Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 14:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ теории корпоративного менеджмента и правовой базы и изучение его развития в условиях экономики переходного плана.
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
анализ теории корпоративного менеджмента;
изучение правовой базы корпоративного менеджмента;
Введение 3
Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы
Основное содержание корпоративного менеджмента 5
Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 9
Анализ проблематики корпоративного менеджмента 11
1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента 14
1.5 Анализ европейской модели корпоративного менеджмента 16
1.6 Анализ российской модели корпоративного менеджмента 19
2 Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода
2.1 Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка 22
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений 24
2.3 Инновационная политика корпоративного предпринимательства 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Рисунок 2.1 – Определение стратегии организации [14]
Существует множество разнообразных стратегий корпорации, но можно выделить три самых основных: стратегия стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения.
Стратегия стабильности – сосредоточена на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, доминирующими на рынке. Выражается данная стратегия в усилиях фирмы, которые направленны на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и (или) наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм-монополистов).
Стратегия роста – увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Чаще всего применяется в развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Данной стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации, чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Эта стратегия направлена на внутреннюю или внешнюю среды. Внутренний рост характеризуется расширением ассортимента товара, внешний рост может быть «вертикальным» (слияние фирм в несвязанных отраслях) и «горизонтальным» (приобретение смежных фирм-поставщиков и т. п.).
Стратегия сокращения - реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности фирмы приобретают тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции. Но порой это единственно возможные стратегии обновления бизнеса [14].
Оценивая значимость стратегического менеджмента в корпорации можно сказать, что он играет существенную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Одной из основных задач стратегического менеджмента на сегодня является развитие интеллектуального капитала.
Интеллектуальный капитал - это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать, чтобы создавать богатство [14]. Структура интеллектуального капитала отражена в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Структура интеллектуального капитала
СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА | |
Человеческий капитал |
Знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления. |
Организационный капитал |
Процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, культура организации |
Клиентский капитал |
Складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами. Это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды, торговые марки, имидж организации. |
Таким образом, интеллектуальный капитал является залогом стратегического успеха корпорации, поэтому необходимо, чтобы руководители корпорации тщательно подходили к решению этого вопроса [16].
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений
Корпорации в России стали развивать своё производство в период приватизации государственной собственности. В конечном итоге приватизации были образованы нынешних российских ОАО, которые воспроизводят всей промышленной продукции.
В период с 1995 по 1997 гг. наблюдался активный процесс перераспределения собственности. Акции работников предприятия получали либо менеджеров корпораций, либо внешние собственники. Структура распределения акционерного капитала отражена на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 – Структура акционерного капитала российских приватизированных предприятий на 1996 год
Как видно из рисунка 2.2, в результате менеджеры получили значительные властные полномочия. Но помимо распыленности акционерного капитала, этому способствовало также слабое участие инвестиционных фондов, других финансовых инвесторов и государства в управлении корпорацией, закупка менеджерами акций работников корпораций для концентрации собственного пакета акций [9].
Российской модель переходной экономики возлагала большие надежды на рынок ценных бумаг в корпорации, как эффективного механизма контроля корпоративных отношений. Ключевая роль финансового рынка возросла, однако, несмотря на положительное развитие рынка ценных бумаг, осенью 1997 года началось падение курсов акций и ликвидности РЦБ, закончившееся падением РЦБ в августе 1998 г [17].Это объясняется несколькими факторами:
Таким образом, в результате обесценивания акций, значение фондового рынка не имеет огромного значения в российском корпоративном менеджменте.
Исследование российской модели корпоративного менеджмента позволяет выделить основные черты и отличия его формирования. Во-первых, способ приватизации российских предприятий привел к распылению акционерного капитала, вследствие чего многие предприятия были проданы. Контроль над большинством корпораций перешел в руки менеджеров предприятий. Во-вторых, слабое участие государства в управлении государственными пакетами акций приватизированных предприятий. В-третьих, спекулятивная функция фондового рынка, препятствующая его эффективному воздействию на корпоративные отношения.
Итак, можно сказать, что происходит слабое развитие корпоративного управления. Для улучшения и развития менеджмента в корпорациях необходимо усилить систему подотчетности менеджеров совету директоров или общему собранию акционеров.
2.3 Инновационная политика
корпоративного
Поскольку экономика России является «открытой» системой, и вынуждена конкурировать с другими импортными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, то её основной проблемой становится конкурентоспособность. Таким образом, инновационное предпринимательство является основным методом улучшения экономического развития. Для того чтобы наилучшего понятия сущности инновационного предпринимательства, дадим его определение.
Инновационное предпринимательство – особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации [3].
Итак, основой предпринимательской деятельности является нововведения в области продукции или услуг, которые позволяют создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат особенным инструментом предпринимательства.
Современные исследователи в области экономики выделяют три основных вида инновационного предпринимательства, которые представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Виды инновационного предпринимательства[20]
Для наилучшего понимания инновационного предпринимательства, рассмотрим подробнее каждый его вид.
Инновация продукции — процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. [14]
Инновация технологии — процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что позволяет увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы [14].
Социальные инновации — общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом [14].
Итак, в основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание новых видов продукции и услуг. Главной задачей такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. Целью инновационной политики корпоративного предпринимательства является создание условий для эффективной деятельности корпорации на основе повышения ее конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции [20].
Инновационная политика базируется на следующих принципах, которые представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Принципы эффективности инновационной политики [21]
Наименование |
Содержание |
Целенаправленность |
Ориентация на достижение стратегических и тактических целей корпорации |
Приоритетность |
Выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учетом возможностей предприятия |
Альтернативность |
Разработка различных вариантов проектных решений и выбор наилучшего из них |
Комплексность |
Охват инновациями смежных сфер деятельности |
Обоснованность |
Обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учетом факторов внешней среды |
Адаптивность |
Корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды |
Как и любая другая политика, инновационное предпринимательство имеет свои проблемы. Развитие инновационного предпринимательства тормозит: неразвитость информационной инфраструктуры; законодательной базы по защите интеллектуальной собственности; инструментов финансирования из государственных и негосударственных источников; инновационной культуры общества; консалтинговых услуг; рынка инновационных разработок; доступа к производственной базе. Помимо этого, существуют и препятствия субъективно-психологического плана: страх потери прав на объект интеллектуальной собственности, страх продешевить, переоценка ценности и практичности идеи, боязнь рисков, разные языки общения у субъектов инновационного процесса (научных сотрудников, инновационных менеджеров, инженеров). Причинами этих проблем является большой поток информации и использование примитивных, неразвитых линейных моделей предпринимательства. Менеджеру недостаточной квалификации тяжело справиться с данными проблемами, поэтому на сегодняшний день наблюдается практика введения в инновационных корпорациях должности директора со специализированными знаниями по структурированию знаний компании посредством информационных технологий, который способен извлечь знания из экспертов и донести их в виде информации, доступной сотрудникам компании [16]. Иным вариантом решения описанных проблем является проведение системного анализа предприятия: его внешней и внутренней среды. Важно отметить, что выбор формы инновационного предприятия зависит от его личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и специализации.
Таким
образом, осуществление инновационного
предпринимательства корпорации является
успешным только при комплексном подходе
к поставленным задачам. Данная политика
позволит успешно функционировать инновационным
предприятиям и создаст благоприятные
условия для инвестирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведённые исследования в области научных теорий и правовой базы корпоративного менеджмента, анализ проблематики корпоративного менеджмента, исследование корпоративного менеджмента в условиях экономики переходного периода позволяют сделать следующие выводы:
Информация о работе Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода