Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ теории корпоративного менеджмента и правовой базы и изучение его развития в условиях экономики переходного плана.
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
анализ теории корпоративного менеджмента;
изучение правовой базы корпоративного менеджмента;

Оглавление

Введение 3
Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы
Основное содержание корпоративного менеджмента 5
Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 9
Анализ проблематики корпоративного менеджмента 11
1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента 14
1.5 Анализ европейской модели корпоративного менеджмента 16
1.6 Анализ российской модели корпоративного менеджмента 19
2 Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода
2.1 Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка 22
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений 24
2.3 Инновационная политика корпоративного предпринимательства 26
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

ddd.docx

— 148.56 Кб (Скачать)

К «внутренним» методам контроля относятся: аудит, привлечение неисполнительных директоров, оценка соответствия  стандартам практики корпоративного управления в рамках механизмах саморегулирования, система санкций за недобросовестность.

Важно заметить, что эффективная система корпоративного управления невозможна без устойчивой системы защиты прав собственности, обеспечения достаточно уровня открытости, конкуренции и глубины финансовой инфраструктуры экономики.

Таким образом,  основные проблемы корпоративного менеджмента связаны с распределением доли собственности, а также с соблюдением прав акционеров и защитой их интересов.

 

 

    1. Анализ американской модели корпоративного менеджмента

 

 

Англо-американская модель корпоративного менеджмента характеризуется наличием индивидуальных акционеров и растущим числом не связанных с корпорацией акционеров (именуются «внешние» или «аутсайдеры»), строго-разработанной законодательной основой и простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами. Англо-американская модель применяется в корпорациях таких стран, как Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия Канада и некоторых других странах.

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности.

В американской системе корпоративного менеджмента выделяют три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры. Схема их взаимодействия представлена на рисунке 1.3, который называется «треугольник корпоративного управления».

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Треугольник корпоративного менеджмента [3]

 

Американская модель развивается в условиях свободного рынка и в наиболее крупных корпорациях  предполагает разделение владения и контроля. При таком разделении инвесторы, вкладывая свои средства и владения предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции управления своим менеджерам и платят им за выполнение этих функций. Такая плата за разделение владения и контроля называется «агентскими услугами» [9].

Поскольку интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают, то существует определенное корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют американскую модель корпоративного менеджмента, решает это противоречие разными способами. Самый важный принцип корпоративного законодательства урегулирования противоречий  - это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и действует в пользу акционеров, при осуществлении функций контроля за управлением.

Особенностью англо-американской модели является сильный совет директоров, формируемый в основном из членов управленческой команды, и достаточно слабое общее собрание акционеров. В состав совета директоров большинства корпораций США входят «внутренние» члены («инсайдеры») и «аутсайдеры». Инсайдер – лицо, работающее в корпорации или связанное с ней. Аутсайдер – лицо, не связанное напрямую с корпорацией и её управлением. Обычно председатель совета директоров и исполнительный директор – одно и то же лицо. Это часто приводит к злоупотреблению служебным положением, что нарушает интересы акционеров. Главная задача Совета директоров – защищать интересы акционеров и обеспечить такое качество корпоративного управления, которое гарантировало бы рост стоимости корпорации. Члены Совета директоров несут ответственность по всем делам корпорации и в случае банкротства могут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Количественный состав совета директоров определяется исходя из потребности эффективного менеджмента конкретной корпорации, но минимальное число в соответствии с законами каждого штата может быть от одного до трех.

Важнейшим элементом американской модели корпоративного менеджмента является информационная открытость бизнеса, высокий объем обязательной ежеквартальной и годовой отчетности. Эти данные доступны не только правительственным ведомствам, акционерам и участникам рынка ценных бумаг, но и любому желающему [10].

 Таким образом, можно выделить основные достоинства и недостатки американской модели корпоративного менеджмента, которые представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 –Анализ американской модели корпоративного менеджмента [10].

 

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Достоинства

  • Сильный управленческий аппарат
  • Основная цель управления – рост производительности компании

Недостатки

  • Высокая степень привлечения капитала
  • Отсутствие четкого разделения функций управления и контроля

 

 

1.5 Анализ европейской  модели корпоративного менеджмента

 

 

Европейская модель корпоративного менеджмента (немецкая) значительно отличается от американской. Она используется в немецких и австрийских корпорациях. Некоторые элементы данной модели нашли своё отражение в корпорациях Франции, Бельгии, Нидерландах и Скандинавии. Долгосрочными акционерам немецких корпораций являются банки, представители которых выбираются в советы директоров. В некоторых странах крупнейшие универсальные банки (предоставляющие широкий диапазон услуг) и государственные банки являются ключевыми акционерами и играют основную роль. Для этой модели характерно наличие двух уровней в системе управления и четкое разделение наблюдательных (совет директоров) и распорядительных (правление) функций. Указанные уровни четко разделены, никто не может быть одновременно членом двух уровней. Число лиц в наблюдательном совете устанавливается законом и не может быть изменено акционерами [10].

Высшим органом управления является собрание акционеров. Он решает важные организационные вопросы, но не оказывает практического влияния. Основные функции собрания акционеров представлены на рисунке 1.6.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 – Основные функции собрания акционеров [11]

Европейская модель корпоративного менеджмента предусматривает двухпалатный cовет, состоящий из правления (исполнительного совета, состоящего из чиновников корпорации, т.е. внутренних членов) и наблюдательного совета (представители сотрудников и акционеров) [9, C.64].

Исполнительный орган (правление) состоит исключительно из сотрудников корпорации и непосредственно руководит компанией и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Наблюдательный совет занимается вопросами хозяйственной деятельности компании. В него входят представители акционеров и сотрудники компании. В совет могут также входить представители банков, инвестиционных структур и других компаний, имеющие тесные связи с данной компанией. Главной задачей Наблюдательного совета является подбор менеджеров компании и контроль за их деятельностью. Совет также занимается разработкой стратегических вопросов  по управлению корпорации [10].

Европейские банки и корпорации являются ключевыми участниками корпоративных отношений. В данной модели банк играет несколько ролей: он является акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров. Корпорации также могут быть акционерами и имеют долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т.е. корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций [11].

Основные черты данной модели корпоративного менеджмента:

    • ключевая роль банков;
    • высокий уровень концентрации владения акциями;
    • относительно слабая ориентация на роль фондовых рынков и акционерную стоимость в корпоративном менеджменте.

На основании вышесказанного выделим основные преимущества и недостатки европейской модели корпоративного менеджмента, которые представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Анализ европейской модели корпоративного менеджмента [11].

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Преимущества

  • Принцип социального взаимодействия
  • Ориентация инвесторов на долгосрочные цели
  • Высокий уровень устойчивости компаний

Недостатки

  • Недостаточную гибкость немецких компаний
  • стремление избежания рисков
  • Невысокая степень информационной прозрачности, что обуславливает сложность осуществления инвестиций
  • Невозможность быстро принимать некоторые важные для развития решения

 

 

1.6 Анализ российской модели корпоративного  менеджмента

 

 

Российская модель корпоративного управления относится к предпринимательским, которая характерна для стран с переходной экономикой. Необходимо отметить, что корпоративный менеджмент в России находится на стадии формирования, она содержит черты американской и европейской моделей. Первоначально в России за основу была взята американская модель как наиболее развитая, предполагающая перераспределение собственности через фондовый рынок. Но так как первоначальный раздел собственности закончился преобладанием банковского участия в промышленном секторе, и банки установили контроль, сочетающий акционерное  и кредитное финансирование, постепенно стали проявляться черты европейского корпоративного менеджмента. Таким образом, существующая в России практика корпоративного управления крайне противоречива, так как включает два противоположных подхода, во многом нейтрализующих друг друга. При этом, при создании новых частных корпораций происходило злоупотребление инсайдеров и нарушались права акционеров. Кризис 1998 г., и принятый в этом же году новый закон о банкротстве стали началом нового передела собственности и появлению новых корпоративных конфликтов. В российской модели корпоративного управления нарушается основополагающий принцип разделения прав собственности и контроля, и, либо собственники управляют всеми процессами в корпорации, включая оперативную деятельность, либо, наоборот, эффективный собственник отсутствует, и менеджмент бесконтрольно узурпирует властные полномочия. При этом собственники компании могут создавать свои советы директоров, не подчиняясь решениям общего собрания акционеров, а также управлять всеми процессами. Для России характерна особая форма собственности – партнерские компании . В основе их организации стоит команда из трех-семи человек, являющимися основными собственниками и связанных между собой неформальными связями [10]. Однако на сегодняшний день политика крупнейших российских компаний потерпела значительные изменения и стала развиваться в соответствии с общемировыми стандартами.

Российское акционерное законодательство закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом, которая отражена на рисунке 1.8.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.8 – Органы управления компанией в Российской модели корпоративного менеджмента [13]

Основой российской модели корпоративного менеджмента является принцип свободы образования исполнительного органа общества. Это означает, равнозначность общего собрания акционеров и совета директоров, которые вправе образовывать исполнительный орган и досрочно прекращать его полномочия. Так же особенностью данной модели корпоративного менеджмента является усиление роли государства, которое активно вмешивается в предпринимательскую деятельность и осуществляет контроль над большей долей корпоративного сектора [13].

Необходимо добавить, что до сих пор  на российском рынке сохраняется угроза недобросовестных корпоративных захватов, что является причиной низкого уровня информационной прозрачности компаний.

В заключении напомним, что российский корпоративный менеджмент только формируется, интенсивно набирая обороты. Выделим преимущества и недостатки данной модели, которые отражены в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6 – Преимущества и недостатки российской модели корпоративного менеджмента [12]

 

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Преимущества

  • усиление правового (судебного) контроля, в том числе для защиты прав мелких акционеров
  • ужесточения регулирования взаимоотношений между различными юридически независимыми, но экономически взаимосвязанными субъектами

Недостатки

  • мягкость законодательных норм относительно представления информации
  • слабость правовой инфраструктуры
  • непрозрачность отношений собственности и информации о деятельности компании

 

 

 

 

 

 

 

2 КОРПОРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

 

 

2.1 Оценка стратегического  менеджмента корпорации в условиях рынка

 

 

Как уже говорилось, на сегодняшний день в России корпоративное управление, как и его стратегические способы, находятся в стадии разработки. Поэтому отсутствие чёткой концепции управления тормозит развитие организации.

Для того чтобы понять в чем заключается стратегическое управление корпорацией дадим его определение.

Стратегический менеджмент – это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации. Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением [15, C.3].

Стратегический менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий [15].

Что касается самой стратегии организации, то она представляет собой совокупность главных целей организации и способов их достижения. Она разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но в ее реализации задействованы все уровни управления [14, 8]. Совокупность методов стратегии организации, представленная на рисунке 2.1., отражает его необходимость и значимость в управлении организацией.

Информация о работе Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода