Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:06, реферат
Культура организации является эквивалентом человеческой личности. Одно из лучших определений культуры организации дано Ральфом Стейси (Stacey, 1996): Культура любой группы людей - это убеждения, обычаи, опыт и образ мышления, приобретенные и разделяемые людьми, которые работают вместе и проводят вместе большое количество времени. Это комплекс допущений, которые люди принимают безоговорочно в процессе общения. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов.
Активные и пассивные заинтересованные лица. Махани (Mahoney, 1994) подразделяет ЗЛ на активных и пассивных. Активные ЗЛ - это те, кто хочет участвовать в деятельности компании. Они фактически могут быть частью формальной структуры компании. Сюда входят менеджеры и работники, а также внешние организации (например, организации по защите окружающей среды). Пассивные ЗЛ - это те, кто не хочет участвовать ни в какой деятельности компании. Это не означает, однако, что пассивные ЗЛ меньше заинтересованы или менее авторитетны, они только не принимают активного участия в стратегии компании. Пассивные ЗЛ - это, как правило, большая часть держателей акций, правительство и местные сообщества.
Взаимоотношения между организацией
и заинтересованными лицами
Схема Доналдсона и Престона
Независимо от того, какая из предложенных классификаций ЗЛ кажется наиболее интересной, перейдем к вопросу о том, почему компании принимают или не принимают в расчет интересы ЗЛ при формировании своих стратегий и их реализации. Можно провести такую параллель. Некоторые люди принимают (или не принимают) точку зрения других. Для одних мнение других людей о них очень важно, для других - нет. Более того, причины, по которым мнения других людей важны, могут быть самыми разными.
Доналдсон и Престон (Donaldson and Preston, 1995) отметили различия в мотивациях, определяющих, почему компании реагируют на ЗЛ. Эти мотивации называются инструментальной и нормативной.
Подход к ЗЛ с точки зрения инструментальной мотивации
Инструментальная точка зрения на взаимоотношения компании с ЗЛ предполагает, что компания учитывает мнения последних только в том случае, если они совпадают с более важными экономическими целями (например, максимизация прибыли). Так, компания может изменить свои цели в связи с требованиями, связанными с окружающей средой, но только потому, что это приведет к оптимизации прибыли или к достижению другого бизнес-успеха. Если лояльность сообщества основных или активных ЗЛ может быть снижена, весьма вероятно, что компания поменяет свои цели, так как в противном случае неизбежно снижение экономического результата (например, прибыльности). Отсюда следует, что инструментальный подход предполагает учет компанией мнения ЗЛ, при этом собственная цель у компании только одна - прибыль.
Пример.
Инструментальный подход и моя машина. Предположим, что я принимаю ваше законное право выражать собственное мнение по поводу моей машины, но я все-таки думаю: а какие мотивы стоят за этим? Дело в том, что я принимаю ваше мнение, так как оно важно для меня, и эта важность определяется, в свою очередь, тем, что она связана с другой, ключевой для меня целью. Дело в том, что ваш отеи является проректором в одном из университетов, где я по стечению обстоятельств работаю. Конечно, я принимаю к сведению вашу точку зрения относительно моей машины, но только потому, что я думаю: вы можете сказать что-нибудь хорошее обо мне своему высокопоставленному родственнику, что, может быть, будет способствовать моему продвижению, и меня назначат на должность старшего преподавателя.
Подход с точки зрения нормативной мотивации
Нормативный подход отличается от инструментального тем, что описывает не то, что есть, а то, что могло бы быть. Он основан на учении немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Его философия морали основана на понимании гражданских обязанностей, которые очень важны для сохранения и увеличения богатства в обществе. По мнению Канта, у каждого из нас есть моральный долг перед другими - в том смысле, что мы должны учитывать мнения и интересы других людей. Если мы этого не делаем, происходит «атрофия социальной связи», что неизбежно приведет к тому, что каждый (морально и, возможно, экономически) станет слабее.
Развивая эту идею по отношению к теории ЗЛ, сторонники нормативного подхода утверждают, что компании должны учитывать интересы ЗЛ не потому, что могут извлечь для себя какую-то пользу из этого, а потому, что выполняют определенный моральный долг перед каждым заинтересованным лицом. Данный подход рассматривает ЗЛ как конечную цель, а не как инструмент для достижения других целей.
Пример.
Нормативный подход и моя машина. Предположим, что я принимаю ваше законное право выражать собственное мнение по поводу моей машины, но при этом я думаю: а какие мотивы стоят за этим? Вы не являетесь родственником проректора вуза, в котором я работаю, т. е. вы для меня никак не являетесь нужным человеком. Вы ничего не можете предложить, мне взамен за мое внимание к вашему мнению о моей машине. Тем не менее я убежден, что вы, как и любой человек, достойны того, чтобы к вашему мнению прислушались. Я выслушиваю ваше мнение просто потому, что у меня есть моральный долг перед вами. Другими словами, мне важно, что вы думаете, так как я считаю, что ваши заботы достойны моего внимания.
Интересы заинтересованных лиц
Социальные интересы заинтересованных лиц
Придя к выводу, что компании несут (независимо от того, какими мотивами они руководствуются) определенную степень ответственности перед разными группами людей, мы должны определиться с тем, что понимается под термином «сфера интересов». Было принято (Campbell, 1997), что наиболее часто упоминаемые интересы ЗЛ можно разделить на две большие категории:
интересы, связанные с отношением компании к окружающей среде;
интересы, связанные с этическими проблемами поведения компании.
Для описания этих категорий была разработана определенная схема (или таксономия) (табл. 14.1).
Все эти интересы ЗЛ связаны с окружающей средой и этикой и составляют, по сути, те аспекты, за которые организациям необходимо отчитываться (как полагают защитники теории ЗЛ) перед обществом.
Отношение компании к социальной ответственности
Термин «социальная
Социально-обструкционистские компании. Некоторые компании являются ярко выраженными социально-обструкционистскими. Такое определение можно применить к организациям, которые активно сопротивляются любым давлению или попыткам связать достижение бизнес-целей с социальными интересами. Такие организации могут сопротивляться попыткам заставить их придерживаться любых минимальных законных норм поведения, их поведение сводится к отрицанию любого вмешательства в их бизнес. К таким компаниям, пожалуй, относятся производители сигарет, которые из-за стремления продать как можно больше своей продукции активно отрицают пагубность табака на здоровье, о которой говорят медики. Такие компании полагают, что учет точки зрения ЗЛ не в их стратегических интересах.
Социально-послушные компании. Некоторые компании выполняют только минимум социальных обязательств. Эти организации готовы выполнить только те условия, которые предписаны государством, т. е. предписанный законом минимум. Они весьма неохотно уступают давлению лоббистских групп и считают, что те не вправе оказывать на них какое-либо давление.
Социально-доброжелательные (респонсивные) компании. Социально-доброжелательными являются компании, которые выполняют минимум определенных законом норм поведения по отношению к обществу и к окружающей среде. Однако отличие социально-доброжелательных компаний от упомянутых выше состоит в том, что интересы людей все-таки учитываются, если они лоббируются заинтересованными лицами (как правило, через группы давления). Такие компании иногда называют респонсивными.
Социально-конструктивные компании. Социально-конструк-тивные - это компании, которые вносят определенный конструктивный вклад в общество. Данное определение относится к организациям, которые хотят сделать все, что от них зависит, чтобы расширить свое участие в решении проблем общества и окружающей среды. Такие компании стремятся внести позитивный вклад в сообщества, которые они обслуживают, в охрану окружающей среды и строго соблюдают этику бизнеса. Некоторые социально-конструктивные организации иногда существуют исключительно в целях обеспечения социальной ответственности и практики этического бизнеса.
Механизмы выполнения социальных обязательств
Компании по-разному выполняют свои социальные обязательства, используя для этого целый ряд механизмов. Попытаемся ответить на вопрос: «Как организация выполняет свои социальные обязательства?»
Существует много разных способов, с помощью которых компании выполняют свои социальные обязательства (по крайней мере, те, о которых они заявляют). Самыми распространенными из них являются:
Рассмотрим кратко эти моменты.
Программные заявления
Некоторые компании используют публикацию программного заявления как средство, с помощью которого ЗЛ могут быть проинформированы о стратегических целях компании. Вполне очевидным является тот факт, что если какой-то вопрос специально оговорен в программном заявлении о задачах компании, то она считает этот вопрос стратегически важным. Упоминание социальных или этических вопросов в программном заявлении свидетельствует о том, что данному вопросу будет уделено соответствующее внимание.
Одним из энтузиастов такого способа является компания Body Shop plc. - розничный торговец косметикой и товарами для здоровья. Программное заявление этой корпорации начинается словами: «Чтобы посвятить наш бизнес изменениям в обществе и окружающей среде» ... «активно бороться за чистоту окружающей среды, человеческие и гражданские права, против тестов на животных в косметической и гигиенической отрасли».
Однако заявления, подобные тем, которые делает компания Body Shop pic, достаточно редки. Большинство деклараций менее конкретны. Они могут, например, содержать заявления о том, что компания будет честна по отношению к своим работникам, будет платить своим поставщикам вовремя или вносить свой вклад (хотя и не указывается, какой) в развитие сообщества.
Этический кодекс поведения
Некоторые организации идут гораздо дальше. Помимо заявлений о своих намерениях, они издают кодекс деловой этики. Это документ, который определяет, как компания намеревается относиться ко всем ЗЛ. Многие британские крупные компании, включая British Airways, Barclays and Lloyds Banks, Whitbread, British Aerospace, Phillips Petroleum и др., издали такие документы. Обычно рекомендуется, чтобы заявления, касающиеся этической практики, отражали следующие аспекты:
Отчеты компании о социальной деятельности
Публикуя отчеты о своей социальной деятельности, компания добровольно информирует всех ЗЛ о решении ею этических и социальных вопросов. Важным здесь является то, что у компании нет никаких юридических обязанностей делать такие отчеты, тем не менее она это делает. Часто компания отчитывается о негативных последствиях своей деятельности для общества или природы, что, как считают, делается с целью оправдать себя в глазах потенциальных критиков со стороны ЗЛ (см., напр.: Guthri and Parker, 1989; Gray et.al, 1995).
Подобные разоблачения социально негативных последствий осуществляются с помощью публикации документов компании. Такая практика принята среди крупных компаний, которые имеют более сложные связи с ЗЛ, чем, скажем, малые компании. Хотя основным инструментом обнаружения негативной деятельности компании является ежегодный отчет компании, некоторые организации публикуют отдельные отчеты, связанные с общественными интересами и окружающей средой. Это необязательные документы, но в них компания подробно описывает свою деятельность по отношению к окружающей среде или социальным проблемам за последний год.
Социальные отчеты
Как и другие формы социальной информации, публикация социальных отчетов -дело абсолютно добровольное. Социальные отчеты определяют, какое влияние деятельность компании оказала на все социальные составляющие. Конечно, те компании, которые готовят подобные отчеты, должны определить, если возможно, в какой степени это влияние было позитивным или негативным для ЗЛ.
Для придания своим социальным отчетам большей степени доверия многие компании, как при финансовой отчетности, организуют независимый аудит. Такой аудит обычно проводится специальными консалтинговыми группами, но по мере повышения спроса на подобный вид аудита им постепенно начинают заниматься и крупные финансовые аудиторы.
Информация о работе Культура организации, социальная ответственность и этика менеджмента