Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент".

Файлы: 1 файл

innovatsionny_menedzhment.docx

— 1.47 Мб (Скачать)

12. Регулирование международных аспектов  инновационных процессов. Государство  в рамках выбранной общеэкономической  и инновационной стратегии стимулирует  международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

13. Реализация инвестиционной политики  в отраслях промышленности и  науки. Федеральные и местные органы исполнительной власти участвуют в подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования в инвестиционной сфере, выступают распорядителями средств федерального бюджета и государственными заказчиками по объектам отраслей промышленности и науки. Однако наиболее важной является выполняемая государством функция стратегического инвестора наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, активного инициатора инвестиционных вложений частного капитала в выбранные приоритеты инновационного развития, а также эффективного менеджера инвестиционной деятельности государственных и контролируемых государством организаций и предприятий инновационной сферы.

 

 

Инновационная политика

Непосредственное принятие решений в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется государственными структурами. Общие принципы построения системы государственных органов и их подразделений, занятых вопросами выработки и реализации инновационной политики, заключаются в отражении инновационных проблем в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), обеспечении координации как по вертикали, так и по горизонтали, оптимальном сочетании централизации и децентрализации, четком разделении полномочий и ответственности, устранении дублирования, критическом использовании зарубежного опыта. Кратко остановимся на разделении функций регулирования инновационных процессов между структурами федеральной власти РФ.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 2001 г. создан Совет при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, являющийся консультативным органом, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере научно-технической политики, обеспечении его взаимодействия с научными организациями и деятелями науки. Основными задачами Совета являются: выработка предложений Президенту по определению приоритетных направлений государственной научно-технической политики и мер по ее реализации; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающихся государственной научно-технической политики, и подготовка соответствующих предложений; подготовка информации Президенту о развитии науки и высоких технологий в России и за рубежом; выработка предложений о взаимодействии Российской академии наук, отраслевых академий, иных научных организаций Российской Федерации с зарубежными и международными научными организациями в целях координации их действий при реализации совместных проектов в области науки и высоких технологий; выработка предложений Президенту по вопросам социальной защиты научных работников в Российской Федерации.

Органы законодательной власти РФ — Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию. В аппарате Правительства РФ вопросы научно-инновационного развития находятся в ведении Департамента науки, высоких технологий, образования и культуры. Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной области, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет председатель правительства. Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, РАН, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Минпромнауки России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения. К числу основных задач Минпромнауки России относятся: разработка и реализация единой государственной промышленной политики; формирование и обеспечение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализации единой государственной научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий гражданского назначения федерального уровня; лицензирование видов деятельности в отраслях промышленности и науки, находящихся в сфере ведения министерства. На Минпромнауки России возложены функции разработки и реализации федеральных целевых программ, включая государственные научно-технические программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. В ведении министерства находятся вопросы реализации инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки; подготовки предложений о присвоении научным организациям статуса федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, федеральных научно-производственных центров. В задачи Минпромнауки входит обеспечение государственной поддержки фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, разработка и реализация программ фундаментальных и поисковых исследований межведомственного характера, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, а также Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус. Минпромнауки решает и другие важные задачи, связанные с реализацией программ по информационным технологиям, развитию научно-технической информационной сети; организации и проведению информационно-рекламной выставочной работы.

Участвует в разработке и реализации государственной политики в области создания и вовлечения в оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научно-технической деятельности, в передаче и использовании технологий, распространении международных стандартов и сертификатов. Минпромнауки разрешено также иметь резерв средств на финансирование фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ, важнейших прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий, направленных на обеспечение научно-технического прогресса, в размере до 2% ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства по стране в целом и ее регионам, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем. В Минэкономразвития России функционирует специальное подразделение, отвечающее за подготовку инновационных программ.

Регулирование научно-инновационного потенциала высшей школы занимает существенное место в деятельности Минобразования России. В частности, разработаны и реализуются межвузовские научно-технические про- граммы «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы России», «Конверсия и высокие технологии», «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы» и др.

В бюджетном обеспечении инновационной политики ведущая роль принадлежит Министерству финансов РФ. Роль Министерства внешних экономических связей РФ в регулировании инновационных процессов состоит главным образом в разработке предложений по повышению эффективности внешнеэкономических связей Российской Федерации и конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке, участии в подготовке технико-экономических обоснований и разработке проектов сотрудничества с зарубежными странами, подготовке предложений по государственному стимулированию экспорта наукоемкой продукции, заключению международных договоров РФ по вопросам торгово-экономического сотрудничества, организации экспертизы, выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров и услуг.

В выработке государственной инновационной политики активно участвует Российская академия наук. Важное значение имеет деятельность министерств и ведомств, стимулирующих инновационные процессы в наукоемких областях (Росавиакосмоса, Минатома, Минобороны и др.). Для министерств и ведомств, курирующих развитие традиционных, базовых отраслей, важной составной частью работы является содействие техническому перевооружению в соответствующих областях на базе инноваций.

Важнейшие принципы, определяющие дальнейшее развитие механизмов государственного регулирования научной деятельности, формирование будущей научной политики, закреплены в «Доктрине развития российской науки», одобренной в июне 1996 г. Указом Президента РФ. Разработаны «Концепция реформирования российской науки на период 1998—2000 годы» и «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы» [7], стержневыми аспектами которых выступают активизация государственной научной и инновационной политики, реструктуризация сети научных организаций, в первую очередь государственного сектора, на базе аттестации и аккредитации, значительное расширение целевого финансирования на инновационную деятельность, привлечение дополнительных источников средств на проведение НИОКР и реализацию инноваций, в том числе из промышленных структур.

Новым шагом государства стало формирование государственной политики в инновационной сфере, направленной на развитие научно-технологического комплекса страны, создание оптимальных условий для широкомасштабного использования научных разработок в отечественной промышленности, определение перспектив развития отечественной науки. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу были утверждены Президентом РФ в марте 2002 г. [Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № Пр- 576.]. В данном документе обозначены основные направления государственной политики, связанные с развитием самого научно-технологического комплекса, становлением национальной инновационной системы и созданием привлекательных условий для роста инвестиций в инновационную деятельность.

Ключевыми направлениями, в которых государственное содействие развитию науки и технологий становится наиболее актуальным, являются: развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок; реформирование научно-технологического комплекса; формирование национальной инновационной системы; эффективное использование результатов научно-технической деятельности; интеграция науки и образования; совершенствование государственного управления развитием науки и технологий; расширение международного научно-технологического сотрудничества. Политика в научно-технической и инновационной сфере, проводимая государством в последние годы, тесно связана с задачами структурной политики. Это определяется общностью поставленных задач. Ими являются: содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках и повышение доли высокотехнологичных отраслей экономики и сферы услуг; реструктуризация убыточных структур, искусственно поддерживаемых системой бюджетных субсидий, путем эффективной их «селекции»; содействие процессам интеграции и формирования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний; завершение трансформации малоэффективного института государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 4

Управление инновационными проектами

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Концепция управления проектами (Project Management) стала современной основой методов управления инвестициями, в результате которых осуществляется переход производственной системы из одного состояния в другое, более конкурентоспособное.

В отечественной практике концепция управления проектами (Project Management) нашла отражение в широком применении (как в современных, так и в прежних условиях) программно-целевого метода управления (особенно планирования), предусматриваюшгего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ и проектов (ЦКП), представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйственного механизма управления научно-техническим развитием страны.

Определение и основные элементы инновационного проекта. Понятие «инновационный проект» рассматривается как:

- форма целевого управления инновационной  деятельностью;

- процесс осуществления инноваций;

- комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин «design»).

Наиболее полно и комплексно сущность инновационного проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент"