Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:14, доклад
Наиболее значимым фактором внутренней среды с точки зрения конкурентных преимуществ компании является корпоративная культура. Внутренняя культура должна соответствовать требованиям внешней среды и стратегии фирмы. И в случаях достижения такого соответствия всецело заинтересованные в своем труде работники формируют эффективно работающую организацию.
Важнейшие показатели культуры управления - профессиональная этика и деловой этикет.
Профессиональная этика – это совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Она включает моральные принципы и правила, понятия долга, чести.
Профессиональная этика базируется на общечеловеческой этике. Ее основа – добросовестный труд, умножение личного и общественного достояния, высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения между людьми, честность, гласность, демократизм, непримиримость к несправедливости, бюрократизму, волоките.
В практической деятельности профессиональная этика реализуется с помощью форм, методов, приемов, правил, установленных процедур, образующих деловой этикет.
Деловой этикет – это формы и методы этических и этико-психологических взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.
Менеджеру в процессе управления приходится не только соблюдать общечеловеческий этический кодекс, но и следовать этикету делового человека, который включает нормы обращения, приветствия, знакомства, деловые отношения, культуру делового протокола, внешний облик, манеру поведения и т.д.
Приведем некоторые положения делового этикета.
Обращение. Первыми здороваются мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим.
Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Лучше обращаться к коллегам по имени и отчеству.
По имени можно обращаться к ближайшим сотрудникам, к молодым, если они не возражают против этого. В деловой обстановке обращаться к подчиненным следует только на «вы». Обращение на «ты» допустимо лишь при неформальных отношениях. При первой деловой встрече с незнакомыми людьми следует представиться либо вас должны представить организаторы встречи. Мужчина обязан представиться женщине первым.
Деловые отношения. В деловых отношениях соблюдают субординацию, означающую, что каждый ведет себя в соответствии с занимаемой должностью и служебным положением. Необходимо придерживаться принципа эмоциональной нейтральности в отношениях с подчиненными. Менеджер обязан относиться ко всем сотрудникам ровно, выдержанно, независимо от личных симпатий и антипатий. В любой ситуации необходимо вести себя корректно.
Менеджеру следует помнить, что излишняя фамильярность не способствует созданию деловой обстановки. Следует максимально ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет, если там уже кто-то находится. Желательно, чтобы все лица, которым необходим прямой контакт, имели фиксированное время визита. В то же время чрезмерная недоступность ведет к недостатку текущей информации, задержкам в принятии решений.
Приглашая на беседу, следует предупреждать о времени, длительности, теме беседы. Чтобы беседа закончилась успешно, эффективно, необходимо:
высказываться кратко и по существу;
опираться только на фактические данные, не увлекаться деталями;
избегать назидательности;
осторожно использовать слово «я».
Менеджер должен уметь слушать, не перебивая, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела. Не высказывайтесь «с ходу» по служебным вопросам. Категоричность и безапелляционность не повысят наш авторитет. Умейте быть внимательными к собеседнику.
Интерес, восхищение и похвала подчеркивают важность беседы.
Учитесь понимать человека, обращая внимание на глаза, мимику, жесты, позу.
Внешний облик, манеры. К внешнему облику участников предпринимательской деятельности предъявляются весьма высокие требования. Бизнесмен (менеджер) должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищеные ботинки – свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.
В мире деловых людей чрезвычайно высоко ценится серьезное отношение к своему имиджу. И это неудивительно, ведь важнейшей составляющей бизнеса являются межличностные контакты. Успех же общения напрямую зависит от умения людей подать себя и оставить хорошее впечатление. Поэтому менеджеру требуется воспитать в себе умение правильно вести себя в обществе. Прежде всего, это естественность поведения, непринужденность в обращении, раскованность, сочетающиеся с глубоким уважением к окружающим, т.е. с тем, что называется тактом. Тактичный человек терпимо относится к окружающим, не вмешивается в чужие дела, не ноет и не жалуется на свой трудности.
Важную роль в формировании имиджа менеджера играет одежда. Ведь недаром говорится, что встречают по одежке, а провожают по уму. Одежда – это визитная карточка руководителя. Выбор деловой одежды становится важнейшим условием делового успеха. Но подобрать модный, к лицу костюм – этого мало. Одежду еще надо уметь носить. Ведь один и тот же пиджак на двух людях может сидеть совершенно по-разному. Помимо пропорций фигуры здесь большую роль играет осанка, умение держаться, ходить, садиться и вставать. Не последнее дело – манеры менеджера, знание им делового этикета, правил хорошего тона [1,с. 196].
Большое влияние на внешний вид человека оказывает и его вкус. Вкус – это чувство глубокого внутреннего понимания красоты. У каждого человека он свой.
Профессионалы считают, что большинство руководителей одеваются неправильно. Причин две: первая – недооценка своего внешнего вида; вторая – чрезмерное увлечение модой. Единство стиля одежды достигается выбором однотонных и однофактурных элементов. Рекомендуются одноцветные костюмы коричневого, синего, бежевого и серого тонов. С ними хорошо гармонируют одноцветные рубашки и галстуки. Не рекомендуется надевать пестрые или темные сорочки, а также сорочки с короткими рукавами. Особо о галстуке. Так уж сложилось, что сегодня об умении мужчин одеваться судят в первую очередь по галстуку. Правило здесь такое: галстук должен либо сочетаться по цвету с костюмом и сорочкой, либо контрастировать с ними. Так, к однотонной сорочке идут галстуки с рисунком. К сорочке в полоску или клетку – однотонные, спокойной расцветки. С костюмами светлых тонов принято носить яркие галстуки (табл.1) [1, с.196-197].
Таблица 1 – Рекомендуемые цветовые сочетания элементов одежды
Костюм | Рубашка | Галстук | Ботинки | Носки |
Серый | Белая, голубая, розовая, слоновой кости | Любого цвета | Черные | В тон галстука |
Темно-синий | Белая, светло-розовая, слоновой кости | Красно-черный | Черные | Черные |
Темно-голубой | Белая, слоновой кости | Серо-красно-бордовый | Черные, темно-коричневые | Серые, бордовые |
Темно-синий | Белая | Бело-красно-голубой | Черные | Темно-голубые, темно-бордовые |
Темно-зеленый | Слоновой кости, светло-розовая | Красно-зелено- коричневый | Коричневые | Коричневые |
Песочный | Светло-голубая | Темно-голубой | Светло-коричневые | Светло-голубые |
Светло-коричневый | Белая, розовая, табачная | Зеленый, бордовый, красно-черный | Кофейные, красно-коричневые | Бордовые |
Темно-коричневый | Белая, бежевая, светло-розовая | Зелено-коричневый, красно-черный | Коричневые | Кофейные, бордовые |
Черный | Белая | Серебристо-серый, красно-черный | Черные | Дымчатые, черные, темно-фиолетовые |
Что касается рисунка ткани, то следует помнить, что одинаковые рисунки плохо сочетаются, если они рядом. Поэтому их рекомендуется разделять однотонным элементом.
В официальной обстановке пиджак всегда должен быть застегнут, кроме самой нижней пуговицы.
Что касается обуви, то черная больше всего подходит ко всем видам и цветам костюма.
Носки лучше иметь не очень яркие и броские, например серые или черные.
Для того чтобы одежда хорошо сидела, нужно уметь ее правильно выбирать при покупке. Выбирая костюм, сильно сомните материал. Если после этого он не распрямится – ищите другой. Лучше всего ведет себя костюм из шерсти или смеси шерсти с синтетикой и хлопком. Джинсовая ткань и вельвет для делового человека не подходят.
Длина рукава пиджака должна быть на 12см выше кончика большого пальца. Брюки следует примерять в обуви, которую вы собираетесь с ними носить. Длина брючин сзади должна доходить до середины каблука, а спереди образовывать одну складку внизу. Между поясом и телом брюк должна свободно проходить ладонь. Манжеты рубашки должны высовываться из-за рукавов пиджака на один сантиметр. Рекомендуется к каждому костюму иметь, по меньшей мере, три рубашки и два галстука. Нежелательно класть в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.
На официальных приемах требуется определенная одежда, об этом сообщают в приглашении. Костюм, надеваемый в официальных случаях, не должен быть спортивным, а пиджак и брюки – разного цвета.
Необходимо следить за походкой: ходить твердо, прямо не вразвалку, с достоинством.
Не следует сидеть, развалившись в кресле или на самом краешке стула, раскачиваться на нем, класть ногу на ногу, покачивать ногой во время разговора. Жесты должны быть сдержанными и целесообразными. Не следует забывать, что на внешний вид и манеры менеджера обращают внимание. Необходимо чувство меры – всякие отклонения раздражают окружающих и «работают» против успеха. Менеджеру надо следить за впечатлением, которое он производит на окружающих, но не ради самолюбования, а для самокоррекции.
Культура телефонного разговора. Умение правильно корректно говорить по телефону так же важно, как и умение правильно строить деловые отношения. Разговор должен быть коротким, вежливым, касаться существа дела. Набрав номер и услышав, что трубку сняли, следует поздороваться, убедиться, что связались с нужным абонентом, назвать себя и попросить к телефону, употребляя слова «пожалуйста», «будьте добры» и т.д. нужного вам человека (в случае ошибки надо извиниться и повесить трубку). Представляясь по телефону, следует четко называть не только фамилию, но и имя и отчество. Если разговор должен быть обстоятельным, надо поинтересоваться, имеет ли собеседник время вас выслушать.
Сняв трубку по звонку, называют организацию или свою фамилию. В случае занятости просят перезвонить в удобное для менеджера и абонента время.
Не следует вести частные переговоры в присутствии постороннего лица.
Если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивать разговор должен его инициатор.
Не следует звонить по делам в выходные дни. Если необходимо позвонить на квартиру замужней женщине или женатому мужчине, надо непременно назвать себя и извиниться за беспокойство.
Деловой протокол. Деловой протокол – это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при ведении переговоров.
Условливаться о встрече или переговорах принято не менее чем за два-три дня, при этом заранее следует уточнить вопросы, выносимые на обсуждение, а также продолжительность встречи. В этот же момент стороны договариваются о материалах, необходимых для обсуждения, а также итоговых документах или устных декларациях. Время начала переговоров принято неукоснительно соблюдать обеим сторонам.
На столах участники должны найти бумагу и письменные принадлежности. Желательно иметь также прохладительные напитки. Хорошим тоном будет подать чай или кофе.
Организацию деловых встреч целиком берет на себя сторона-инициатор либо по договоренности одна из принимающих сторон. Зачастую переговоры проводят в форме таких протокольных мероприятий, как коктейль, ланч, ужин, иного рода приемы.
Ланч (завтрак) устраивают обычно между 12 и 13 ч, он длится 1 – 1,5 ч (45 – 60 мин – завтрак и 25 – 30 мин – кофе или чай).
Чай устраивают между 16 и 18 ч, как правило, для женщин. Возможно приглашение мужчин. Продолжительность приема 1 – 1,5 ч.
Начало коктейля (а-ля фуршет) – между 17 и 18 ч, длится он 2 ч. Проводится стоя.
Обед – наиболее почетный вид приема – назначают в промежутке от 20 до 21 ч. Длится он обычно 2 – 3 ч и более, за столом проводят примерно час, остальное время в гостиных.
«Шведский стол» - угощение по принципу самообслуживания. Менее официален, нежели обед.
Ужин начинается в 21 ч и позднее. Отличается от обеда временем проведения.
Прием должен быть тщательно подготовлен. В этот процесс входят: выбор вида приема, составление списка приглашенных, заблаговременная рассылка приглашений, составление плана рассаживания гостей за столом, меню, подготовка помещений, сервировка столов и обслуживание гостей, подготовка тостов или речей, определение порядка проведения приема. Проводя прием, будьте внимательны и доброжелательны ко всем приглашенным.
Если вы получили письменное приглашение на прием, на него необходимо ответить. Приходить следует точно в указанное в приглашении время [6, с.399-400].
Информация о работе Корпоративная культура в системе менеджмента