Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ теории корпоративного менеджмента и правовой базы и изучение его развития в условиях экономики переходного плана.
Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
анализ теории корпоративного менеджмента;
изучение правовой базы корпоративного менеджмента;

Оглавление

Введение 3
Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы
Основное содержание корпоративного менеджмента 5
Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 9
Анализ проблематики корпоративного менеджмента 11
1.4 Анализ американской модели корпоративного менеджмента 14
1.5 Анализ европейской модели корпоративного менеджмента 16
1.6 Анализ российской модели корпоративного менеджмента 19
2 Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода
2.1 Оценка стратегического менеджмента корпорации в условиях рынка 22
2.2 Специфика формирования корпоративных отношений 24
2.3 Инновационная политика корпоративного предпринимательства 26
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

ddd.docx

— 148.56 Кб (Скачать)

содержаниЕ

 

 

Введение 3

  1. Анализ состояния научных теорий корпоративного менеджмента и правовой базы 
    1. Основное содержание корпоративного менеджмента 5
    2. Анализ содержания Закона РФ «Об акционерных обществах» 9
    3. Анализ проблематики корпоративного менеджмента  11

1.4 Анализ американской  модели корпоративного менеджмента 14

1.5 Анализ европейской  модели корпоративного менеджмента 16

1.6 Анализ российской  модели корпоративного менеджмента 19

2 Корпоративный  менеджмент в условиях экономики  переходного периода 

2.1 Оценка стратегического  менеджмента корпорации в условиях  рынка 22

2.2 Специфика  формирования корпоративных отношений 24

2.3 Инновационная  политика корпоративного предпринимательства 26

Заключение  28

Список использованных источников 30 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном мире, управление - многогранная сфера деятельности, от него зависит не только производительность фирмы, но и качество самой продукции. Корпоративное управление направлено на усиление контроля за выполнением корпоративных действий, оно включает в себя как процесс управления организацией (управленческую деятельность), так и механизм управления. Эффективная корпоративная политика способствует успешному функционированию предприятия и его развитию.

Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, увеличением числа акционерных обществ; во-вторых, зависимостью производительности компании от качества корпоративного менеджмента.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема корпоративного менеджмента и его особенностей находится в центре внимания многих исследователей. Данный вопрос рассматривался в трудах таких исследователей, как: Винслав Ю.Б.[1], Масютин С.А.[2],  
Ермоленко В.В.[13], Шифрин М.Б.[11], Дж. Д. Хангер [12].

Цель курсовой работы – анализ теории корпоративного менеджмента и правовой базы и изучение его развития  в условиях экономики переходного плана.

Предмет исследования – особенности корпоративного менеджмента.

Задачи курсовой работы:

    • анализ теории корпоративного менеджмента;
    • изучение правовой базы корпоративного менеджмента;
    • анализ проблематики корпоративного менеджмента
    • анализ современных моделей корпоративного менеджмента;
    • оценка корпоративного менеджмента в условиях экономики переходного периода.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме корпоративного менеджмента.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы профессиональной периодической печати, ресурсов Internet.

Структура курсовой работы: введение, два раздела, заключение и список использованных источников.

Во введении дается обоснование выбранной темы, ее актуальность, описание использованной литературы.

В первом разделе рассматриваются теоретическая основа и правовая база корпоративного менеджмента. Анализируется проблематика корпоративного менеджмента и его современные модели.

Второй раздел включает в себя особенности корпоративного менеджмента в условиях экономики переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВОВОЙ БАЗЫ

 

 

1.1 Основное содержание корпоративного менеджмента

 

 

Определение корпоративного менеджмента, в современном управлении не является единственным. Все определения зависят от ряда различных факторов: страны, автора, метода корпоративного управления.

Для наилучшего понимания корпоративного менеджмента, необходимо дать определение корпорации. Винслав Ю.Б. описывает ее как акционерное общество, в силу чего предметом корпоративного регулирования выступают организационно-управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерного капитала. [1]

Таким образом, корпорация это организация, признанная юридическими лицами, основанная на объединенных капиталах, предусматривающая долевую собственность и характеризующаяся управлением на верхнем уровне иерархической структуры.

Рассмотрим несколько понятий корпоративного менеджмента.

Корпоративный менеджмент – современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйствующей системы, характеризующейся наличием корпоративной стратегии, корпоративного стиля работы менеджеров всех уровней, корпоративной культуры, финансовой и информационной открытости, системы защиты прав акционеров и владельцев других ценных бумаг предприятия-эмитента[2].

 ФКЦБ России: под корпоративным менеджментом следует понимать систему взаимоотношений органов управления и владельцев ценных бумаг, акционеров [3].

Таким образом, корпоративный менеджмент это набор правил, которые обеспечивают такое управление корпорацией, которое подходило бы акционерам данного предприятия.

Отличительные признаки корпоративного менеджмента, представлены на рисунке 1.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Отличительные признаки корпоративного менеджмента [3]

 

Необходимо отметить что, корпоративный менеджмент и корпоративное управление – два разных термина. Менеджмент более узкое понятие, в отличие от корпоративного управления, которое представляет собой совместную деятельность всех органов управления.

 Таким образом, необходим определенный свод правил, удовлетворяющий как акционеров компании, так и её инвесторов. В некоторых странах существуют кодексы корпоративного менеджмента. Они включают в себя информацию о принимаемых стандартов и внутренних нормах, которые позволяют устанавливать и регулировать порядок корпоративных отношений и эффективно управлять корпорацией [3].

Необходимо сделать вывод, что корпоративный менеджмент является системой, которая включает в себя как исполнительные органы акционерного общества, так и другие заинтересованные стороны.

1.2 Анализ содержания Закона РФ  «Об акционерных обществах»

 

 

Федеральный закон "Об акционерных обществах" – считается основой формирования корпоративных отношений.

Он был принят в 1995 г., но претерпевал многократные поправки и дополнения. На сегодняшний день принято большое количество Федеральных законов о внесении изменений в Федеральных закон "Об акционерных обществах". Это свидетельствует о заинтересованности законодательства в эффективном и стабильном развитии корпораций и корпоративных отношений.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» состоит из 14 глав, которые содержут 94 статьи. В таблице 1.1 отображены основные элементы корпоративного менеджмента в ФЗ «Об акционерных обществах» от 18.07.2009 N 18-ФЗ.

 

Таблица 1.1 –Анализ ФЗ «Об Акционерных обществах» [5]

 

Элементы корпоративного менеджмента

Отображение в Федеральном законе

от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ

«Об акционерных обществах»

Общее собрание акционеров

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров (п.1 ст.47). К их компетенции относятся: внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; реорганизация общества; определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества и др. (п.1 ст. 48).

Квалифицированное большинство при принятии особо важных решений

Решение вопросов, связанных с внесением изменений в устав, реорганизацией, ликвидацией, совершением обществом крупных сделок и некоторыми другими проблемами, принимается общим собранием акционеров большинством в голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (ст. 49, п. 4)




 

Продолжение таблицы 1.1. – Анализ ФЗ «Об акционерных обществах» [5]

 

Совет директоров

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство над деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров (п.1 ст.64).

Создание совета директоров

Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций более 50 (ст. 64 п. 1)

Досрочное прекращение полномочий членов совета директоров

По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно. (ст.66 п.1)

Участие независимых директоров в составе совета директоров

Закон не содержит требования об обязательном вхождении в состав директоров – лиц, не связанных с компанией деловыми отношениями. Законом устанавливает, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более в совете директоров общества. Но данная квота является слишком большой и не защищает акционеров от сосредоточения власти в руках небольшого количества человек (ст.66 п.2)

Преимущественное правило покупки акций

Акционеры – владельцы голосующих акций общества имеют преимущественные права на приобретение ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им голосующих акций общества.

Однако данное право должно быть определено уставом и действовать только в случае размещения обществом посредством открытой подписки голосующих акций и ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, с их оплатой деньгами.

(ст. 40, п. 1)

Раскрытие информации

Закон содержит общий перечень документов, к которым акционерное общество обязано обеспечить доступ акционерам. Такими документами, в частности является устав общества, документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы; протоколы собраний акционеров общества, заседаний советы директоров (наблюдательного совета) общества, списки аффилированных лиц, заключения аудита общества.

(ст. 91)

Аудит

Согласно Закону, акционерное общества обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами (ст. 86)


 

Таким образом, к числу неоспоримых достоинств Закона "Об акционерных обществах" относится регулирование отношений членов акционерного общества и других лиц, имеющих непосредственное отношение к нему.  Необходимо отметить, что Федеральный Закон «Об акционерных обществах» направлен, прежде всего, на ужесточение требований к раскрытию информации, усиление судебного контроля за деятельностью корпораций, развитие законодательства по защите прав мелких акционеров и кредиторов корпорации, повышения внимания к вопросам реорганизации корпораций.

 

 

1.3 Анализ проблематики  корпоративного менеджмента 

 

 

Проблемы корпоративного менеджмента оказались в центре внимания исследователей с началом приватизации и устойчивым формированием корпоративного сектора. В течение долгого времени данная тема активно разрабатывалась отечественными и зарубежными учёными. По вопросам корпоративного управления проведено множество эмпирических исследований, в результате которых были выявлены факторы, влияющие на формирования модели корпоративного менеджмента в России.

Чаще всего проблемы корпоративного менеджмента связывают с обособлением прав собственности от прав управления (контроля) в условиях распыленности между множеством акционеров титулов прав собственности [6].

Для того чтобы более точно понять суть проблем, существующих в корпоративном менеджменте, необходимо отметить, что правомочия собственности на компанию, включая конечные права распределены отдельными участниками отношений, это обусловлено преимуществами специализации на использование правомочий различными группами лиц: менеджерами – с одной стороны, акционерами – с другой. Одновременно такая специализация связана с риском, который является важнейшим фактором эффективности системы корпоративного управления.

В самом просто виде, проблемы корпоративного управления сводятся к созданию механизмов, которые призваны контролировать соблюдение интересов акционеров в ситуации, когда значимая для приятия решения (как текущих, так и стратегических) информация распределена ассиметрично в пользу преследующих собственные интересы менеджеров при условии сохранения возможностей принятия ими решений об использовании активов компании [6]. Одновременно предполагается, что менеджеры обладают преимуществами в принятии профессиональных решений.

В связи с обозначенными проблемами необходимо отметить, что права собственности и права управления отделены друг от друга, что предполагает различные информационные требования к организации работы, той или иной компании. Поэтому необходима корректировка набора организационно-правовых форм, более четкого определения статуса публичной компании, механизмов изменения статуса компании, а также спецификации ответственности директоров и менеджеров, урегулирования комплекса вопросов, связанных с крупными сделками и сделками с заинтересованностью. Для разрешения проблем, которые связаны с формированием системы управления, используется два механизма: «внешний» и «внутренний» контроль. Механизм «внешнего» контроля включает следующие элементы: фондовый рынок, рынок корпоративного контроля, рынок услуг менеджеров высшего звена. Фондовый рынок и рынок корпоративного контроля взаимосвязаны, поскольку переход корпоративного контроля от одной группы к другой осуществляется с помощью покупки пакета акций, которые могут быть предложены к продаже акционерами, если управление компанией неэффективно[6]. Необходимо обратить внимание, что формы «внешнего» контроля связаны с развитием рынка ценных бумаг и с разграничением юрисдикций корпоративных споров и  трудовых споров, при участии должностных лиц компании.

Информация о работе Корпоративный менеджмент в условиях экономики переходного периода