Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 14:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ теории корпоративного менеджмента и правовой базы и изучение его развития в условиях экономики переходного плана.
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
анализ теории корпоративного менеджмента;
изучение правовой базы корпоративного менеджмента;
Введение 3
Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы
Основное содержание корпоративного менеджмента 5
Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 9
Анализ проблематики корпоративного менеджмента 11
1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента 14
1.5 Анализ европейской модели корпоративного менеджмента 16
1.6 Анализ российской модели корпоративного менеджмента 19
2 Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода
2.1 Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка 22
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений 24
2.3 Инновационная политика корпоративного предпринимательства 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение 3
1.4 Анализ американской
модели корпоративного
1.5 Анализ европейской
модели корпоративного
1.6 Анализ российской
модели корпоративного
2 Корпоративный
менеджмент в условиях
2.1 Оценка стратегического
менеджмента корпорации в
2.2 Специфика
формирования корпоративных
2.3 Инновационная
политика корпоративного
Заключение 28
Список использованных источников 30
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, управление - многогранная сфера деятельности, от него зависит не только производительность фирмы, но и качество самой продукции. Корпоративное управление направлено на усиление контроля за выполнением корпоративных действий, оно включает в себя как процесс управления организацией (управленческую деятельность), так и механизм управления. Эффективная корпоративная политика способствует успешному функционированию предприятия и его развитию.
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, увеличением числа акционерных обществ; во-вторых, зависимостью производительности компании от качества корпоративного менеджмента.
Анализ литературы по теме исследования
свидетельствует о том, что проблема корпоративного
менеджмента и его особенностей находится
в центре внимания многих исследователей.
Данный вопрос рассматривался в трудах
таких исследователей, как: Винслав Ю.Б.[1],
Масютин С.А.[2],
Ермоленко В.В.[13], Шифрин М.Б.[11], Дж. Д. Хангер
[12].
Цель курсовой работы – анализ теории корпоративного менеджмента и правовой базы и изучение его развития в условиях экономики переходного плана.
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме корпоративного менеджмента.
Эмпирическую базу исследования составили: материалы профессиональной периодической печати, ресурсов Internet.
Структура курсовой работы: введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
Во введении дается обоснование выбранной темы, ее актуальность, описание использованной литературы.
В первом разделе рассматриваются теоретическая основа и правовая база корпоративного менеджмента. Анализируется проблематика корпоративного менеджмента и его современные модели.
Второй раздел включает в себя особенности корпоративного менеджмента в условиях экономики переходного периода.
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВОВОЙ БАЗЫ
1.1 Основное содержание корпоративного менеджмента
Определение корпоративного менеджмента, в современном управлении не является единственным. Все определения зависят от ряда различных факторов: страны, автора, метода корпоративного управления.
Для наилучшего понимания корпоративного менеджмента, необходимо дать определение корпорации. Винслав Ю.Б. описывает ее как акционерное общество, в силу чего предметом корпоративного регулирования выступают организационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерного капитала. [1]
Таким образом, корпорация это организация, признанная юридическими лицами, основанная на объединенных капиталах, предусматривающая долевую собственность и характеризующаяся управлением на верхнем уровне иерархической структуры.
Рассмотрим несколько понятий корпоративного менеджмента.
Корпоративный менеджмент – современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйствующей системы, характеризующейся наличием корпоративной стратегии, корпоративного стиля работы менеджеров всех уровней, корпоративной культуры, финансовой и информационной открытости, системы защиты прав акционеров и владельцев других ценных бумаг предприятия-эмитента[2].
ФКЦБ России: под корпоративным менеджментом следует понимать систему взаимоотношений органов управления и владельцев ценных бумаг, акционеров [3].
Таким образом, корпоративный менеджмент это набор правил, которые обеспечивают такое управление корпорацией, которое подходило бы акционерам данного предприятия.
Отличительные признаки корпоративного менеджмента, представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Отличительные признаки корпоративного менеджмента [3]
Необходимо отметить что, корпоративный менеджмент и корпоративное управление – два разных термина. Менеджмент более узкое понятие, в отличие от корпоративного управления, которое представляет собой совместную деятельность всех органов управления.
Таким образом, необходим определенный свод правил, удовлетворяющий как акционеров компании, так и её инвесторов. В некоторых странах существуют кодексы корпоративного менеджмента. Они включают в себя информацию о принимаемых стандартов и внутренних нормах, которые позволяют устанавливать и регулировать порядок корпоративных отношений и эффективно управлять корпорацией [3].
Необходимо сделать вывод, что корпоративный менеджмент является системой, которая включает в себя как исполнительные органы акционерного общества, так и другие заинтересованные стороны.
1.2 Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах»
Федеральный закон "Об акционерных обществах" – считается основой формирования корпоративных отношений.
Он был принят в 1995 г., но претерпевал многократные поправки и дополнения. На сегодняшний день принято большое количество Федеральных законов о внесении изменений в Федеральных закон "Об акционерных обществах". Это свидетельствует о заинтересованности законодательства в эффективном и стабильном развитии корпораций и корпоративных отношений.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» состоит из 14 глав, которые содержут 94 статьи. В таблице 1.1 отображены основные элементы корпоративного менеджмента в ФЗ «Об акционерных обществах» от 18.07.2009 N 18-ФЗ.
Таблица 1.1 –Анализ ФЗ «Об Акционерных обществах» [5]
Элементы корпоративного менеджмента |
Отображение в Федеральном законе от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об акционерных обществах» |
Общее собрание акционеров |
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров (п.1 ст.47). К их компетенции относятся: внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; реорганизация общества; определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества и др. (п.1 ст. 48). |
Квалифицированное большинство при принятии особо важных решений |
Решение вопросов, связанных с внесением изменений в устав, реорганизацией, ликвидацией, совершением обществом крупных сделок и некоторыми другими проблемами, принимается общим собранием акционеров большинством в голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (ст. 49, п. 4) |
Продолжение таблицы 1.1. – Анализ ФЗ «Об акционерных обществах» [5]
Совет директоров |
Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство над деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров (п.1 ст.64). |
Создание совета директоров |
Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций более 50 (ст. 64 п. 1) |
Досрочное прекращение полномочий членов совета директоров |
По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно. (ст.66 п.1) |
Участие независимых директоров в составе совета директоров |
Закон не содержит требования об обязательном вхождении в состав директоров – лиц, не связанных с компанией деловыми отношениями. Законом устанавливает, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более в совете директоров общества. Но данная квота является слишком большой и не защищает акционеров от сосредоточения власти в руках небольшого количества человек (ст.66 п.2) |
Преимущественное правило покупки акций |
Акционеры – владельцы голосующих акций общества имеют преимущественные права на приобретение ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им голосующих акций общества. Однако данное право должно быть определено уставом и действовать только в случае размещения обществом посредством открытой подписки голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, с их оплатой деньгами. (ст. 40, п. 1) |
Раскрытие информации |
Закон содержит общий перечень документов, к которым акционерное общество обязано обеспечить доступ акционерам. Такими документами, в частности является устав общества, документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы; протоколы собраний акционеров общества, заседаний советы директоров (наблюдательного совета) общества, списки аффилированных лиц, заключения аудита общества. (ст. 91) |
Аудит |
Согласно Закону, акционерное общества обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами (ст. 86) |
Таким образом, к числу неоспоримых достоинств Закона "Об акционерных обществах" относится регулирование отношений членов акционерного общества и других лиц, имеющих непосредственное отношение к нему. Необходимо отметить, что Федеральный Закон «Об акционерных обществах» направлен, прежде всего, на ужесточение требований к раскрытию информации, усиление судебного контроля за деятельностью корпораций, развитие законодательства по защите прав мелких акционеров и кредиторов корпорации, повышения внимания к вопросам реорганизации корпораций.
1.3 Анализ проблематики корпоративного менеджмента
Проблемы корпоративного менеджмента оказались в центре внимания исследователей с началом приватизации и устойчивым формированием корпоративного сектора. В течение долгого времени данная тема активно разрабатывалась отечественными и зарубежными учёными. По вопросам корпоративного управления проведено множество эмпирических исследований, в результате которых были выявлены факторы, влияющие на формирования модели корпоративного менеджмента в России.
Чаще всего проблемы корпоративного менеджмента связывают с обособлением прав собственности от прав управления (контроля) в условиях распыленности между множеством акционеров титулов прав собственности [6].
Для того чтобы более точно понять суть проблем, существующих в корпоративном менеджменте, необходимо отметить, что правомочия собственности на компанию, включая конечные права распределены отдельными участниками отношений, это обусловлено преимуществами специализации на использование правомочий различными группами лиц: менеджерами – с одной стороны, акционерами – с другой. Одновременно такая специализация связана с риском, который является важнейшим фактором эффективности системы корпоративного управления.
В самом просто виде, проблемы корпоративного управления сводятся к созданию механизмов, которые призваны контролировать соблюдение интересов акционеров в ситуации, когда значимая для приятия решения (как текущих, так и стратегических) информация распределена ассиметрично в пользу преследующих собственные интересы менеджеров при условии сохранения возможностей принятия ими решений об использовании активов компании [6]. Одновременно предполагается, что менеджеры обладают преимуществами в принятии профессиональных решений.
В связи с обозначенными проблемами необходимо отметить, что права собственности и права управления отделены друг от друга, что предполагает различные информационные требования к организации работы, той или иной компании. Поэтому необходима корректировка набора организационно-правовых форм, более четкого определения статуса публичной компании, механизмов изменения статуса компании, а также спецификации ответственности директоров и менеджеров, урегулирования комплекса вопросов, связанных с крупными сделками и сделками с заинтересованностью. Для разрешения проблем, которые связаны с формированием системы управления, используется два механизма: «внешний» и «внутренний» контроль. Механизм «внешнего» контроля включает следующие элементы: фондовый рынок, рынок корпоративного контроля, рынок услуг менеджеров высшего звена. Фондовый рынок и рынок корпоративного контроля взаимосвязаны, поскольку переход корпоративного контроля от одной группы к другой осуществляется с помощью покупки пакета акций, которые могут быть предложены к продаже акционерами, если управление компанией неэффективно[6]. Необходимо обратить внимание, что формы «внешнего» контроля связаны с развитием рынка ценных бумаг и с разграничением юрисдикций корпоративных споров и трудовых споров, при участии должностных лиц компании.
Информация о работе Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода