Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:40, контрольная работа
Первая концепция организационных методов была разработана в 20-х годах видным деятелем НОТ П.М.Керженцевым (2,81-128). Для неё характерны следующие особенности:
учёт опыта использования организационных методов в военной, государственной, партийной сферах и в зарубежной практике;
организационные методы, используемые в разных сферах, базируются на ряде сходных принципов;
организационные методы представляют такую совокупность мер, способов и приёмов, с помощью которых создаётся, направляется и разрушается организация (в последнем случае – с помощью методов дезорганизации);
наряду с организационными методами существуют организационные приёмы, которые являются творческими находками самих руководителей.
1. Характеристика организационного метода управления
2. Морально-психологический климат в коллективе: фактора, влияющие на него
3. Существует ли различие в категориях: управление и руководство? Если да, то какие?
4. Функция самоменджемента « организация и реализация решений»
Содержание
1. Характеристика организационного метода управления
2. Морально-психологический
климат в коллективе: фактора, влияющие
на него
3. Существует ли
различие в категориях: управление и руководство?
Если да, то какие?
4. Функция самоменджемента
« организация и реализация решений»
Первая
концепция организационных
учёт
опыта использования
организационные методы, используемые в разных сферах, базируются на ряде сходных принципов;
организационные методы представляют такую совокупность мер, способов и приёмов, с помощью которых создаётся, направляется и разрушается организация (в последнем случае – с помощью методов дезорганизации);
наряду
с организационными методами существуют
организационные приёмы, которые
являются творческими находками
самих руководителей.
В
состав организационных
организационный
план (организационное планирование)
инструктирование;
формы инструктирования: директива (лозунг); постановление (декрет); инструкция; приказ;
распределение сил;
организация заново и реорганизация;
ориентация;
переговоры;
методы дезорганизации;
Организационные приёмы.
В
современной практике
Первая группа. Методы, с помощью которых создается та или иная система (предприятие, организация, учреждение) – типовые организационной структуры, методы проектирования структур (целевой, нормативно-расчетный, функциональный, информационно-операционный), регламентирование (уставы, положения, должностные инструкции).
Вторая
группа. Организационные методы, используемые
в процессе управления (руководства)
созданной системой – организационно-
Третья группа. Организационные способы, применяемые для улучшения, совершенствования системы, – методы организационного анализа, реорганизации, организационного развития.
Четвертая группа. Методы, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию, – методы дезорганизации, расформирования.
Пятая группа состоит из методов, рассматриваемых по основным элементам процесса управления (см. таблицу 1).
Таким
образом, организационные
Недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяет выделить несколько типов руководителей.
Первый тип (знающий – умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип руководителя-организатора.
Второй тип (знающий – не умеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.
Третий тип (умеющий – частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новейшими методами.
Четвертый
тип (не умеющий – незнающий): руководитель
данного типа не является организатором.
Именно такие руководители чаще всего
совершают, как отмечал видный деятель
НОТ П.М.Керженцев, «организационные
преступления», т.е. своими действиями
нарушают азбучные истины и принципы
организации практического
2. Морально-психологический климат в коллективе: фактора, влияющие на него
Морально-психологический
трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том
случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность
к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда,
гласное обсуждение результатов трудового процесса.
Верный признак благоприятного морально-психологического климата —
активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может
принять форму самоуправления.
Другим признаком положительного морально-психологического климата
является высокая продуктивность коллективной работы. Следующий признак — развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Можно заключить, что формирование положительного морально -психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе.
Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и
неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными
обязанностями руководители (например, бригадир — начальник цеха). В этих
условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о
психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми,
формирует трудовой коллектив.
Особенность психологической
между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками.
Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это
отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее
определение понятию совместимости. Психологическая совместимость — это
социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в
способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои
действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной
деятельности.
Если эффект совместимости
между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом
деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.
Сработанность — показатель согласованности межиндивидуального
взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность
характеризуется
высокой продуктивностью
образом, основа сработанности — успешность и выгодность именно совместной
деятельности, когда между ее участниками возникает согласованность
действий. М. Г. Рогов и Н. Н. Обозов показали, что для нормального
функционирования коллектива очень важна сработанность на уровне
«руководитель — заместитель».
Для налаживания дисциплины, повышения производительности труда и
создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо
знать
межличностные отношения в
протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся
на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые
конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем
перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, — углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.
В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных
поступков
заложена психологическая сущность
воспитания и стимулирования трудящихся.
Эти средства воздействия позволяют
удерживать личность в рамках определенных
моральных требований общества
и выработанных государством законов.
Однако предпочтение в воспитательной
работе должно отдаваться поощрениям.
Наказание же следует
рассматривать как крайнюю
меру воспитательного воздействия,
и его нужно уметь очень
осторожно применять. Постоянный страх
человека, что он может быть
наказан за то или другое
неправильное действие, за допущенную
ошибку при проявлении инициативы,
порождает рутинеров и