния, если не краха, дел. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Данный принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях наряду с так называемым техпромфинпланом существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них — к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.

На большинстве отечественных  предприятий в условиях рынка  действуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства, главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном — можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.

Здесь представляется необходимым коснуться лишь тех названных принципов, которые наиболее тесным образом связаны с основными методами эффективного рыночного планирования.

Начнем с принципа комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению (многих других экономических показателей. Кроме того, на производстве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как будет выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворит ли она потребителя и как будет продана, какая возможна общая прибыль и т.п. При оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Информация о работе Лекции по "Планированию"